Беседы на Евангелие от Иоанна

Автор: протоиерей Олег Стеняев Все новинки

Становление богословской дисциплины «Каноническое право» в Русской Православной Церкви в XIX веке

Становление богословской дисциплины «Каноническое право» в Русской Православной Церкви в XIX веке
Фото: Сергей Ломов
Статья кандидата богословия, кандидата юридических наук, доцента кафедры богословских и церковно-исторических дисциплин Смоленской православной духовной семинарии священника Владислава Багана представляет ретроспективный взгляд на феномен преподавания и изучения богословской дисциплины «каноническое право» в Русской Православной Церкви в XIX в. Работа демонстрирует эволюцию методов и подходов в рамках канонического права в обозначенный период. В заключение представлена сложность и актуальность указанной проблематики при изучении канонического права на современном этапе
Какой смысл обращаться к истории такой богословской дисциплины, как «каноническое право», в Русской Православной Церкви? Существует ли практическая или теоретическая польза от «копания» в «устаревших» монографиях и учебных пособиях? Ответ очевиден. История преподавания и изучения канонического права важна хотя бы потому, что раскрывает множество характерных особенностей системы канонического права в настоящее время. Историческая характеристика развития конкретной дисциплины дает нам возможность вскрыть фундаментальные принципы и концептуальные контуры этого специфического знания. В частности, нынешние актуальные канонические решения в сферах семейного и имущественного права либо формирующейся сферы биоэтики возможны лишь на основании прошлого опыта канонистов и знания фундаментальных принципов церковноправовой области. Проблема формирования канонического права не могла быть предметом комплексного изучения ни в дореволюционный период, ни в советское время по вполне объяснимым причинам. В XIX в. каноническое право еще находилось на стадии своего теоретического оформления и лишь нащупывало собственные концептуальные рамки, а в XX столетии, в период господства атеистической идеологии, практически не расценивалось как предмет для научного анализа. Лишь в последние несколько десятилетий, в постсоветский период, пристальнее обратились к теме становления канонического права в Русской Православной Церкви в XIX в. В предшествующих работах в основном исследовались взгляды отдельных представителей канонического права.

Рассмотрим современные исследования, изучающие феномен преподавания и изучения богословской дисциплины «каноническое право» в Русской Православной Церкви в XIX в. В 1990-е гг. была защищена кандидатская диссертация «Церковное право в романо-германской правовой семье» М. Ю. Варьясом, в которой отражены не только теоретические критерии церковноправовой области, но и представлен краткий обзор истории канонического права в России[1]. Концептуальные положения этой работы предопределили характер исследований в 2000-х гг. К примеру, М. Ю. Варьяс одним из первых в академической среде стал рассматривать церковное право как «корпоративную правовую систему»[2]. Е. П. Гаранова, основываясь на данном теоретическом положении, защитила в 2004 г. кандидатскую диссертацию «Церковное право в правовой системе российского общества (общетеоретический и исторический аспекты)»[3], где также большое внимание уделяется истории церковноправовой области в России. В том же году Д. Д. Боровой представил диссертационное исследование «Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования», где была введена периодизация развития церковного права в России[4]. Среди современных правоведов постсоветского периода проблематикой становления церковного права как научной дисциплины в Российской империи в ХIХ столетии занималась и А. А. Дорская в своем диссертационном исследовании «Церковное право в системе права Российской империи конца ХVІІІ — начала ХХ вв.»[5]. Стоит отметить, что большая часть фактического материала диссертации основывается на детальной рецепции историко-канонических наработок дореволюционных работ М. А. Остроумова, П. А. Прокошева, И. С. Бердникова и др. Работа А. А. Дорской по этой причине представляет собой суммирующее дореволюционные историко-канонические свидетельства информационно-справочное пособие, способное облегчить ознакомление с историей формирования научной дисциплины церковного права в Российской империи в ХIХ столетии.

Среди научных статей и докладов стоит выделить церковноправовые материалы конференций «Церковное право и государственное законодательство в истории России»[6], «Власть и общество в России во время русско-японской войны и революции 1905–1907 гг.»[7], «Церковь и русская правовая традиция»[8]. На последней было представлено исследование Н. Ю. Суховой «Церковное право в православных духовных академиях России: проблемы и традиции», которое более всего приближается к тематике нашей работы[9].

Становление канонического права в Русской Православной Церкви еще интересно потому, что за довольно короткий период с конца XVIII до середины XIX вв. эта дисциплина претерпела ряд фундаментальных изменений, прошла несколько стадий развития. В России в указанный хронологический период каноническое право двигалось в историко-богословском направлении, отчасти обращаясь к области юриспруденции. В итоге изучение и преподавание канонического права осуществлялось в рамках исторической и богословской науки, а не юридической. Лишь благодаря исследовательским трудам А. С. Павлова, Н. С. Суворова, И. С. Бердникова и др. каноническое право стало и органичной частью юридической науки. Более того, к концу XIX столетия оно было причислено к юридическим дисциплинам, хотя и продолжало в большей степени преподаваться в духовных заведениях.

Дореволюционный отечественный исследователь М. А. Остроумов в своей замечательной монографии «Очерк православного церковного права» конкретизировал данную картину и представил четкую периодизацию истории канонического права как научной дисциплины в России. Данная ученым периодизация не устарела по сей день. Каноническое право как богословская дисциплина последовательно прошло стадии своего развития. По свидетельству М. А. Остроумова, начальный период «науки церковного права в России», с 1776 до 1814 гг., охарактеризован как «критико-экзегетический»[10]. Последующие этапы развития канонического права обозначались Остроумовым как «богословский» (1814–1869 гг.) и «юридический» (с 1870 г.). Стоит отметить, что в представленных обозначениях учитывались преобладающий критерий и исследовательское направление. В представленной статье мы сосредоточимся на исследовании критико-экзегетического и богословского этапов преподавания канонического права. П. А. Прокошев в своем монографическом исследовании «Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского»[11] выступил с похожим обзором отечественных систем канонического права, основываясь на компаративистском анализе опытов построения церковного права в первой половине XIX столетия. Наконец, И. С. Бердников в своем неустаревающем доныне учебнике «Краткий курс церковного права Православной Церкви»[12] представил исчерпывающий обзор канонической литературы XIX в.

Как нами будет показано, каноническое право — это сравнительно молодая дисциплина в Русской Православной Церкви. Первые опыты изучения канонического права восходят к рубежу XVIII–XIX вв. Но здесь, будучи исторически последовательным, необходимо обратиться к этапу зарождения духовного образования в России. Первоначальное официальное открытие полноценных духовных школ в России относилось ко времени реформы Петра I в целях удовлетворения нужд в образованных кандидатах на церковные должности[13]. Исследователь отечественного духовного образования протоиерей С. Смирнов указывал, что одно из учебных пособий от 1706 г., по которому вели преподавание в Московской славяно-греко-латинской академии, включало в себя разделы, посвященные основам права гражданского и церковного[14].

Исследовательская работа, связанная с областью канонического права, заключалась в изучении и публикации церковноправовых источников. Например, в 1744 г. ректору Московской славяно-греко-латинской академии архимандриту Порфирию (Крайскому) было поручено сличать с правилами святых отцов издание Номоканона, опубликованного в Киево-Печерской типографии в 1624 г. Существовала практическая потребность в сборе и публикации источников канонического права. В частности, церковный исследователь И. А. Чистович отмечал плачевную ситуацию дефицита опубликованных церковноправовых источников; как органы церковного управления низового уровня, так и некоторые духовные консистории не располагали в необходимом объеме источниками церковного права. С той же проблемой сталкивались и светские правительственные органы, «в которых случалась потребность в голосе церковных законов»[15]. Важно отметить, что многие книги и переводы канонического содержания, напечатанные в Московской типографии в первой половине ХѴIII в., проходили цензуру в Московской духовной академии[16].

До начала XIX в. еще отсутствовала система преподавания канонического права. До этого периода в рамках духовного образования не наблюдалась четкая дифференциация богословских дисциплин — как отмечал протоиерей С. Смирнов, в системе богословских дисциплин духовных учебных заведений ХѴIII в. не было четкого «логического разграничения между предметами догматическими и нравственными»[17]. Более того, сам метод преподавания богословия был основан на механическом зазубривании ограниченного числа трактатов, причем содержательно слабо взаимосвязанных. Таким образом, к рубежу XVIII–XIX вв. говорить о систематическом преподавании канонического права не приходилось. Более того, по свидетельству протоиерея Владислава Цыпина, еще ранее на Руси каноническое право изучалось исключительно с практической целью[18].

Преподавание церковного права, как свидетельствуют протоиерей С. Смирнов[19] и И. С. Бердников[20], было введено в духовных учебных заведениях ближе к концу XVIII в. Важнейшим фактором стала инициатива митрополита Платона (Левшина), которым каноническое право было введено как самостоятельная дисциплина в Московской славяно-греко-латинской академии в 1776 г. Преподавание предмета заключалось в комментировании Кормчей книги, по инструкции за авторством самого митрополита Платона. В том же критико-экзегетическом духе преподавалось церковное право и в Петербургской духовной академии.

В конце XVIII в. важнейшими государственными постановлениями, оказавшими влияние на порядок преподавания богословских дисциплин (к которым относится и каноническое право) в духовных учебных заведениях, стали указ императора Павла I, данный Синоду от 18.12.1797 «Об учреждении Духовных Академий в Санкт-Петербурге и Казани…»[21], и указ Святейшего Правительствующего Синода от 31.10.1798 «О порядке учения в духовных академиях и семинариях»[22]. Императорский указ, направленный на открытие новых духовных академий был мотивирован «попечением о благоустройстве Церкви и призрением к служащим ее, почитая одною из главнейших обязанностей Царствования»[23]. Синодский указ «О порядке учения в духовных академиях и семинариях» установил своего рода стандарт содержания образования в духовных академиях и семинариях: «В Философском классе преподавать краткую историю философии, логику, метафизику, нравоучение, натуральную историю и физику, напечатанную для нормальных училищ, доколе не будет назначена пространнейшая; в Богословском же краткую церковную историю, с показаниями главных эпох; герменевтику, систему догматико-полемического и нравственного богословия и Пасхалии; сверх того читать Священное Писание, с объяснением труднейших мест, да книги: Кормчую, и о должностях приходского священника; толковать публично по воскресным дням перед литургией Апостольские послания по правилам Герменевтики, с присоединением нравоучений»[24]. В число предметов богословского курса с этого момента вошли новые науки: «герменевтика, церковная история, пасхалия, пастырское богословие и каноническое право»[25]. До этого времени, по словам протоиерея С. Смирнова, относительно порядка преподавания руководствовались Указом 1768 г.[26], содержавшим подробные предписания касательно порядка преподавания в духовных учебных заведениях.

Таким образом, на начальном этапе своего существования богословская дисциплина канонического права представляла из себя последовательную экзегезу церковных правил из Кормчей. К этим толкованиям в рамках одного учебного предмета добавлялось изучение Книги о должностях пресвитеров приходских[27], заменявшей тогда предмет пастырского богословия. Совмещение преподавания Кормчей и пасторологии («книги: Кормчую, и о должностях приходского священника»[28]), связанное с государственным регулированием учебной программы посредством предписаний синодского указа «О порядке учения в духовных академиях и семинариях», для того периода было вполне естественным. Разделы и фрагменты канонического права могли попадать в богословские дисциплины церковной истории, догматико-полемического и нравственного богословия и др.

К началу XIX в. система канонического права еще не сформировалась, поэтому, как писал И. А. Чистович, познания в этой области «приобретались в Российской Церкви почти только частным упражнением любителей церковного благоустройства и опытом в церковных судилищах, а не наставлением в училищах духовных»[29]. Таким образом, пока что каноническое право оставалось сферой начетнических интересов и практическим ответвлением церковного суда. И. С. Бердников сделал интересное замечание, характеризующее преподавание и изучение канонического права на тот период времени: «…просто в практическом ознакомлении с правилами, действовавшими на практике и помещавшимися в Кормчей книге и богослужебных книгах»[30]. Но стоит отметить, что уже существовали первые попытки систематизации знания канонического права. К примеру, некоторые разделы канонического права читались в Казанской духовной академии при прохождении философских наук преподавателем Борисом Поликарповым в самом начале XIX в.[31].

В 1808 г. Комиссией духовных училищ была поставлена задача систематизации канонического права: признана необходимость в составлении «краткого хронологически-систематического изложения науки»[32]. В 1809 г. той же комиссией для первого курса Петербургской академии по церковному праву была одобрена следующая программа: «прочитать всю Кормчую… но Кормчую нельзя читать без строгой благоразумной критики»[33]. В проекте Устава духовных академий 1810 г. говорилось: «Каноническое право нашей Церкви требует особенного внимания профессора, тем более, что доселе оно не приведено еще в надлежащий порядок и должно быть пояснено собственными его (профессора) изысканиями»[34].

1814 г. стал датой рождения канонического права как богословской дисциплины в России. Именно в этом году Комиссией духовных училищ было издано следующее предписание; академическое правление обязуется составить по каноническому праву «краткую систему», куда бы входили правила «св. апостолов, соборов и отцов» и Духовный регламент как правовой документ, регулирующий жизнь Православной Церкви в Российском государстве (Журнал Комиссии духовных училищ от 28.04.1814). Делалось пояснение, что, хотя само по себе каноническое право не игнорировалось ранее и частично изучалось вместе с догматикой, тем не менее «системы права не было составлено»[35].

Итак, проблема заключалась в отсутствии системы и организации знания. Поэтому возникла необходимость в создании отдельной дисциплины «каноническое право», хотя сам церковноправовой материал уже имелся. Предметом канонического права были заповеди и законоположения Писания, каноны и постановления Соборов и святых отцов. Но весь этот материал предполагалось излагать системно и с критическим исследованием. Типичное учебное пособие должно было включать в себе несколько разделов: «…предварительное понятие о церкви, соборах и предании, церковное чиноначалие, церковное чиноположение, церковное домостроительство, церковное судопроизводство»[36]. Причем преподавание богословия в духовных академиях имело четкую последовательность: истолковательное и созерцательное; деятельное; обличительное, каноническое право[37]. Учебные реформы духовного образования 1808–1814 гг. в конечном итоге привели не только к новому распределению дисциплин, но и фактически регламентировали учебные программы, методологию преподавания. Интересно, что в результате преобразований академические и семинарские курсы были практически уравнены, но этот паритет оказался иллюзорным. На деле в семинарский богословский курс вместо канонического права была включена церковная археология (в духовных академиях соединялась с церковной историей)[38].

Обратимся к богословским опытам систематизации канонического права за авторством отечественных исследователей XIX столетия. Этой темой активно занимались такие ученые-канонисты рубежа XIX–XX вв., как М. А. Остроумов, П. А. Прокошев, И. С. Бердников. В частности, М. А. Остроумов в своем фундаментальном историко-каноническом обзоре «Очерк православного церковного права»[39] дал свою экспертную оценку работам российских канонистов XIX в. Буквально в то же время П. А. Прокошев в своем монографическом исследовании «Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского»[40] выступил со сходным обзором отечественных систем канонического права, основываясь на компаративистском анализе опытов построения канонического права в первой половине XIX столетия. Центральной системой, как это видно из названия монографии, стал исследовательский опыт канонического права преосвященного Иоанна (Соколова)[41], который оценивался П. А. Прокошевым как эталонное учебное пособие для образовательных заведений середины XIX столетия. Наконец, И. С. Бердников в своем неустаревающем доныне учебнике «Краткий курс церковного права Православной Церкви»[42] представил исчерпывающий обзор канонической литературы XIX в. Итак, перейдем к подробному рассмотрению систем канонического права Русской Православной Церкви в XIX столетии.

Вначале необходимо отметить исследовательскую деятельность святителя Филарета Московского. В 1814 г. ректор Петербургской духовной академии архим. Филарет (Дроздов) составил для второго курса академии конспект по всему спектру богословских дисциплин, в том числе по церковному праву. Данное учебное пособие получило следующее название: «Обозрение богословских наук в отношении к преподаванию их в высших духовных училищах»[43]. В представленной работе дисциплина церковного права была названа как «богословие правительственное или каноническое право (theologia publicae seu jus canonicum)»[44]. То, что в составе богословских наук каноническое право занимало последнее место, автор объяснял тем, что оно «далее всех прочих частей отстоит от средоточия Богословских познаний»[45]. Архим. Филарет (Дроздов) выделял следующие разделы канонического права: «понятия о Церкви, соборах и преданиях; церковное чиноначалие; церковное чиноположение; церковное домостроительство (брачное право); церковное судопроизводство»[46]. Будущий митрополит Московский замечал в своем обозрении, что развитие церковного права в России происходило через ознакомление с книгами канонов, то есть древний способ изложения канонического права был «собирательный» (сборники правил, изложенных в хронологическом порядке их происхождения). Архим. Филарет находил такой способ познания церковного права «неудобным и недостаточным»[47]. Он считал, что «потребно исследование и система»[48]. Опыт его был не самостоятельным и обладал сугубо богословским характером, без отсылок к юриспруденции. Совершенно непонятно, насколько успешно использовались наработки архимандрита Филарета (Дроздова) по каноническому праву, учитывая то, что первый полноценный учебник по этой дисциплине был издан лишь к середине XIX столетия.

Положительный импульс интенсивному становлению канонического права как самостоятельной учебной дисциплины дали многочисленные труды по церковной истории и различным областям богословия в XIX в. Вышеупомянутый митрополит Платон (Левшин) в своем пособии «Краткая церковная российская история»[49] часто обращался к области канонического права в преломлении отечественной истории. А пятитомный «Церковный словарь» П. А. Алексеева (одобрен митрополитом Платоном) закрепил ряд дефиниций таких значимых понятий канонического права, как «закон», «законоучитель», «закон веры», «канон», «канонник», «правило», «правда» и др.[50]. Традицию исторических обозрений митрополита Платона (Левшина) в 1820-е гг. продолжили митрополит Евгений (Болховитинов) в работе «Историческое обозрение российского законоположения»[51] и Г. А. Розенкампф в монографии «Обозрение Кормчей книги в историческом виде»[52]. Как и в предыдущем столетии, развитию канонического права поспособствовали многочисленные публикации источников церковного права. Важнейшим событием стало издание в 1839 г. сборника канонов «Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных, и Святых Отец»[53]. Далее в 1843–1848 гг. издавался многотомник «Творения святых отцов»[54], который, хотя и не был посвящен непосредственно каноническому праву, содержал немалые объемы референтных толкований.

Среди общих работ по богословию, более всего поспособствовавших развитию канонического права как самостоятельной учебной дисциплины, нельзя не упомянуть труд митрополита Макария (Булгакова) «Введение в православное богословие»[55]. Владыка Макарий, будучи самым плодовитым писателем середины XIX столетия в Русской Православной Церкви, более известен как автор многотомника по истории Русской Православной Церкви и учебного пособия по догматическому богословию, хотя он своим «Введением…» обеспечил и движение в области канонического права. Впервые эта работа увидела свет в 1847 г., но впоследствии ввиду ее крайней востребованности пять раз переиздавалась. Предметом канонического права архим. Макарий считал «христианское управление», которое должно изучаться в трех направлениях: историческое обозрение развития права, анализ действующего права и сравнение с иноконфессиональными системами права[56]. В дисциплине канонического права (церковного законоведения) архим. Макарий (Булгаков) выделял два тематических ядра: внутреннее (правила церковного сообщества) и внешнее (взаимоотношения с иными сообществами) право Церкви. В конечном счете, у архим. Макария (Булгакова) складывалась трехчастная система канонического права, по которой в первом разделе исследовались первоначальные права и исторические основания канонического права, далее изучалось внутреннее право Церкви (каноны, регулирующие устройство Церкви, как особого общества верующих), а в заключительном разделе обращалось внимание на внешнее право Церкви (отношение Церкви к обществу гражданскому, иноверцам). Стоит отметить, что многие канонисты впоследствии брали за основу систему церковного права, предложенную митрополитом Макарием (Булгаковым)[57].

Современные исследователи объясняют резкое увеличение с 40-х гг. XIX в. монографий по церковному праву Русской Православной Церкви обстоятельствами политического характера. Период с 1770 до 1840 г. обозначился смягчением правового положения для иных христианских конфессий. Российская империя предоставила им больше обязанностей, прав и институциональных структур, чем уже имели православные. Это и было одним из важных факторов, воздействовавших на усиление изучения церковного права Русской Православной Церкви, иначе возникший перекос мог нанести удар по «господствующему и первенствующему положению» Русской Православной Церкви. С середины XIX в. мы уже наблюдаем целый поток публикаций, посвященных каноническому праву как самостоятельной богословской дисциплине. Безусловно, как и в предыдущие годы, центром формирования богословской дисциплины «канонического права» стали духовные учебные заведения.

Новаторами в области развития церковного права стали учебные заведения Киева. Середина XIX столетия выделяет Киев как центр выработки системы церковного права на основании научной деятельности двух образовательных учреждений. Киевская духовная академия и Императорский университет св. Владимира стали инициаторами формирования церковного права как самостоятельной дисциплины. В том числе на это развитие повлияли изменения в Уставе университетов от 1815 г., по которым в учебную программу юридического факультета вводился предмет «церковное законоведение»[58].

В. И. Аскоченский в своей монографии «История Киевской духовной академии, по преобразовании ее в 1819 году»[59] подробнейшим образом описал событие выхода в свет первого учебника по каноническому праву. До середины XIX в. характер преподавания дисциплины канонического права не зависел от утвержденного учебной программой плана. В 1837 г. в Киевском университете была учреждена кафедра церковного права, которую возглавил протоиерей Иоанн Скворцов. В том же году Киевская духовная академия предложила ввести в преподавательскую программу науку церковного права, поручив ее отцу Иоанну, как уже «занимающемуся данным предметом в другом высшем учебном заведении»[60]. Лишь через десятилетие, в 1848 г. учебник по церковному праву «Записки по церковному законоведению» протоиерея Иоанна Скворцова был опубликован[61]. Как дореволюционные исследователи[62], так и современные историки церковного права[63] считают данное пособие первой попыткой систематического изложения церковного права, первым русским учебником по каноническому праву.

Протоиерей Иоанн Скворцов считал, что дисциплина «церковного законоведения» могла развиваться в двух направлениях. Во-первых, он отмечал факт разнообразия и многочисленности церковных правил и законов: этот канонический свод необходимо было научно систематизировать. Во-вторых, протоиерей Иоанн Скворцов настаивал на научном подходе в отношении изучения состава и устройства Церкви, выявлении общих принципов и закономерностей в системе канонического права. «Записки по церковному законоведению» состояли из двух равнозначных разделов: состав и благоустройство Церкви; перечень и содержание церковных действий[64]. Первый был посвящен свойствам власти и управления в Церкви, церковной иерархии, системе церковных званий и должностей. Второй отражал всю совокупность церковных действий: церковное учение, богослужение и священнодействие, церковный суд и дисциплина, взаимодействие с иными конфессиями и вероучениями[65]. Протоиерей Иоанн Скворцов отмечал, что предметом церковного законоведения могут быть как правила церковного происхождения, так и законы «церковно-гражданские»[66]. Тем не менее, отец Иоанн, будучи типичным представителем богословского направления развития церковного права, склонялся к обоснованию системы церковных канонов посредством теологических установок[67].

В Петербургской духовной академии такой отдельной дисциплины, как «церковное право» не было до 1842 г. Ранее, напомним, она соединялась с догматическим богословием[68]. В 1842 г. каноническое право (церковное законоведение) получило значение самостоятельной науки и учебной дисциплины, с поручением ее наставнику — профессору, доктору богословия, архим. Иоанну (Соколову)[69]. Кафедра церковного законоведения стала действовать там уже к 1844 г.[70]. Архим. Иоанн (Соколов) в декабре 1844 г. был переведен в Петербургскую академию на кафедру каноники, которую и преподавал по 1854 г. включительно. На основании лекций по церковному законоведению было составлено учебное пособие «Опыт курса церковного законоведения»[71], за которое архим. Иоанн (Соколов) получил степень доктора богословия, репутацию первого русского канониста и «отца новой науки православного церковного права»[72]. Эту работу он превратил в полноценный учебник, увидевший свет в 2-х томах еще в 1851 г.[73]. Продолжение его труда вышло фрагментарно в «Православном собеседнике» в 1858–1863 гг. и в «Христианском чтении» в 1863–1866 гг.[74]. Учебник архим. Иоанна (Соколова) стал «первой серьезной попыткой не компилятивного, а научного изложения системы церковного права» и отличался «ясностью изложения, богословской глубиной интерпретации древних канонов, проницательным историзмом в оценке источников»[75].

Как считает П. А. Прокошев, система «церковного законоведения» архим. Иоанна (Соколова) соотносилась с принципами трехчастного построения научной дисциплины «каноническое право», предложенными архим. Макарием (Булгаковым)[76]. Подход Иоанна (Соколова) можно охарактеризовать как «историко-герменевтический». Начальным предметом церковного законоведения было обозрение и изучение церковных источников, «церковного права и законов, как в историческом, так и каноническом смысле»[77]. Далее необходимо исследовать «основные начала церковного права»[78]. Завершающим элементом системы «церковного законоведения» было исследование действующих законов управления Церкви и изучение церковной практики[79]. Архим. Иоанн писал, что главная задача церковного права — «не сочинять законы для церкви, а только с благоговейным вниманием изучать положительные ее правила»[80], поэтому главная задача — «изучить содержание церковных прав и законов, изложить их в общей связи между собой и в систематическом порядке»[81]. Конструкция системы церковного права в трактовке архим. Иоанна (Соколова) оставалась богословской «в широком смысле слова»[82]. Тем не менее, о. Иоанн (Соколов) понимал невозможность построения системы «церковного законоведения» без научного изложения канонического материала[83].

В 1844 г. профессор богословия и канонического права в Казанском университете архим. Гавриил (Воскресенский) публикует небольшую работу «Понятие о церковном праве и его история», которая станет впоследствии классическим введением в предмет «церковного права»[84]. Архим. Гавриила прежде всего волновало концептуальное разграничение церковного права. Он представил систему церковного права, состоящую из нескольких концептуальных областей: право Церкви вообще, церковных лиц, церковных вещей, священнодействия, церковного судоустройства[85]. Можно смело утверждать, что данное тематическое разделение стало господствующим впоследствии в дисциплине канонического права.

В 1868 г. вышла программная статья «О судьбе науки церковного права» известного правоведа, профессора Московского университета Н. К. Соколова[86], а в 1870 г. — другая публикация того же автора «О влиянии Церкви на историческое развитие права»[87]. В 1874 г. увидел свет его авторский учебный курс «Из лекций по церковному праву»[88]. В своем учебном курсе профессор Н. К. Соколов был тоже приверженцем трехчастного построения научной дисциплины «каноническое право». Первая часть церковного права связана с обозрением церковных источников. Причем Н. К. Соколов замечает, что она требует наименьших усилий, потому что уже неплохо исследована учеными предшественниками[89]. Следующая часть посвящена внутренней истории церковного права — генезису церковно-государственных институтов и представляет собой систему общих законов церковного устройства. Третья часть изучает действующее право важнейших Церквей. Учебное пособие «Из лекций по церковному праву» отличалось «ясностью изложения и основательностью»[90], но скоропостижная смерть помешала профессору издать весь курс. Опубликованы лишь введение и первая часть (состав церковного общества). Как отмечают дореволюционные исследователи, профессор Н. К. Соколов был приверженцем богословского направления «канонического права» и продолжателем концепции преосвященного Иоанна[91].

Этот и другие труды стали своего рода фундаментом для дальнейшего построения научной системы канонического права. Тем не менее, в 60-е гг. XIX в. многие отмечали, что каноническое право нашей Церкви не приведено еще в надлежащий порядок[92]. Таким образом, расцвет учебной литературы по канонической дисциплине богословского направления пришелся на середину XIX в. С течением времени развитие церковного права обозначалось смещением акцента с богословского аспекта на юридический. Тем не менее, еще оставалась плеяда исследователей, которые старались не выводить дисциплину церковного права за границы богословия. Отметим, что попытки их достаточно резко воспринимались коллегами-канонистами юридического направления. Ведь юридический подход в области церковного права стал господствующим к последней четверти XIX в. Отметим нескольких ученых богословского направления этого периода.

Известный петербургский теолог протоиерей Михаил Измайлович Богословский в 1885 г. в своем «Курсе общего церковного права»[93], по которому вел лекции в Училище правоведения, остановился на двухчастной системе церковного права: общее и особенное церковное право. В общем предполагалось три степени: право основное иерархическое (церковное управление и власть), внутреннее право Церкви (каноническое основание в виде источников церковного права), внешнее право Церкви (взаимоотношения с иными обществами). Особенное церковное право — право разных Церквей[94]. Протоиерей Михаил Богословский видел задачу церковного права в «изложении прав и обязанностей, которые определяются положительными сторонами Церкви и законов, которыми выражаются, оберегаются и поддерживаются эти права и обязанности»[95].

Протоиерей Михаил в своем опыте канонического права придерживался богословского направления и более всего сосредоточивался на проблематике вероучения и нравственности, в ущерб юридической науке. Причем эта тенденциозность была очень ярко выражена через такие темы, как живые примеры святой жизни, причисление к лику святых, отношение Церкви к «домашнему обществу». Такие содержательные разделы не были свойственны учебным пособиям по церковному праву второй половины XIX столетия.

Ученик протоиерея Иоанна Скворцова, профессор КДА и Императорского Университета св. Владимира Петр Александрович Лашкарёв написал в 1886 г. специальную работу «Система церковного права»[96]. В своей работе он опирался на классическую систему церковного права преосвященного Иоанна (Соколова) «Опыт курса церковного законоведения», самого распространенного пособия богословской направленности XIX в. Однако опыт П. А. Лашкарёва был критически воспринят многими специалистами, как невнятный[97]. П. А. Лашкарёв считал, что право Православной Церкви — исключительно греко-римское и византийское, поэтому в исследовании церковного права необходимо намеренно дистанцироваться от современных юридических принципов и теорий и возвращаться к критериям античного права[98]. П. А. Лашкарёв следующим образом разъяснял свою позицию: «Наука права православной церкви <…> должна более или менее отрешать нас от установившихся в настоящее время юридических принципов и теорий, возвращать к воззрениям и принципам мира античного… В ряду других юридических наук <…> она должна уметь износить из своих сокровищниц ветхое перед лицом новых. Когда выделится она “архаизмом мудрости”, она займет почетное положение и между другими юридическими науками»[99]. Профессор И. С. Бердников рассматривал подобный подход как крайне устаревший и обращающий науку церковного права вспять[100]. Все методологические недостатки работы П. А. Лашкарёва связаны с концептуальной потребностью оставлять церковное право исключительно в рамках богословия[101].

Опять же, эта концептуальная особенность возвращает нас к системе архим. Иоанна (Соколова). Характерным отличием методики курса церковного права, используемой архим. Иоанном (Соколовым), был т. н. историко-герменевтический подход. Он реализовывался в двухчастной системе: первый раздел рассматривал этапы формирования канонического корпуса Церкви, а второй растолковывал и анализировал отдельные каноны в их хронологической последовательности[102].

Результатом богословского подхода стала публикация П. А. Лашкарёвым авторского курса лекций «Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву», составленного в 1886–1889 гг.[103]. Дореволюционный исследователь С. Т. Голубев в узкоспециализированном богословском подходе в церковноправовой области, которого придерживался П. А. Лашкарёв, видел разрыв дисциплины канонического права с юридическим фундаментом и повреждение естественных связей церковного с гражданским и государственным правом. Тем не менее, профессор П. А. Лашкарёв внес определенный вклад в становление церковного права как самостоятельной дисциплины. Его учебные программы, курсы лекций и монографии по отдельным церковноправовым вопросам оставались популярными не только в академической среде Киева. В частности, его анализ канонического права посредством источников римского права до сих пор сохраняет свое значение.

Дореволюционный литургист и канонист А. И. Алмазов известен своими монографиями по частным вопросам литургики, церковных истории и права. До нас дошла литография курса лекций по церковному праву А. И. Алмазова, прочитанных в Новороссийском университете и опубликованных в 1889 г.[104]. Система права в пособии А. И. Алмазова выглядела следующим образом: вводный раздел, посвященный определению основных категорий церковного права, определению науки церковного права, задачам и содержанию науки, библиографическим изысканиям; изучение источников церковного права в соответствии с хронологическим подходом и независимо от конфессиональной принадлежности; материал по устройству Церкви[105]. В 1915–1916 учебном году для студентов IV курса Московской духовной академии А. И. Алмазов читал курс «Церковное право» уже по устоявшемуся плану предыдущих систем канонического права.

* * *

Как уже было упомянуто выше, дореволюционным исследователем отечественного канонического права проф. М. А. Остроумовым была введена четкая периодизация формирования канонического права как учебной дисциплины в образовательных заведениях Российской империи. Каноническое право прошло ряд последовательных и очерченных стадий. В представленной периодизации характеризующими считались преобладающий критерий и исследовательское направление.

Первичный этап, связанный с зарождением учебной дисциплины, охарактеризован как «критико-экзегетический» (1776–1814 гг.). Он детерминирован особенностями духовного образования в дореформенное время (Устав духовных академий от 1814 г.), когда система преподавания канонического права как таковая отсутствовала. Предмет канонического права заключался в экзегезе церковноправовых источников, а конкретнее — в последовательном комментировании Кормчей книги. Как уже было сказано, на данном этапе в преподавании канонического права отсутствовали систематичность и научная методология, свойственные любой учебной дисциплине.

Последующий пореформенный период (1814–1869 гг.) связан с этапом научного становления канонического права как богословской дисциплины в Российской империи. В это время каноническое право развивается как самостоятельная богословская дисциплина и естественная часть свода богословских наук. Тон в развитии канонического права в тот период задавали лица духовного сословия, представители профессорско-преподавательской корпорации духовных учебных заведений: архимандрит Гавриил (Воскресенский), архимандрит Иоанн (Соколов), протоиерей Иоанн Скворцов, протоиерей Михаил Богословский, П. А. Лашкарёв, А. И. Алмазов. Каноническое право, как богословская дисциплина, считалось производным от христианского вероучения, догматического богословия.

Богословский подход развития канонического права рассматривал системообразующим компонентом тему правового положения Церкви и ее взаимоотношения с государством, обществом, социальными институтами. Приверженцы этого взгляда на развитие канонического права преимущественно говорили о богословских проблемах, облеченных в форму законов, отсюда традиционная категория — «церковное законоведение». Наиболее приемлемым принципом структурации системы церковного права стала дифференциация на внешнее и внутреннее право Церкви. Внешнее содержало вопросы правового регулирования отношений Церкви с государством, обществом, конфессиями и вероисповеданиями. Внутреннее, более пространное, включало в себя проблематику устройства Церкви и церковного управления.

С 1870 гг. параллельно «богословскому» направлению в области изучения каноники возникло т. н. «юридическое», продуцируемое профессорско-преподавательской корпорацией на кафедрах правоведения в светских образовательных заведениях. Данный вектор развития канонического права предполагал большую зависимость в изучении церковноправового материала от историко-критических принципов и научных достижений юриспруденции того времени.

В настоящее время тематика истории становления научной дисциплины «каноническое право» мало интересует исследователей и, можно сказать, располагается вне плоскости актуальных интересов академического сообщества. Поэтому до сих пор существует потребность в комплексном анализе многих еще не решенных вопросов. Какое место занимало каноническое право в системе права Российской империи? Какие существовали научные направления в период становления научной дисциплины «каноническое право»? Как правильно структурировать систему канонического права в современности, учитывая многочисленные опыты построения систем в прошлом?

Богослов.ru


Источники

  1. Алексеев П. А. Церковный словарь. СПб., 41817–1819.
  2. Алмазов А. И. Краткий курс церковного права. Одесса, 1889.
  3. Альбов М. И., свящ. Краткий курс лекций по церковному праву. СПб., 1882.
  4. Бердников И. С. Архаическое направление в церковном праве: (Критический разбор сочинений проф. Киев. акад. П. Лашкарёва: Право церковное в его основах, видах и источниках. Киев, 1886). Казань, 1896.
  5. Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной Церкви. Казань, 21903.
  6. Бердников И. С. Несколько слов по поводу рецензий на исследование профессора А. С. Павлова о 50-й главе Кормчей книги. Москва 1887. Казань, 1891.
  7. Благовещенский А. История старой Казанской духовной академии, 1797–1818 гг. Казань, 1875.
  8. Богословский М. И., прот. Курс общего церковного права. М., 1885.
  9. Гавриил (Воскресенский), архим. Понятие о церковном праве и его история. Казань, 1844.
  10. Евгений (Болховитинов), митр. Историческое обозрение российского законоположения. СПб., 1826.
  11. Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, 1881.
  12. Иоанн (Соколов), архим. Опыт курса церковного законоведения. СПб., 1851. Т. 1.
  13. Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных, и Святых Отец. СПб., 1839.
  14. Лашкарёв П. А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву. СПб.; Киев, 21889.
  15. Лашкарёв П. А. Система церковного права. Житомир, 1886.
  16. Макарий (Булгаков), архим. Введение в православное богословие. СПб., 51884.
  17. Никодим (Милаш), еп. Православное церковное право: сост. по общим церковно-юрид. источникам и частным законам, действующим в автокефальных церквах / пер. с серб. [и предисл.] Мил. Г. Петровича. СПб., 1897.
  18. Остроумов М. А. Очерк православного церковного права. Ч. 1. Харьков, 1893.
  19. Платон (Левшин), митр. Краткая церковная российская история. М., 1805. [Т. 1–2].
  20. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. 1649–1825 гг. СПб., 1830.
  21. Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. Казань, 1895.
  22. Розенкампф Г. А. Обозрение Кормчей книги в историческом виде. М., 1829.
  23. Русский архив, издаваемый при Чертковской библиотеке Петром Бартеневым. Год девятый (1871). М., 1871.
  24. Скворцов И. М. Записки по церковному законоведению. Киев, 1848.
  25. Соколов Н. К. Из лекций по церковному праву. Вып. 1–2. М., 1874–1875.
  26. Соколов Н. К. О влиянии Церкви на историческое развитие права. М., 1870.
  27. Соколов Н. К. О судьбе науки церковного права: (Вступ. лекция, чит. 15 нояб. 1867 г.). М., 1868.
  28. Творения святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. М., 1843–1915.
  29. Филарет (Дроздов), свт. Обозрение богословских наук в отношении к преподаванию их в высших духовных училищах. [СПб.,] 1814.

Литература

  1. Аскоченский В. И. История Киевской духовной академии, по преобразовании ее в 1819 году. СПб., 1863.
  2. Боровой Д. Д. Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования: автореф. дисс. … канд. юр. н.: 12.00.01 / Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь, 2004.
  3. Варьяс М. Ю. Церковное право в романо-германской правовой системе: автореф. дисс. … канд. юр. н.: 12.00.01 / Моск. юр. акад. М., 1997.
  4. Власть и общество в России во время русско-японской войны и революции 1905–1907: тезисы докладов Международной научно-практической конференции. 29–30 сентября 2005 г. СПб., 2005.
  5. Гаранова Е. П. Церковное право в правовой системе российского общества: Общетеоретический и исторический аспекты: автор. дисс. … канд. юр. н.: 12.00.01 / Нижегор. акад. МВД России. Нижний Новгород, 2004.
  6. Дорская А. А. Церковное право в системе права Российской империи конца ХVІІІ — начала ХХ вв.: дисс. … д-ра юр. н. М., 2008.
  7. Дорская А. А. Церковное право Российской империи ХІХ — начала ХХ вв. как отрасль права // История государства и права. 2009. № 9. С. 34–37.
  8. Смирнов С., прот. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855.
  9. Смыкалин А. С. Каноническое право (на примере Русской Православной Церкви ХI–ХХI вв.): учебное пособие. М.; Екатеринбург, 2017.
  10. Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вып. 1–2. Вильна, 1908–1909.
  11. Церковное право и государственное законодательство в истории России: Материалы научной конференции: К 75-летию члена-корреспондента РАН Я. Н. Щапова. Религии мира: история и современность: ежегодник. М., 2004. С. 9–233.
  12. Церковь и русская правовая традиция: Материалы научной конференции: К 80-летию члена-корреспондента РАН Я. Н. Щапова. Религии мира: история и современность: ежегодник. М., 2012.
  13. Цыпин В., прот. Каноническое право // Православная энциклопедия. Т. 30. М., 2012. С. 367–392.
  14. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857.

[1] См.: Варьяс М. Ю. Церковное право в романо-германской правовой системе: автореф. дисс. … канд. юр. н.: 12.00.01 / Моск. юр. акад. М., 1997.

[2] Там же. С. 18.

[3] Гаранова Е. П. Церковное право в правовой системе российского общества: Общетеоретический и исторический аспекты: автор. дисс. … канд. юр. н.: 12.00.01 / Нижегор. акад. МВД России. Нижний Новгород, 2004.

[4] Боровой Д. Д. Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования: автореф. дисс. … канд. юр. н.: 12.00.01 / Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь, 2004.

[5] См.: Дорская А. А. Церковное право в системе права Российской империи конца ХVІІІ — начала ХХ вв.: дисс. … д-ра юр. н. М., 2008.

[6] Церковное право и государственное законодательство в истории России: Мат-лы научн. конф.: К 75-летию члена-корреспондента РАН Я. Н. Щапова. Религии мира: история и современность: ежегодник. М., 2004. С. 9–233.

[7] Власть и общество в России во время русско-японской войны и революции 1905–1907: тез. докл. Междунар. научн.-практ. конф. 29–30 сентября 2005 г. СПб., 2005.

[8] Церковь и русская правовая традиция: Материалы научной конференции: К 80-летию члена-корреспондента РАН Я. Н. Щапова. Религии мира: история и современность: ежегодник. М., 2012.

[9] Там же. С. 346–368.

[10] Остроумов М. А. Очерк православного церковного права. Ч. 1. Харьков, 1893. С. 89–90.

[11] См.: Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. Казань, 1895.

[12] Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной Церкви. Казань, 21903.

[13] Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, 1881. С. 1.

[14] Смирнов С., прот. История Московской славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 140.

[15] Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857. С. 422.

[16] Смирнов С., прот. История Московской славяно-греко-латинской академии… С. 131.

[17] Там же. С. 140.

[18] Цыпин В., прот. Каноническое право // Православная энциклопедия. Т. 30. М., 2012. С. 390.

[19] Смирнов С., прот. История Московской славяно-греко-латинской академии… С. 294.

[20] Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной Церкви… С. XV.

[21] Полное собрание законов Российской империи (далее — ПСЗРИ). Собрание первое. СПб., 1830. Т. 24, № 18.273. С. 821–823.

[22] Там же. Т. 25, № 18.726. С. 426–431.

[23] Там же. Т. 24, № 18.273. С. 821.

[24] ПСЗРИ. Собр. первое. Т. 25, № 18.726. С. 427.

[25] Смирнов С., прот. История Московской славяно-греко-латинской академии… С. 296.

[26] Там же. С. 11, 295–296.

[27] Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы… С. 760.

[28] ПСЗРИ. Собр. первое… Т. 25, № 18.726. С. 427.

[29] Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии… С. 422.

[30] Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной Церкви… С. XV.

[31] Благовещенский А. История старой Казанской духовной академии, 1797–1818 гг. Казань, 1875. С. 92–93.

[32] Благовещенский А. История старой Казанской духовной академии… С. 92–93.

[33] Остроумов М. А. Очерк православного церковного права… С. 89–90.

[34] Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной Церкви… С. XV.

[35] Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии… С. 291–292.

[36] Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вып. 1–2. Вильна, 1908–1909. С. 125.

[37] Там же.

[38] Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX столетии. С. 122–126.

[39] См.: Остроумов М. А. Очерк православного церковного права…

[40] Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского.

[41] См.: Иоанн (Соколов), архим. Опыт курса церковного законоведения. Т. 1. СПб., 1851.

[42] См.: Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной Церкви…

[43] См.: Филарет (Дроздов), свт. Обозрение богословских наук в отношении к преподаванию их в высших духовных училищах. Напечатано по определению Комиссии духовных училищ. [СПб.,] 1814.

[44] Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной Церкви… С. XV–XVI.

[45] Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной Церкви… С. XV–XVI.

[46] Филарет (Дроздов), свт. Обозрение богословских наук… С. 50–51.

[47] Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной Церкви… С. XV–XVI.

[48] Филарет (Дроздов), свт. Обозрение богословских наук… С. 50–51.

[49] Платон (Левшин), митр. Краткая церковная российская история. М., 1805.

[50] Алексеев П. А. Церковный словарь. 4-е изд. СПб., 1817–1819.

[51] Евгений (Болховитинов), митр. Историческое обозрение российского законоположения. СПб., 1826.

[52] Розенкампф Г. А. Обозрение Кормчей книги в историческом виде. М., 1829.

[53] Книга правил святых апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных, и святых отец. СПб., 1839.

[54] Творения святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. М., 1843–1915.

[55] Макарий (Булгаков), архим. Введение в православное богословие. 5-е изд. СПб, 1884.

[56] Там же. С. 672.

[57] Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского… С. 15.

[58] Смыкалин А. С. Каноническое право (на примере Русской Православной Церкви ХI–ХХI вв.): учебное пособие. М., 2017. С. 13.

[59] См.: Аскоченский В. И. История Киевской духовной академии, по преобразовании ее в 1819 году. СПб., 1863.

[60] Там же. С. 155.

[61] См.: Скворцов И. М. Записки по церковному законоведению. Киев, 1848.

[62] Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского… С. 32.

[63] Цыпин В., прот. Каноническое право… С. 390.

[64] Скворцов И. М. Записки по церковному законоведению… С. 1–2.

[65] Там же.

[66] Там же.

[67] Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского… С. 32.

[68] Чистович И. А. История Санкт-Петербургской духовной академии… С. 133.

[69] Там же. С. 292.

[70] Русский архив, издаваемый при Чертковской библиотеке Петром Бартеневым. Год девятый (1871). М., 1871. С. 490.

[71] Там же. С. 491.

[72] Никодим (Милаш), еп. Православное церковное право: сост. по общим церковно-юрид. источникам и частным законам, действующим в автокефальных Церквах / пер. с серб. [и предисл.] Мил. Г. Петровича. СПб., 1897. С. 25.

[73] См.: Иоанн (Соколов), архим. Опыт курса церковного законоведения. Т. 1.

[74] Русский архив… Год девятый (1871). С. 491.

[75] Цыпин В., прот. Каноническое право… С. 390.

[76] Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского… С. 15.

[77] Иоанн (Соколов), архим. Опыт курса церковного законоведения… С. 10.

[78] Там же. С. 11.

[79] Там же.

[80] Там же. С. 19.

[81] Там же. С. 9–10.

[82] Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского… С. 49.

[83] Иоанн (Соколов), архим. Опыт курса церковного законоведения… С. 16.

[84] Гавриил (Воскресенский), архим. Понятие о церковном праве и его история. Казань, 1844.

[85] Там же. С. 5–6.

[86] См.: Соколов Н. К. О судьбе науки церковного права: (Вступ. лекция, чит. 15 нояб. 1867 г.). М., 1868.

[87] См.: Соколов Н. К. О влиянии Церкви на историческое развитие права. М., 1870.

[88] См.: Соколов Н. К. Из лекций по церковному праву. Вып. 1–2. М., 1874–1875.

[89] Там же. С. 62–63.

[90] Цыпин В., прот. Каноническое право… С. 390.

[91] Остроумов М. А. Очерк православного церковного права… С. 113–114.

[92] Аскоченский В. И. История Киевской духовной академии… С. 18, 155.

[93] См.: Богословский М. И., прот. Курс общего церковного права. М., 1885.

[94] Там же. С. 3.

[95] Там же. С. 1.

[96] Лашкарёв П. А. Система церковного права. Житомир, 1886.

[97] Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского… С. 72.

[98] Лашкарёв П. А. Система церковного права… С. 1–11.

[99] Бердников И. С. Архаическое направление в церковном праве: (Критический разбор сочинений проф. Киев. акад. П. Лашкарева: Право церковное в его основах, видах и источниках. Киев, 1886). Казань, 1896. С. 37.

[100] Бердников И. С. Несколько слов по поводу рецензий на исследование профессора А. С. Павлова о 50-й главе Кормчей книги. Москва 1887. Казань, 1891. С. 43.

[101] Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского… С. 72.

[102] См.: Иоанн (Соколов), архим. Опыт курса церковного законоведения…

[103] См.: Лашкарёв П. А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву. 2-е испр. и доп. изд. СПб; Киев, 1889.

[104] См.: Алмазов А. И. Краткий курс церковного права. Одесса, 1889.

[105] Там же. С. 1.