Символ веры вместе с детьми

Сапрыкина Анна
Символ веры вместе с детьми

«Как горчичное зерно уже содержит в себе все ветви растения, так и в Символе веры содержится всё откровение Божие, которое находится и в Ветхом, и в Новом Завете», – писал святитель Кирилл Иерусалимский, автор одного из первых пространных толкований на Символ веры – «Поучений огласительных». Поэтому каждый человек, считающий себя православным христианином, должен понимать, о чем и зачем – каждый из 12 тезисов-членов православного Символа веры.

Как именно его изучать? Святитель Феофан Затворник (Говоров) всего полтора столетия назад описал «самый простой способ к уяснению истинной веры»:

«Кто читать умеет, возьми православный катехизис, или православное исповедание веры, найди там объяснение каждого слова Символа веры и утверди его в мысли и памяти твоей. Стоит в Символе: верую – посмотри в катехизис, что оно значит, и затверди то. Стоит: во единаго Бога Отца – прочитай, чему учат слова сии, и запомни то. Стоит: Вседержителя, Творца – посмотри, какие истины содержатся здесь, и заучи их. Так, всякое слово Символа разъясни себе помощию катехизиса и в мысли своей удержи твердо сие объяснение. Потом, почасту перечитывая Символ веры, вместе с тем приводи себе на память и объяснение всех слов его: что забудешь, опять посмотри в катехизис и затверди. Так в короткое время ясно и определительно узнаешь все содержание святой веры нашей, и всякий раз, как будешь прочитывать Символ веры, в мысли твоей будет проходить вся картина Божественного Домостроительства нашего спасения и все сокровенные таинства премудрости Божией, явленные в сем, и будет оживлять и освежать внутреннюю храмину духа твоего, подобно тому, как в утреннюю прохладу освежается и очищается застоявшийся в комнатах воздух свежим воздухом. И чем больше будешь вникать в сие ведомое, тем больше будет оно уясняться, расширять твой умственный кругозор и сообщать твердость и непоколебимость духовному ведению твоему».

Это простейший план минимального самообразования, доступный любому мало-мальски грамотному человеку.

А если у нас есть семья, дети, то к нашему самообразованию просто подключаем заботу об образовании родных детей. Ведь, напомню, родители призваны учить своих детей вере, должны, как апостолы, проповедовать Евангелие тому малому народу, к которому они посланы Богом – своим детям (подробно писала о таком подходе в статье «Апостольский пост: миссия семьи»). Чтобы помочь детям уяснять истинную веру, будем встраивать подобные уроки в жизнь всей своей семьи, постараемся привлечь внимание детей разных возрастов к каждому члену Символа веры, постараемся сделать объяснения этих важнейших истин запоминающимися и наглядными.

Это не сильно сложнее, чем план святителя Феофана, но все же требует небольших организаторских усилий со стороны родителей. О том, как это всё можно организовать, как раз и поговорим.

Как изучать Символ веры всей семьей

Прежде всего напомню, что отсутствие нужных знаний у родителей – не повод отказаться от занятий с детьми. Ведь все мы, независимо от уровня образования и времени нахождения в Церкви, призваны и сами учиться вере, и учить вере своих детей. Просто если мы сами «не образованы», будем учиться параллельно со своими детьми, будем им объяснять – по дороге поймем основы учения сами. Между прочим, задача «учить своих детей вере» может стать тем самым пинком, который и правда заставит нас, не откладывая на абстрактное будущее, приступить к «уяснению» нашей родной веры, самим что-то искать, узнавать, читать.

1. Выбираем время для занятий. Символ веры состоит из 12 членов, каждый член требует отдельного внимания, разговора. Так что однажды по вдохновению сесть и разом всё изучить – не получится. Положиться на настроение и свободное время – дело гиблое, потому что на настроении протянуть пару-тройку занятий – реально, а вот 12 и больше – нереально вовсе. Чтобы мы правда смогли всей семьей разбирать члены Символа веры, необходима установленная регулярность таких занятий. На этот момент обращает внимание отец шестерых детей, профессор-геолог, протоиерей Глеб Каледа в своей замечательной книге «Домашняя Церковь», когда говорит именно о домашних занятиях Законом Божиим:

«Систематизированность предполагает… последовательность ознакомления с предметом и регулярность занятий, для которых должен быть выбран определенный день недели. Без такой жесткой календарной фиксации домашние занятия будут постоянно откладываться и переноситься по множеству уважительных и мало уважительных причин».

По опыту, лучше устанавливать не конкретное время, а привязывать урок к какому-то неизменному семейному делу. Например, заниматься каждый день после ужина (это удобно летом, во время отпуска и детских каникул) или раз в неделю (это реалистичнее) – по субботам после обеда или по воскресеньям после возвращения из храма и завтрака, кому как удобно. Очень важно, чтобы было правда удобно, иначе просто ничего не выйдет. Если заниматься раз в неделю, то 12 занятий, по уроку на каждый член Символа веры, растянутся месяца на три. Отлично: три месяца мы будем все вместе снова и снова возвращаться к таким важным темам! В моей семье подобные уроки растягиваются порой и на полгода, и на год. Спешить некуда, это ведь просто – образ жизни, в который встроено знакомство с Законом Божиим.


2. Подбираем основные источники, на которые будем опираться для проведения уроков. Для родителей, которые не имеют богословского образования и педагогического опыта, источники – это удобный готовый план занятий, а заодно – понятное содержание каждого домашнего урока.

Элементарная база – учебник «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского, придуманный как раз, в частности, для семейного изучения предмета. Раздел «О вере христианской» этой книги – и есть подробное объяснение каждого члена Символа веры. Здесь с разных сторон рассказано о каждом слове Символа, о каждой идее, которая стоит за каждым словом и словосочетанием «Верую». Во время домашнего урока можно просто читать детям этот учебник, вот и всё. Среди плюсов – здесь есть интересные отсылки к научным и историческим данным, это может быть интересно подросткам.

А можно взять катехизис, как советовал святитель Феофан Затворник. В катехизисах объяснения каждого члена Символа веры короче, чем у Слободского, меньше подробностей, но зато – точнее с догматической точки зрения и в чем-то проще. Если пугают объемы, если хочется быстро пройти тему, катехизис – оптимальный вариант.

Можно опираться на катехизис святителя Филарета Московского – самая база, но для детей он может показаться излишне витиеватым, все же это язык XIX века.

А можно взять катехизис современного святителя – Николая Сербского, называемый «Вера святых». Его катехизис написан удивительно легко. Мне кажется, если выбирать лишь один источник толкования Символа веры – хорошо брать именно его. Просто, ясно, доступно святитель Николай объясняет самые трудные для понимания тезисы. Его объяснения будут вполне понятны и новоначальным взрослым, и подросткам, и детям.

Каждую из перечисленных книг хорошо держать в каждом православном доме, так что в любом случае стоит однажды купить бумажный вариант. Но вообще всё это в полном объеме находится в сети в свободном доступе.

Конечно, на свете существует еще множество больших и серьезных толкований Символа веры, но мне кажется, что для семейных занятий стоит брать максимально простые источники. И занятие будет короче, и нам самим будет не так страшно.

3. Петь Символ веры. Символ веры входит в утреннее правило, но совсем не в каждой семье получается собираться всем вместе и на утреннюю, и на вечернюю молитву – чаще люди вместе молятся вечером, то есть Символ веры не поют. А те родители, которым по утрам удается молиться вместе с детьми, обычно сокращают то правило, которое рассчитано на участие детей, то есть в таком случае Символ веры могут и не петь, и не читать. Если у нас всё именно так, тогда хотя бы в период «домашнего изучения Символа веры» стоит специально ввести в общую молитву это исповедание веры, и лучше всего – именно петь, хором. Сначала – по молитвослову, потихоньку текст сам собой выучится наизусть. Если это кажется сложным, если не успеваем пропевать такое длинное песнопение в будние дни, можно петь хотя бы по выходным. Тут принцип – лучше хоть как-то, чем совсем никак. Если у нас вообще нет общесемейной молитвы – хорошо прямо сейчас, не откладывая, ввести ее в свою жизнь (зачем и как это можно сделать, я писала в статье «Домашняя молитва с детьми: инструкция по выживанию»).

Простейшая схема урока

Один член Символа веры – один урок. Безо всякой подготовки просто садимся вместе с детьми и читаем им – и самим себе – вслух катехизис («Вера святых» святого Николая Сербского). Это совсем немного текста: сначала озвучивается член Символа веры, а затем идет короткое объяснение.

Читаем за подход только про один член. Во-первых, это будет очень короткое чтение, на всё про всё не больше пяти минут (я засекала). Во-вторых, объяснение одного члена – это очень важная и емкая информация, пусть она поживет в голове, пусть душа ее переварит потихоньку. Если читать разом много, скопом – многое из всего этого невероятно важного просто пропадет.

Вот такое простейшее занятие – просто чтение катехизиса вслух – и есть «знакомство с основами веры». Это лучше, чем ничего. Жалкие пять минут в неделю на чтение катехизиса могут выкроить даже самые занятые родители и загруженные дети.

Если есть желание немного расширить этот простейший подход, если хочется, чтобы дети были чуть внимательнее и больше запомнили – можно добавить следующее.

  • Не просто прочитывать катехизис, но сначала задавать детям те вопросы, которые предлагает сам святитель Николай Сербский. Так, вопрос катехизиса: «Почему мы называем Бога Отцом?». Озвучиваем вопрос, адресуем его детям. Пусть ответят, что думают, а потом мы зачитаем ответ на этот вопрос из книги. Так дети будут слушать активнее, будут вникать. Если детей несколько, тогда простые вопросы катехизиса адресуем малышам, посложнее, «философские» – старшим детям. При этом напомню: в этой ситуации неуместно восхвалять «правильный» ответ и тем более корить за «неправильный». Это формат «рассуждаем вместе», а не «вычисляем, кто тут самый умный и кто освоил православную риторику».
  • Можно взять в качестве «основного пособия», помимо «Веры святых», еще мою книжку «Верую! Наглядное объяснение Символа веры». В таком случае может быть два варианта.

Первый вариант: папа читает катехизис Николая Сербского, а ребенок держит в руках книжку «Верую», разглядывает картинки, которые оказываются иллюстрациями ко всем основным темам этого катехизиса.

Второй вариант: сначала папа читает катехизис, а потом вместе с ребенком смотрит книжку, получается – повторение и закрепление пройденного, а также – дополнительные ракурсы, которых не было в катехизисе. Но, безусловно, без моей книжки запросто можно обойтись.

Более сложная схема урока

Совсем не обязательно и даже не желательно, а просто возможно устроить чуть более сложные домашние уроки по изучению Символа веры. Основой всё равно будет описанная выше «простейшая схема», просто добавляем к ней больше наглядности, больше вариантов привлечения внимания детей, выходим на разные другие интересные смежные темы.

Здесь, скорее всего, будет уже по два урока на один член Символа веры, а также надо будет добавить время на подготовку к занятиям. Впрочем, тут уж как пойдет, я предлагаю всего лишь набор ориентиров и не более того.

I этап. Подготовка.

Сначала сами просмотрим выбранный «основной источник» (катехизис, Закон Божий Слободского или книжку «Верую! Наглядное объяснение Символа веры»). Если какая-то тема нас особенно заинтересует – поищем еще информацию об этом в книгах и в интернете. Опираемся именно на свой собственный интерес: идем не от задачи «научить детей», но от задачи «вместе научиться». Ведь если что-то правда интересно мне – я смогу интересно рассказать об этом своим детям. Например: в катехизисе только названия девяти ангельских чинов. Интересно, что стоит за каждым названием? Узнаем сами, подготовим картинки и расскажем во время нашего домашнего урока обо всем этом своим родным детям.

Также сейчас, до урока, можно предложить детям подготовить что-то вроде наглядного пособия. Берем бумагу для черчения формата А4, карандаши, фломастеры. На этой бумаге предлагаем детям написать текст одного члена Символа веры (списать из молитвослова) и украсить, проиллюстрировать так, как дети сами захотят. Такое написание текста, во-первых, само по себе спровоцирует внимание к словам Символа веры. Во-вторых, хоть немножко подумать, как украсить этот плакатик, – значит подумать над содержанием текста. В-третьих, когда мы начнем наш домашний урок, мы повесим на стену (или на доску, или на холодильник) этот плакатик, по нему будем читать в начале урока текст исповедания веры, ведь будем разбирать почти каждое слово – будем держать эти слова перед глазами. В-четвертых, можно все 12 плакатиков с членами Символа веры повесить в ряд на стене, это будет напоминанием и повторением пройденного.


Можно писать текст не современными русскими буквами, а по-церковнославянски – тогда это написание будет еще и освоением церковнославянского языка. Очень уместное действо, если дети уже знают Символ веры, давно поют-подпевают его – теперь знакомые слова в новом витиеватом очертании легко прочитаются. Можно при этом написать текст аккуратно, красиво, каллиграфически: это будет заодно настоящим занятием по каллиграфии. Первую букву-буквицу ребенок пусть украсит – образцы вариантов оформления буквиц можно легко найти по запросу в сети.

А можно предложить детям написать текст параллельно на двух языках: например, на греческом и славянском – так, чтобы каждое слово было расположено напротив своего перевода. То есть на одной строке на славянском пишем: «Верую во Единаго Бога». В параллельном столбце ровно напротив этой строки – слова на греческом: «Πιστεύω εἰς ἕνα Θεὸν». Так дети 8–10–12–15 лет нечаянно и запросто получают элементарные представления о языке православного богословия, заодно буквально руками воспринимают и запоминают важность соотнесения русских переводов с греческими первоисточниками. Если мы худо-бедно способны ориентироваться в греческом – будем обращать внимание детей на некоторые переводы важнейших понятий, употребленных в Символе веры. Но если не хочется так мудрить – так и не надо.

Если у нас детей несколько, можно предложить им писать каждому по одному члену (или по два, или по три – в зависимости от того, сколько именно у нас детей). Так они нарисуют все плакаты разом, потом мы будем доставать эти пособия к каждому очередному занятию.

Если наши плакатики получились не очень страшными, их можно использовать как элемент оформления интерьера. Когда моя семья жила в убитой двушке и у нас было пятеро детей (можете себе представить, как выглядит квартира, в которой битком набиты маленькие дети, домашний спортивный комплекс и несколько тысяч экземпляров книг), я прикрепляла такие плакатики к стене в коридоре, прямо скотчем – стены были изрисованы и побиты, было не жалко их портить. А когда мы построили свой дом, я сразу запланировала использовать для таких наглядных пособий лестничный проем – вдоль лестницы у нас теперь 12 рамок: шесть – на одной стене, шесть – на другой. Ровно для 12 членов Символа веры. Содержимое рамок легко можно менять, вставлять туда что захотим на любые темы.

II этап. Урок-объяснение.

Всё то же самое, что было описано в «простейшей схеме». То есть читаем вместе выбранный источник. Можно добавить также обсуждение – если оно само сложится, если сами захотим и если дети будут включаться. При этом будем ориентироваться на наши плакатики: если писали на разных языках – попросим детей прочитать текст изучаемого члена на этих языках, если дети не могут – прочитаем сами, если и сами не можем – включим запись из интернета, таких записей полно на самых разных языках, в том числе на греческом.

Обсуждение конкретного члена Символа веры можно дополнить разглядыванием тематических картинок. Это просто: например, проходим третий член Символа веры – о том, как Бог воплотился от Девы Марии. Посмотрим иконы Благовещения (в поисковике запрос – «иконы Благовещения»). Хорошо после икон посмотреть и картины на эту же тему (поиск в сети нам снова в помощь) – так мы закрепляем пройденное знакомством с шедеврами русского и мирового изобразительного искусства.

Каждый член Символа веры построен на текстах Священного Писания (ссылки есть и в катехизисах, и в книжке «Верую! Наглядное объяснение Символа Веры») – при желании можно прямо во время нашего домашнего урока открыть какие-то из этих текстов, зачитать в подтверждение того или иного тезиса.

Если всё это вставить в один урок – будет долго, дети устанут, особенно если они маленькие. Так что смотрим по ситуации, если дети явно не включаются или быстро выключились – сворачиваем объяснения, сказали главное – и хватит. Но бывает, дети сами просят, спрашивают, спорят – тогда по возможности, наоборот, продолжаем разговор, если нет подготовленных материалов – ищем ответы на детские запросы прямо сейчас, вместе с детьми.

III этап. Повторение и закрепление.

Урок-повторение должен быть устроен на следующий день после предыдущего или через несколько дней после него, но не в тот же самый день. Так, если первый был в среду – пусть этот будет в субботу. Если занимаемся раз в неделю – то этот урок через неделю после первого. Повторение имеет смысл потому, что оно «мать учения». Также на первом уроке мы узнаем информацию, на второй – даем какие-то новые отсылки к теме.

На уроке-повторении повторяем, собственно, текст пройденного в прошлый раз члена Символа веры. Просто прочитаем сами или попросим прочитать ребенка. Теперь за каждым словом и словосочетанием будут вставать смыслы, усвоенные на прошлом уроке. Будем надеяться, что хоть какие-то смыслы были усвоены…

Также на уроке-повторении можно подключить второй источник. Например, если в прошлый раз был текст катехизиса, сейчас – книжка «Верую! Наглядное объяснение Символа веры». Что есть под рукой и что кажется интереснее, что именно выберем – не принципиально.

Если на основном уроке обращались к иконам и живописи, сейчас можно обратиться к музыке: каждую тему можно проиллюстрировать молитвенным песнопением или «просто» песней. Так теоретические рассуждения о вере переходят в практику – молитву; догматы преломляются в поэзии православной гимнографии. А заодно мы интегрируем в уроки Закона Божия знакомство с русской и мировой культурой.

Вот лишь некоторые идеи такого «музыкального» завершения уроков по каждому из 12 членов Символа веры.

I. После знакомства с первым членом – слушаем 102-й псалом «Благослови, душе моя, Господа». Только что говорили о Боге как о Творце мира – и вот, прославляем Создателя мира, Заботливого Промысленника о вселенной и о каждом из нас. Узнали, каковы основные свойства Бога, – и теперь иначе – об этом же. Ведь царь Давид говорит в 102-м псалме, что Господь щедр, и милостив, и долготерпелив, и очищает наши беззакония, исцеляет недуги, избавляет от смерти, исполняет во благих желания наши… Услышим призыв царя-пророка – помнить заповеди и благодеяния Божии и всегда благословлять Господа.

Вот запись этого псалма в исполнении хора Московского Сретенского монастыря:

II. Поговорили про второй член, про Единородного Сына Божия, про то, что значит имя «Иисус», что значит «Христос», и теперь перейдем от информации – к жизни. Расскажем (или напомним) детям об Иисусовой молитве – о простом и коротком призывании Имени Иисуса Христа. Напомним детям о том, что эту молитву хорошо повторять, если где-то и когда-то, неважно где и когда, вспомнишь о Боге. Когда сидишь в автобусе, когда бежишь в школу, когда скучаешь в очереди на кассу, когда с тревогой ждешь раздачи экзаменационных материалов на ЕГЭ – просить Света от Света, Бога истинна от Бога истинна: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня!».


III. Рассказали детям о третьем члене Символа веры, о том, как Сын Божий воплотился от Духа Свята и Марии Девы, – значит, говорили о Благовещении и вообще о Матери Божией. Закрепляем рассказ обращением к молитве, конечно, хорошо известной детям: «Богородице Дево, радуйся». Здесь – слова из евангельского приветствия ангела и прославление Царицы Небесной.

Вот удивительное исполнение этой молитвы: так поют в четвертом уделе Богородицы, в Дивееве. Когда я была девочкой, то немножко жила в одном дивеевском скиту, и каждый день мы вдвоем со скитоначальницей обходили территорию с иконой «Умиление», фонариком и пением «Богородице» на этот распев.

Также можно послушать эту молитву на музыку Чайковского или Рахманинова. Это важный момент – чтобы дети воспринимали вероучение, в частности, как ключ к пониманию русской и мировой культуры. Чтобы с детства и навсегда было впитано: человек, не знакомый с основами веры, – это необразованный человек, даже если он объявляет себя каким-нибудь атеистом.

Показать, что и сегодня композиторы продолжают вдохновляться церковной гимнографией, можно, обратившись к музыке современных сочинителей. Так, хорошо вместе с детьми послушать исполнение «Богородице, Дево, радуйся» на музыку руководителя хора, церковного регента, дирижера, композитора Алексея Лытасова:

А можно еще усилить эффект знакомства с основами искусства: если дети хорошо знакомы с русской православной молитвой Богородице и, конечно, с евангельскими сюжетами, можно разобрать также Ave Maria на латыни (хотя бы начало – это просто), послушать этот гимн на музыку Шуберта в исполнении, скажем, Лучано Паваротти. Вот так запросто семейные занятия способны знакомить детей не только с основами учения нашей святой Церкви, но также восполнять и другие пробелы школьного образования, предлагать детям элементарное знакомство с основами русской и мировой культуры.

IV. Четвертый член Символа веры – вновь о Втором Лице Святой Троицы, о распятии, страдании и погребении Христа. Поговорили с детьми на эту непростую тему – теперь можно вместе послушать короткий гимн «Единородный Сыне», написанный, по преданию, императором Юстинианом. Это как раз повторение основных истин Символа веры о Сыне Божием. Это уже не только исповедание нашей веры, но обращение к Тому, в Кого мы верим:

«Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!».

Мне кажется, поначалу лучше всего прослушать в самом простом исполнении, просто на 3-й глас – так, как это дети услышат в большинстве храмов на литургии.

V. Пятый член – о воскресении Иисуса Христа на третий день, так, как об этом возвестили пророки в Священном Писании. Теперь вспомним о том, что Крестом пришла радость всему миру, ведь смертью Своей Спаситель разрушил смерть – послушаем песнопение «Воскресение Христово видевше». Эту торжественную молитву поют в храме на всенощном бдении после чтения Евангелия, а на пасхальных часах повторяют целых три раза подряд. Наверняка наши дети хотя бы слышали слова этого пасхального песнопения – сейчас как раз провод вникнуть в слова, послушать в самом разном исполнении, какое больше по сердцу. Например, в больших храмах его нередко поют на музыку Павла Чеснокова.

VI. Говорили с детьми про шестой член Символа веры – значит, говорили о вознесении Спасителя, о том, что Он с нами во вся дни до скончания века. Говорили о том, где же сейчас находится Бог, и, конечно, что значит «седяща одесную Отца». После изучения этого члена можно включить запись одного из древнейших церковных гимнов – песнопение «Тебе Бога хвалим», текст которого составил в конце IV столетия святитель Амвросий Медиоланский. Здесь обращение ко всем Лицам Святой Троицы, но в частности – к Сыну Божию: «Ты одесную Бога седиши во славе Отчей».

Этот гимн поют на третий тропарный глас, но мне ближе исполнение этой благодарственной молитвы на музыку Дмитрия Бортнянского, например, в исполнении хора Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Матфея (Мормыля):

VII. Завершили изучение членов Символа веры, утвержденных на I Вселенском Соборе, поговорили о Втором Пришествии Спасителя на землю – снова обратимся к псалмам царя Давида, а именно – прочитаем и послушаем 33-й псалом, тот самый, который поют в конце каждой литургии. Ведь мы только что говорили с детьми о Последнем, Страшном Суде, о необходимости стараться жить по заповедям Божиим. И вот – напоминание об этом из глубины веков: будем обращаться к Господу во всякое время, будем искать Его – и Он услышит, и от всех скорбей избавит, в том числе, конечно, и от ада: только бы нам уклоняться от зла и творить благо, иметь сердце сокрушенное и дух смиренный, уповать на Спасителя – и Он избавит наши души от вечной смерти, введет нас в Свое Царство.

Мне кажется, лучше слушать самый обычный распев, например, снова в исполнении хора Сретенского монастыря:

В некоторых храмах есть чудесный обычай петь этот псалом всем храмом. Хорошо, чтобы и мы, и наши дети приучились к такому общему пению, общему делу.


VIII. Познакомили детей с восьмым членом Символа веры – значит, говорили о Святом Духе. Конечно, на поверхности лежит идея с пониманием и вниманием прослушать стихиру «Царю Небесный». Это одна из первых молитв, которые должен знать любой христианин, при этом для детей из церковных семей – скорее всего, слишком привычная, такая, которую произносят на автомате слитно-невразумительно. Так что разговор о Третьем Лице Троицы – повод обратиться к смыслу призывания Царя Небесного и, конечно, начать и правда призывать Утешителя Духа Истины на каждый свой день, на каждое дело.

IX. Девятый член Символа веры – о Церкви. Прекрасный повод после разговора о семье Божией послушать песнопение на стихи святителя Николая Сербского «Вера вечна, вера славна, наша вера православна». Можно и в русском переводе, но вообще и на сербском вполне понятно. В сети есть множество замечательных вариантов исполнения этой песни – поют девушки и мужчины, дети и взрослые, монахи и миряне, соло и хором. Интересны исполнения Дивны Любоевич, хора Минского Елисаветинского монастыря, арт-группы «Ларго». Мне самой ближе всего исполнение группой «Ихтис»:

X. На уроке по десятому члену Символа веры мы говорили с детьми о церковных таинствах, но в первую очередь – о едином крещении во оставление грехов. Закрепить пройденное на этот раз можно прослушиванием песнопения «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» – написанное в точности по словам апостола Павла его послания к Галатам, с присовокуплением древнего воззвания «хвалите Бога» – Аллилуиа. Эту молитву поют во время крещения человека – скажем детям о том, что ее пели и во время их крещения. Напомним, что эти слова апостола – о верности Господу, о том, что вся наша жизнь посвящена, должна быть посвящена – Богу. А еще обратим внимание, что это песнопение мы услышим на литургии в начале службы, его поют вместо «Святый Боже» на Пасху, Троицу, Рождество, Крещение Господне, в Лазареву и Великую Субботу, потому что в древности был обычай крестить людей в эти дни прямо во время литургии.

XI. После разговора о том или ином члене Символа веры мы обращаемся в первую очередь, конечно, к православным церковным песнопениям – и потому, что они так или иначе являются воплощением в жизнь, в молитву тех самых основ вероучения, а еще – таким образом мы всесторонне приобщаем детей к православной культуре. Но, безусловно, в качестве закрепления и завершения уроков Закона Божия можно использовать и косвенные отсылки к любым темам, которые мы затрагивали в разговоре о вероучении – в частности, это может быть обращение к фольклору. Например, после одиннадцатого члена можно послушать старинный духовный стих «Как ходил грешный человече»: или в исполнении ансамбля древнерусской музыки «Сирин», или в исполнении гусляра Егора Стрельникова, или в исполнении этнографа, собирателя русского фольклора Сергея Старостина. Так мы помогаем детям узнавать и любить настоящее, не советско-сценическое, а подлинное русское народное творчество:

XII. Завершаем этот длинный многонедельный урок прослушиванием Символа веры целиком. Необычные варианты исполнения этого песнопения в очередной раз привлекут внимание и к словам, и к темам исповедания веры.

Для начала можно включить «Верую» на музыку Петра Чайковского. Если дети вдруг не знакомы с этим великим композитором – чтобы познакомились. Если знакомы – показываем, что Чайковский – это не только «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Послушать эту запись – значит, во-первых, просто еще раз вслушаться в каждое слово Никео-Цареградского Символа веры, во-вторых – значит подарить себе и детям несколько минут знакомства с драгоценным наследием русской музыкальной культуры. Вот запись в исполнении хора под управлением Валерия Полянского:

Можно послушать также «Верую» на музыку композитора и регента церковных хоров Александра Архангельского. Особенностей здесь много: и то, что основную партию исполняет солист, хор выступает только фоном; и нетипичная экспрессия: например, когда в Символе веры речь идет о Распятии – музыка трагическая, когда в следующем члене утверждается уверенность в Воскресении – песнопение становится ликующе-торжественным; и еще особенное – то, что до нас дошла запись этого произведения 30-х годов XX века в исполнении одного из величайших певцов XX века – Федора Шаляпина в сопровождении хора под управлением Николая Афонского.

Еще один вариант музыкального переложения «Верую», с которым стоит познакомиться, – это исповедание православной веры на музыку Сергея Рахманинова (соч. 31 № 10). Другой подход, другая музыка, другое восприятие. Хор Полянского:

Если прослушаем разные варианты – научимся воспринимать разную музыку. Что-то может прийтись по сердцу, а что-то окажется совсем чуждым – и это, безусловно, нормально: обсудить, выразить, почему что-то нравится, а что-то нет – уже бесценно.

Но, главное, такое прослушивание выполняет банальную роль повторения текста Символа веры.

***

Вот так потихоньку можно вместе с детьми уяснить для себя, какую же веру мы исповедуем, что утверждаем вместе со всей Церковью, когда произносим Никео-Цареградский Символ веры. Вот так, немудреными домашними уроками, всякий желающий может освятить свой досуг, свое общение с детьми.

Конечно, описанные здесь подходы – только начало. Продолжить и углубить эти уроки можно и важно – в самые разные стороны. А еще, если однажды вот так просто изучили Символ веры по катехизису, в следующий раз, на следующем уровне, хорошо почитать что-то более серьезное, например – «Толкование на божественный и священный Символ православной и непорочной нашей веры христианской» святителя Симеона Солунского, «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина.

А главное, конечно, не только читать и изучать, но исповедовать эту веру, возлюбив друг друга едиными усты и единым сердцем. И заявив открыто о своей вере – жить в соответствии с этим исповеданием всей семьей. Предавать самих себя, друг друга и всю жизнь свою Сыну Божию, ради каждого из нас сшедшему с небес, распятому и в третий день воскресшему, и вместе со всеми нашими детьми и с Единой Святой Соборной Апостольской Церковью надеяться и ждать жизни будущаго века в Царстве Христовом.

Православие.ru