Книгу рекомендует политический деятель, председатель Совета Федерации РФ первого созыва (1994–1996), писатель Владимир Шумейко
«Таинство веры» — это очень актуальная книга. Простым и ясным, но глубоко осмысленным языком она дает ответы на многие постоянно существующие и волнующие каждого человека вопросы: кто такой Бог? Что дает человеку православная вера и как к ней прийти? Как и от чего спас людей Иисус Христос? В чем смысл смерти? Что человека ждет на том свете?
У любого культурного человека (он может быть как верующим, так и неверующим) к определенному возрасту должны сложиться свои понятия о Боге и вере. Но насколько истинны эти понятия? Что стоит за каждым из них? Для того чтобы разобраться в этих непростых важнейших вопросах, я рекомендую книгу митрополита Илариона. Важно то, что этот труд готовит читателя к осмысленному чтению Евангелия. А Евангелие (и здесь я процитирую автора) «не есть книга, постигаемая человеческим разумом; оно сверх разумно и сверх естественно, оно от начала до конца полно чудес и само является чудом».
Автор
Митрополит Иларион (Алфеев) — председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви, богослов, доктор философии Оксфордского университета, доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, церковный историк, композитор. Переводчик с греческого и сирийского языков. Автор книг «О молитве», «Как прийти в Церковь», шеститомника «Иисус Христос. Жизнь и учение», «Катехизис. Краткий путеводитель по православной вере» и многих других монографий и статей на богословские темы.
Время написания
Книга была написана в 1992 году. Как сообщает сам автор, «на одном дыхании — в течение Великого поста». Впервые книга «Таинство веры» была издана в 1996 году.
Жанр
Митрополит Иларион сам определил жанр книги как «личный комментарий автора, православного священника, к догматам Православной Церкви».
О чем книга?
Автор подчеркивает, что «книга не является систематическим изложением догматического богословия Православной Церкви» и адресует «Таинство веры» широкому кругу читателей. Несмотря на то, что у книги есть подзаголовок «Введение в православное догматическое богословие», она предназначена не только для духовных учебных заведений и воцерковленных читателей, сведущих в вопросах веры, но и для тех, кто хочет «от интуитивной и неосмысленной веры прийти к глубинам той веры, которая раскрывается в учении Отцов Церкви». Даже неправославным читателям, которые интересуются христианством, его историей, а также задумываются о его роли в современном мире, эта книга будет не менее полезна и ясна.
В книге подробно рассказывается о важности молитв, богослужений, затрагиваются вопросы, являющиеся краеугольными для православной жизни: как Православная Церковь понимает Бога? В чем заключается тайна Троицы? В чем сакральный смысл иконы? Что такое искупление? Что ждет человека после смерти? Какова роль женщины в Церкви? — и многие другие.
Содержание
Книга «Таинство веры» состоит из 11 тематических глав: «Поиск веры», «Бог», «Троица», «Творение», «Человек», «Христос», «Церковь», «Таинства», «Молитва», «Обóжение», «Жизнь будущего века». После каждой главы автор помещает подборку цитат из святоотеческих текстов о догматах христианского вероучения (святителей Афанасия Великого, Григория Богослова, преподобного Иоанна Дамаскина и др.).
Интересные факты
- «Таинство веры» является первой книгой митрополита Илариона. Всего он написал более 700 трудов (книг и статей).
- На сегодняшний день книга выдержала 11 изданий.
- Книга переведена на многие иностранные языки, в том числе итальянский, чешский, македонский, финский, шведский, грузинский, японский, китайский и арабский.
- В первоначальном виде книга представляла собой подборку материалов для лекций по догматическому богословию и не предназначалась для печати.
- Одна из сфер научного интереса митрополита Илариона — творчество восточных отцов Церкви. Епископ Иларион — автор первой в мировой науке монографии о преподобном Исааке Сирине, а также переводчик его бесед с сирийского; автор монографии о творчестве Симеона Нового Богослова и труда о святителе Григории Богослове. Многочисленные выдержки из священного наследия этих и многих других авторов митрополит Иларион приводит в книге «Таинство веры».
- Помимо написания книг и статей митрополит Иларион, обучавшийся в Московской музыкальной школе им. Гнесиных и в Московской государственной консерватории, занимается композиторской деятельностью. Его известные произведения для концертного исполнения: «Страсти по Матфею», «Рождественская оратория» и симфония «Песнь восхождения». Говоря о «Страстях по Матфею», епископ заметил: «Идея заключалась в том, чтобы перенести атмосферу храма, атмосферу богослужений Страстной седмицы на сцену концертного зала. То есть чтобы в какой-то степени расширить церковную аудиторию… Это сочинение, обращенное изнутри храма к тем, кто находится вне храма».
“Прежде чем произнести молитву ее нужно услышать”
Молитва рождается не из слов и она не есть только сумма произнесенных нами прошений. Прежде чем произнести молитву, ее нужно услышать. Все великие произведения поэзии и музыки не были составлены поэтами и композиторами из отдельных букв или нот, но прежде родились где-то в глубинах души, прозвучали там, а потом уже воплотились в слова и звуки. Молитва тоже является творчеством – она рождается не в многословии, а в глубокой тишине, в сосредоточенном и благоговейном молчании. Прежде чем начинать молитву, нужно внутренне умолкнуть, отрешиться от обычного многословия и многомыслия, услышать тишину:
Слушай, сын, тишину…
Где идут отголоски ко дну.
Тишину, где немеют сердца,
Где не смеют поднять лица.
Сердце, разум, уста, чувства должны «онеметь», слова и звуки – уйти на дно. «Достичь тишины – это самое трудное и решающее в искусстве молитвы. Тишина – не только негативное (состояние), пауза между словами, временное прекращение речи, но… в высшей степени позитивное – состояние внимательной бдительности, ожидания и прежде всего вслушивания. Исихаст (безмолвник), человек, достигающий исихии, – внутреннего покоя или тишины, есть… тот, кто слушает. Он слушает голос молитвы в своем сердце, и он понимает, что этот голос – не его собственный, но Другого, говорящего внутри него» (Епископ Диоклийский Каллист). Как и всякая беседа, молитва есть диалог, и цель ее – не столько высказаться самому, сколько услышать Другого.
Опыт безмолвия необходим каждому человеку, который хочет научиться молитве. Для того чтобы его приобрести, не обязательно уходить в пустыню. Но необходимо иметь какие-то минуты в течение каждого дня, когда можно отвлечься от всех дел, войти в комнату и, «затворив дверь, помолиться Отцу, Который втайне». Обычное искушение и обман нашей жизни заключается в том, что мы всегда заняты и всегда спешим что-то очень важное успеть, и нам кажется, что если мы будем тратить время на молитву, то как раз эти самые важные дела мы не успеем сделать. Но опытом проверено, что полчаса или час, «потраченные» на молитву, никогда не сказываются на ходе обычных дел таким катастрофическим образом, как это представляется в тот момент, когда мы намереваемся помолиться. Наоборот, привычка к молитве учит человека быстро сосредотачиваться, избавляет от рассеянности, дисциплинирует ум, в результате чего в конечном итоге время выигрывается.
«Все несчастья людей происходят от того, что они не умеют пребывать в покое в собственной комнате», – говорил Паскаль. Отсутствие вкуса к уединению и молчанию есть болезнь современного человека. Многие даже боятся тишины, боятся одиночества и свободного времени, потому что нечем заполнить пустоту: нужны слова, впечатления, нужно быть занятым и всегда спешить, чтобы создавалась иллюзия бурной и наполненной жизни. А жизнь с Богом начинается тогда, когда слова и мысли умолкнут, когда земные дела отойдут на второй план и в душе человека освободится место, которое может заполнить Бог.
Фома