Самый современный святой

Самый современный святой

Отрок Христов

Автор книги — см. беседу с ним — ­духовный сын старца Гавриила. Он написал свою книгу как выполнение наказа старца и с его благодатной помощью. 

Будущий исповедник веры (мирское имя Годердзи) родился в 1929 году. Крещеный в раннем возрасте, он впервые услышал о Христе, когда сосед ссорился с соседом и воскликнул: «Ты меня распинаешь, как Христа!». Васико (так все звали Годердзи по имени отца, которого он очень рано лишился) заинтересовался, о ком идет речь и что значит «распинать». Сосед... не знал и посоветовал спросить в церкви. Церковный сторож сказал о Евангелии. Мальчик накопил денег и купил Евангелие. С этих пор и до конца жизни он думал только о Христе.

Дома его не понимали, тогда он ушел из дома. Скитался по монастырям, где его принимали с любовью, но могли оставлять у себя лишь на несколько дней, ввиду строгого запрета принимать детей. Ночевал на кладбищах и потом рассказывал, что изгнал этим страх. Спал на каменных плитах у храма, согреваемый прилегшими рядом собаками. Его приютила на зиму гадалка и отказалась в итоге от своего ремесла — ради Христа. Летом подросток вернулся к родным, мать примирилась с его религиозностью.

У Васико при себе всегда была палка — жезл или посох. Днем на нее прилетали птицы, в темноте — летучие мыши. Мальчик бегал с палкой, а те держались на ней.

Солдат

Сын ответил за отца

Василий Ургебадзе был убит, когда его сыну Годердзи не было и двух лет. Убийство, скорее всего, было местью за коллективизацию и раскулачивание, которые осуществлял убежденный коммунист. Он принимал также участие в разрушении храмов. По этой причине с юных лет Васико говорил себе: «Что разрушил отец, сын должен восстановить». Своими руками он восстанавливал храм вмч. Георгия. Описан удивительный эпизод: мальчик передвигал такие камни, какие не мог сдвинуть силач! Он искал на помойках выброшенные иконы, восстанавливал их и берег у себя. По возвращении из армии взялся строить храм во дворе родного дома. Приходили, ругали, разрушали, он восстанавливал, строил дальше и — построил, храм и сейчас стоит. Читатель может познакомится с видео, где рассказывается об этом храме. 

 
 Церковь, построенная отцом Гавриилом 

Служитель Церкви

После армии Васико продолжительное время работал сторожем в кафедральном Сионском соборе; ему разрешили убираться в храме. Тогдашний патриарх Мелхиседек III благоволил молодому ревнителю чистоты внешней и внутренней, так как и сам был таким ревнителем. Выполнив обязанности при храме, Васико одевался как нищий и ходил по улицам босой, восклицая: «Проснитесь, признайте Христа и веруйте!». В феврале 1955 года молодой человек постригся в монахи и вскоре был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха.

Он служил в разных храмах. Как ревностный исповедник был весьма неугоден властям, на него воздвигали клевету. В в 1960 году после смерти патриарха Мелхиседека, будущий святой  лишился покровителя. Он нашел утешение в монастыре Бетании, старцы которого приняли в нем участие. Они скончались, монастырь закрыли. Рассказывают о чуде «на прощание» от иеромонаха Гавриила. Сторож выразил ему сокрушение, что пчелы покинули только что монастырскую пасеку и улетели в лес. Он опасался, не покинула ли обитель вместе с пчелами и благодать. Гавриил ответил: «Дабы ты не сомневался, ..., что Божия благодать не покинет эту обитель до второго пришествия, помолимся ко Господу...» — он повернулся в сторону, куда указал ему сторож, перекрестил лес. Через несколько минут пчёлы с жужжанием вернулись обратно.

Проспект Руставели  Дом правительства. Напротив видна церковь св. Георгия

1 мая 1965

Иеромонах Гавриил был в этот день в церкви святого Георгия, расположенной напротив Дома правительства. В центре здания, естественно, висел портрет Ленина. Шла демонстрация, и праздничный шум долетал до находившихся в храме. Одна из прихожанок вспоминала, как отец Гавриил сказал: «Ну всё, хватит! Иду на муки, Господи! Знаю, что расстрела не избежать, но я всю жизнь мечтал пострадать за Христа...». Держа в руке небольшую канистру с бензином, он быстро прошел сквозь толпу демонстрантов и подбежал к 12-метровому портрету. «Как вы можете поклоняться антихристу?! Надо славить Господа Бога, Христа!» — с этими словами будущий святой облил портрет Ленина и поджег. Пламя мгновенно охватило полотно, и вскоре на раме остались лишь почерневшие нити проволоки.

Иеромонах Гавриил 

В заключении

Иеромонаху сломали челюсть и несколько ребер. Он чудом выдержал истязания и побои, удары ногами по голове. В конце концов его отправили в изолятор Комитета госбезопасности и посадили в камеру смертников. Но угрозу расстрелять не исполнили, перевели в тюрьму.

В тюрьме сокамерники пытались навязать новичку свой «порядок». Но вышло иначе, они стали ... вместе с ним молиться! Не давали отцу Гавриилу заниматься уборкой: «Мы всё сделаем, ты только говори с нами!». Даже так говорили: «С нами такой человек сидит, что на свободу выходить не хочется!»

В психиатрической лечебнице, куда его перевели, врачи говорили: «Гавриил, мы тебя наполовину боимся, наполовину любим!». Старец вспоминал, что там ему было очень непросто, но 19 ноября 1965 года с документом «шизофрения: видит Христа», иеромонаха Гавриила выпустили на свободу. 

 
 Старец Гавриил с монахинями 

Отлученный от храма и причастия

Удивительно, что гонения на будущего святого со стороны родной Церкви начались не сразу, он даже совершал богослужение. Но тогдашнего католикоса-патриарха Ефрема II вызвали к уполномоченному по делам религии, подвергли допросу и сказали: «Иеромонах Гавриил сжёг портрет Ленина, наверное, по вашему подстрекательству...» Вскоре патриарх запретил священника к служению, а затем иеромонаха Гавриила вообще перестали пускать в храмы. Большей горечи нельзя было ему доставить. Опять он скитался, как в отрочестве, просил милостыню. Так продолжалось несколько лет.

Возвращенный к служению — но как это было!

Один из главных храмов Грузии — Светицховели в Мцхете. Отец Гавриил пришел туда перед храмовым праздником, и впоследствии так рассказывал: «Под праздничное утро было мне откровение. — как будто я взлетел и опустился прямо в алтарь. Вижу — там катликос и священники. Литургия должна начаться, готовятся. В это время я увидел Божию Матерь и Спасителя. Они остановили католикоса: "Только от него примем Жертву!" — и на меня показали. <...> Утром, до начала литургии, мне сказали: "Католикос зовёт!"Пришел. Он испуганно взглянул на меня. Видимо, и ему было видение, но мне ведь не скажет. Спросил, готов ли я к Причастию. Потом позвал священника: "Одень Гавриила, пусть войдет в алтарь и проводит обедню"». Рассказывая, отец Гавриил всегда объяснял: «Я не потому говорю это, что я что-то из себя представляю, а для того, чтобы хорошо запомнили: что бы ни случилось, никогда не теряйте надежду на Господа!». Тогда же отец Гавриил был назначен духовником в монастырь Самтавро и в семинарию в Мцхету. В монастыре Самтавро он прожил более двадцати лет. 

Гарантия от превозношения

Смысл юродства удивительно прост: оно надежно помогает подвижнику избежать высокого мнения о себе. Мысли о собственной значимости не одолевают блаженного. Преподобный Гавриил юродствовал — когда хотел. Притворялся пьяницей и исцелял от пьянства. Носил на голове диадему, медную, начищенную. Как-то раз он стоял с ней на патриаршем богослужении. Католикос спросил прилюдно: «Гавриил, у тебя диадема золотая?» Старец ответил: «Что вы! Мне бы тогда голову отрезали!» 

 
 Старец Гавриил 

Один-ноль в пользу юродивого

Однажды две девушки, духовные дочери иеромонаха Гавриила, встретили его на улице в городе. Они хотели встать на колени и взять благословение, но между ними и духовным отцом была лужа, поэтому девушки лишь благоговейно поклонились. Преподобный встал перед ними на колени в лужу и протянул руки, беря благословение. Те тут же встали на колени перед ним, а он весело посмотрел на них и сказал: «Один — ноль». 

С юных лет прозорливец

Однажды Марго, гадалка, приютившая Васико, не смогла принимать посетителей — заболела. Мальчик сказал, что примет сам. Утешал, советовал, предсказывал, говорил, как есть. Но только иначе, чем его благодетельница, с верой во Христа и беседой о Нем. Люди пошли уже к Васико. Так Марго и обратилась.

Прозорливость старца Гавриила была «сквозная» и в отношениях с ним «делом обыкновенным». Он знал, с чем к нему приходили. Мог вывести монахиню из церкви и не дать ей причаститься, потому что знал, что на исповеди она грехов не сказала, а только жаловалась.

Но главным было то, какую атмосферу создавал вокруг себя старец. В его келье (уже ее описанием книга Малхаза Джинория уникальна) люди не только согревались теплом любви, но переставали думать о лишнем и с сокрушением вспоминали о своих грехах — осознавая порой, что сами от себя заслонили. 

 
 Обретение мощей

Непреложное сострадание

Отзывчивость иеромонаха Гавриила не знала сомнений. Увидев страждущего, он сразу брался ему помогать. Узнав однажды о больном одиноком старике, жившем в страшной грязи, святой пришел к нему с помощницей. Старика выкупали, дом прибрали, мусор и лишние вещи выбросили. Как пишет Джинория, «вонь сменилась ароматом, который неизменно сопровождал отца Гавриила». Устыженные соседи пришли помочь. Отец Гавриил причастил немощного старика, а когда тот через несколько дней скончался, похоронил как полагается.

То, что прославление старца Гавриила состоялось всего через 17 лет после его кончины, связано более всего с тем, какое невообразимое число чудес совершалось по молитвам у его могилы. Получить об этом представление можно, посмотрев недавний фильм «Я жду вас в Самтавро».

Знакомство с жизнеописанием иеромонаха Гавриила оставляет впечатление ни с чем не сравнимое. Обилие чудес, совершенных старцем при жизни и, по молитве к нему, после блаженной кончины, сопоставимо лишь с чудовторениями святителя Николая или другого, жившего раньше отца Гавриила, но также близкого к нам по времени святого — святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. При этом со старцем Гавриилом «пересеклись» (по времени жизни) совсем не старые сейчас люди, а я был уже зрелым человеком, когда он почил.

 
 Рака с мощами прп. Гавриила 

22 апреля 1965 года наш класс заставили писать сочинение о любви к «вождю мирового пролетариата». Если б мы узнали, что произойдет через 9 дней в Тбилиси, мы бы пришли в восторг. Но главное, что поражает — это близость «святой реальности», встреча с ней при встрече со старцем.

Ему было видение разгневанной Пресвятой Богородицы (он говорил впоследствии, что никому не пожелал бы увидеть тот лик Пречистой), оно возникло в ответ на молитву старца Гавриила об умножении грузинского народа. Гневалась Она из-за распространенности абортов: «Я буду множить, а они убивать?» — с этими словами Богородица повернулась и ушла. Даже при чтении становится... серьезно!

«Только любовью можно будет спастись» — говорил старец о приближении последних времён. Нередко, юродствуя, он ходил, держа над головой кувшин без дна. И восклицал: «Человек без любви похож на кувшин без дна!».

Материал подготовил Андрей Мановцев
Татьянин день