Книге архимандрита Макария (Веретенникова) «Первая русская царица» присуждено третье место в номинации «Лучшая историческая книга» Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» 2022 года
С
первой царицей связана деятельность светлицы, где под её руководством мастерицы
занимались шитьём, создавая памятники «умозрения в шитье». Причём «работа
мастерской была важной стороной повседневной деятельности Анастасии с первых же
дней воцарения (что, в свою очередь, выдаёт характерность её домашнего
воспитания-образования)»
[1].
В 1549–1552 гг. для Успенского собора был изготовлен покров на раку святителя
Ионы с его изображением
[2].
Другой покров первого автокефального митрополита был изготовлен в 1551–1553 гг
[3].
В Описи Успенского собора 1627 г. названы также две «ширинки» «Настасеины»
[4].
В
1549 г. царь пожаловал «в Дом Пречистыя Богородицы и великим чюдотворцем Петру,
Алексию, Ионе» саккос, изготовленный для митрополита Макария «в седмое лето
святительства его, на славу и хвалу Богу, и на честь во многолетное здравие
своему царству и благородству»[5].
Затем в 1558 г. царь пожаловал новый саккос главе Церкви «и всем прочим
митрополитом, им же
благоволит Бог на том превеликом престоле тоя Святейшия Русския Митрополия в
роды и роды и в векы»[6].
Надпись, вышитая на саккосе, называет царя, царицу «и богодарованных чад их
благовернаго царевича Ивана и благовернаго царевича Феодора и благоверныя
царевны Евдокеи в лето 7066 (1558) месяца генваря»[7].
Очевидно, в этом же году в царицыной светлице была вышита
и пелена-плащаница «Положение во гроб»[8].
Попечение
царицы простиралось и на монастыри. В 1549–1550 гг. «государыня
благоверная Великая княгини Анастасия приложила к образу чюдотворца Сергия
пелену атлас червчат, сажена вся жемчюгом большим з дробницами, на ней — крест
и у креста подпись и под крестом летописец жемчюгом сажено»[9].
В 1550 г. царь и царица дали вкладом в Троице-Сергиев монастырь пелену
«преподобному Сергию чюдотворцу в дом»[10].
На ней изображён Голгофский крест, она украшена шитьём из жемчуга и дробницами[11].
Пелена стилистически близка к саккосу, подаренному митрополиту Макарию в 1549 г[12].
Это первая пелена в Троице-Сергиевом монастыре, на которой вышито не лицевое
изображение,
а Голгофский крест. В монастырской документации указаны ещё две подобного рода
пелены, вторая — в 1557 г[13].
Во вкладной надписи на ней указаны имена царя, царицы и царевича Иоанна и
царевны Евдокии[14].
В
описи Иосифо-Волоцкого монастыря 1572 г. отмечено: «Пояс шолк червчят[15],
а делан в крушки́[16] серебром, о четырех кистех: у кистей
ворворки[17]
жемчюгом сажены[18].
А сказали, пожаловала прислала государыня царица Великая княгиня Анастасия»[19].
В
Кирилло-Белозерский монастырь царицей был дан шитый покров «образ Кирила
чюдотворца шит по черной камке[20]
золотом, и серебром, и шелки, венец, и подпись, и крест сажены жемчюгом, в
венце три яхонты: один червчат, а два лазоревы кругом шити серебром тропарь и
кондак. Подложен камкою черчатою. Положила блаженныя памяти государыня царица и
великая княгиня Анастасея»[21].
В Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря у храмовой иконы имеется
третья подвесная «пелена камка багрова, середник камка ала, крест и по полям
дробницы серебряны золочены, в кресте на дробницах выбиваны святые, около
дробниц сажено жемчюгом. И келарь старец Елеуферей Братцков сказал, что та
пелена приклад государыни царицы и Великие княгини Анастасии»[22].
Пелена
к иконе Одигитрии в Покровском монастыре Суздаля является, очевидно, вкладом
царицы Анастасии Романовны. В. Б. Казарина так описывает некоторые особенности
шитья: «Круглые розетки с шестилепестковыми цветами имеют
большое сходство с розетками саккоса митрополита Макария
1549 года»[23].
Письменные
источники дополняют наши сведения о несохранившихся произведениях мастерской
царицы Анастасии. И. Токмаков сообщает о пелене на гробницу прп. Софии[24],
положенную царём Иоанном Грозным в Покровской обители после покорения Казани.
Она была изготовлена «Анастасией Романовной, на пелене вышит образ Богородицы
золотом да серебром по червчатой камке… кроме того от нея же внес убрусец тафты
червчатой, весь низанный жемчугом»[25].
В
Псковском музее хранится возду́х «Положение во гроб»[26]
и плащаница, происходящие из мастерской царицы Анастасии[27].
В 1555 г. был вышит образ прп. Никиты, столпника Переславского, пожалованный
царской семьёй в его обитель. В монастырской Вкладной книге отмечено, что
«выши[т] обра[з] прп[д]бнаго… самые бл[а]говерные и великие кнгини Анастасиъ
Романовны еъ рукама и боголепныма труды»[28].
Известно, что царица Анастасия благодетельствовала также Богоявленскому
Анастасиину монастырю в Костроме[29].
Учитывая
сербские генеалогические корни Иоанна Грозного[30],
становится понятным его внимание к сербскому Хиландарскому монастырю на Афоне.
Сохранилось известие о грамоте хиландарской братии к царице с просьбой о
милостыне[31].
В 1557 г. царь пожаловал возвращавшимся на Афон хиландарским старцам
катапетасму[32].
В грамоте хиландарскому настоятелю-архимандриту царь описывает изображение на
катапетасме: «…на неи образ Г(о)с(под)а Б(о)га и Сп(а)са н(а)шег(о) Ис(у)са
Х(ри)с(та) и Пр(е)ч(и)стые Его М(а)т(е)ри, и с(вя)таг(о) пр(о)рока и
Пр(е)дт(е)чи воображены по пророческому речению, еже предста Ц(а)р(и)ца одесную
Тебе, шиты золотом и серебром и обнизаны жемчюгом»[33].
На ней изображён Христос Спаситель с предстоящими Богоматерью и Иоанном
Предтечей. Сверху катапетасмы, а также слева и справа по краям в тридцати
медальонах вышиты изображения святых. Изображения в медальонах располагаются
«по иерархии, в соответствии с упоминаниями в чине проскомидии»[34].
Многие изображения имеют патрональный характер и связаны с правящим московским
домом. Среди них имеется и изображение святой Анастасии[35].
Внизу же сделана вкладная надпись, свидетельствующая о её исполнении в 1555 г.,
надпись имеет следующее окончание: «…в Светью Гору в Хиландар монастырь
сербьскии при его благовернои царице великои княгини Анастасии и при их сине
благородном царевиче Иване Ивановиче в лето 7064 месеца ноамбриа 20»[36].
Предполагается,
что «программа для хиландарской катапетасмы была разработана в кругу
митрополита Макария»[37].
По мнению же Э. Смирновой, составителем иконографической программы «был кто-то
из митрополичьего окружения, а может быть,
и сам митрополит Макарий»[38].
Н. П. Кондаков полагает, что катапетасму «знаменили[39],
очевидно, первые иконописцы двора, так как и общее исполнение, и все детали
могут быть названы верхом совершенства»[40].
Фр. Кэмпфер называет катапетасму «выдающимся памятником русского искусства»[41].
В
1558 г. на Русь прибыло греческое посольство, оно доставило царю послание от
патриарха Александрийского Иоакима[42].
В ответ на Восток был направлен В. Поздняков. Вместе с патриархом Иоакимом он
был в Синайском монастыре в день памяти вмч. Екатерины[43].
Он описывает, как поклонился святой мученице: «Мы же помолившеся святой
великомученице Екатерине и покрыхом те мощи покровом царя и государя и Великого
князя Иванна Васильевича всеа Русии; а покров прислан бе бархат золотной с
розными шелки старых бырхатов»[44].
Очевидно, данный покров был изготовлен в светлице царицы Анастасии Романовны.
В
царицыных светлицах изготавливались не только произведения шитого искусства, но
и «швейные» изделия, необходимые для повседневного обихода. Анастасия Романовна
очень почитала прп. Геннадия Любимоградского, некогда предсказавшего, что она
будет царицей. Государыня «нача велию веру держати в дом Спасов и преподобному
старцу Геннадию подаваше образы, и ризы, и ширинки»[45].
Для их производства требовались не привозные ткани, а полотна местного
производства. Становится понятным, зачем в Замоскворечье «первой женой Ивана
Грозного Анастасией Романовной была устроена белильная слобода с церковью
Великомученицы Екатерины. Жители слободы занимались белением тканей и пряжи»[46].
Хоромы
царицы Анастасии в Кремле находились «позади Рождества Пречистые и Лазаря
святого»[47].
Очевидно, здесь находились также и светлицы, работой которых руководила
государыня. В середине 50-х годов святитель Макарий вручил царю Иоанну Грозному
комплект Великих Четьих Миней[48],
которые, несомненно, видела и читала Анастасия Романовна. Они могли читаться также
во время работы мастериц в её светлице. Но после кончины царицы Анастасии в
деятельности её светлицы наступает определённый спад[49].
[1] Круглова А. Золотошвейное
рукоделие Великокняжеских и царских мастерских XV–XVI веков. СПб., 2011. С.
165.
[2] Маясова Н. А. Древнерусское
лицевое шитье. Каталог. М., 2004. С. 117–119; Маясова Н. А. Древнейший покров
Митрополита Ионы // Материалы и исследования. Вып. Х: Древнерусское
художественное шитье / Государственный историко-культурный музей-заповедник
«Московский Кремль». М., 1995.
С. 26–38.
[3] Маясова Н. А. Древнерусское
лицевое шитье. С. 120–121; Саенкова Е. М. Нагробные
покровы Московских святителей и сосуды — «Иерусалимы» в Богослужении Успенского
собора Московского Кремля
в XVII веке // Церковное шитьё в Древней Руси. Сборник статей. М., 2010. С.
147. В день памяти святителя Ионы родился в 1557 г. царевич Феодор, который
продолжил царское служение после кончины своего отца, явившись последним
государем династии Даниловичей.
[4] Русская Историческая Библиотека,
издаваемая Археографической комиссией. СПб., 1876. Т. 3. Стб. 460.
[5] Савва, архим. Указатель для
обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки. М.,
1858. С. 41.
[6] Савва, архим. Указатель для
обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки. М.,
1858. С. 42.
[7] Там же.
[8] XVI век. Эпоха митрополита
Макария / сост. Е. Юхименко, Э. М. Шульгина, 2019. С. 188–189; Россия.
Православие. Культура. Выставка посвящается 2000-летию Рождества Христова и
наступлению третьего тысячелетия. Каталог выставки. М., 2000. С. 266. № 623.
[9] Вкладная книга Троице-Сергиева
монастыря. С. 26.
[10] Там же.
[11] Манушина Т. Н. Пелена 1550 г.
царицы Анастасии Романовны // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность.
Искусство. Археология. Ежегодник 1980. Л., 1981. С. 435. См.: Манушина
Т. Н. Реликвии и вклады XIV — второй половины XVII века //
Троице-Сергиева Лавра и Русские Государи. Каталог выставки. М., 2002. С. 47,
96–97; Церковное шитье в Древней Руси: Сборник статей. М., 2010. С. 130.
[12] Манушина Т. Н. Пелена 1550 г.
царицы Анастасии Романовны. С. 438.
[13] Троице-Сергиева лавра и русские
государи: реликвии и художественные сокровища: Каталог выставки / авт.-сост. Т.
Н. Манушина, Л. А. Шитова. М., 2002. С. 47, 96.
[14] Манушина Т. Н. Пелена 1550 г.
царицы Анастасии Романовны. С. 441.
[15] Червчятый — светлокрасный, похожий
цветом на малину (Дьяченко Г., свящ. Полный церковно-славянский
словарь: [ок. 30 000 слов]. М., 1993. С. 815).
[16] Крушки́, ед. число — кружок, т. е.
круг (Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1981. Вып. 8. С. 86).
[17] Ворворка — украшение на одежде в
виде шарика на тесьме или шнурке, прикрепляемого к кистям (Словарь русского
языка XI–XVII вв. М., 1976. Вып. 3. С. 29).
[18] Садити — унизывать, украшать
драгоценными камнями или жемчугом (Словарь русского языка
XI–XVII вв. М., 2000. Вып. 23. С. 14); саженый — украшенный жемчугом,
драгоценными камнями (Там же. С. 19).
[19] Три Описи Иосифо-Волоколамского
монастыря XVI века / подг. текстов и публ. Т. И. Шабловой. СПб., 2014. С. 54.
[20] Камка — шёлковая, цветная
узорчатая ткань (Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1980. Вып. 7. С. 48).
[21] Опись строений и имущества
Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года / РАН. С-Петерб. фил. Ин-та рос.
истории и др.; З. В. Дмитриева и др.; сост. З. В. Дмитриева и М. Н. Шаромазов.
СПб., 1998.
С. 151.
[22] Там же. С. 45. Подробнее см.: Алексеев
А. И. Первая редакция Вкладной книги Кириллова Белозерского
монастыря (1560-е гг.) // Вестник церковной истории. М., 2010. № 3–4/19–20. С.
27.
[23] Казарина В. Б. Древнерусская
орнаментика на подвесных пеленах XVI века: монография. СПб., 2014.
С. 159.
[24] Соломонии Сабуровой; †1542; память
16 декабря.
[25] Токмаков И. Историческое и
археологическое описание Покровского девичьего монастыря в городе Суздале. М.,
1889. С. 11.
[26] Гриднева Ю. Г. Иконография
древнерусских плащаниц. Опыт классификации // Церковное шитьё в Древней Руси:
Сборник статей. М., 2010. С. 65.
[27] Там же. С. 66.
[28] Братко Ю. П. Лицевое шитье и
антиминсы в собрании Переславского музея-заповедника. М., 2015.
С. 18–19. См.: Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. Табл.
43.
[29] Баженов И. Костромской
Богоявленско-Анастасиинский монастырь: Исторический очерк. Кострома, 1895. С.
80; Зонтиков
Н. А. Анастасиин женский монастырь // ПЭ. 2001. Т. 3. С. 230.
[30] Тихомиров М. Н. Исторические
связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969. С. 86. См. также: Алексеев
С. В. Памятники сербской средневековой историографии XIII–XVII вв.
Переводы
и исследование. Т. 2: Жития XIV–XVII вв. Родословы. Летописи. СПб., 2017. С.
173–174.
[31] Опись архива Посольского приказа
1626 года. Ч. 1. С. 72.
[32] Муравьев А. Н. Сношения России
с Востоком по делам церковным. Ч. 1. С. 76. Её изображение см.: Kämpfer
Fr. Ivan Groznyj und Hilandar // Jahrbücher für Geschichte
Osteuropas. 1971. Bd. 19. H. 4. S. 512–513. Таfel 1; Романенко Е. В., Турилов А.
А. Русско-афонские связи в ΧΙ–ΧVΙΙ вв. // ПЭ. 2002. Т. 4. С. 151; Круглова
А. Золотошвейное рукоделие Великокняжеских и царских мастерских
XV–XVI веков. Табл. 44.
[33] Россия и греческий мир в XVI веке.
Т. 1. С. 225; Смирнова Э. Катапетасма 1555 г. К иконографической
программе окаймления // Осам векова Хиландара: Историjа, духовни живот,
књижевност, уметност
и архитектура. Београд, 2000. С. 496 (Научни скупове Српске академиje наука и
уметности. Књ. ХСV. ОтдеЉење историjских наук. Књ. 27). Одновременно с
катапетасмой в афонский монастырь было послано 300 рублей милостыни.
[34] Там же. С. 225; Смирнова
Э. Катапетасма 1555 г. К иконографической программе окаймления //
Там же. С. 498.
[35] Э. Смирнова опубликовала
изображение святой Анастасии по кальке, сделанной П. И. Севастьяновым
в XIX в. Святая держит в правой руке крест, по бокам надпись: «Преподобная Настасия»
(Там же. Илл. 9). Исследовательница говорит, что это преподобная Анастасия
(†567–568), память которой совершается 10 марта (Там же. С. 498, 500).
[36] Кондаков Н. П. Памятники
христианского искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 246.
[37] Маханько М. Почитание и
собирание древних икон в истории и культуре Московской Руси XVI века.
С. 182.
[38] Смирнова Э. Катапетасма 1555 г.
С. 502.
[39] Знаменить — наносить рисунок на
поверхность материи, по которому потом вышивают.
[40] Кондаков Н. П. Памятники
христианского искусства на Афоне. С. 246–247.
[41] Kämpfer Fr. Ivan Groznyj und Hilandar // Jahrbücher für
Geschichte Osteuropas. 1971. Bd. 19. H. 4. S. 508.
[42] Россия и греческий мир в XVI веке.
Т. 1. С. 239; ПСРЛ. М., 2000. Т. 13. С. 310; ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С.
669.
[43] Россия и греческий мир в XVI веке.
Т. 1. С. 312.
[44] Православный палестинский сборник.
Вып. 18. Т. 6. Вып. 3: Хождение купца Василия Познякова по святым местам
Востока 1558–1561 гг. С. 22.
[45] Кузьмина М. К. Малоизвестные
севернорусские жития XV–XVII вв. С. 217.
[46] Дроздов Д. П. Большая Ордынка.
Прогулка по Замоскворечью от Москворецкого моста до Серпуховской площади. М., 2017.
С. 248–249.
[47] История Москвы: в 6 т. / АН СССР.
Ин-т истории. Т. 1: Период феодализма. XII–XVII вв. М., 1952. С. 209. О её
хоромах (дворце) см.: Подъяпольский С. С. Московский Кремлевский дворец в
XVI в. по данным письменных источников // Древнерусское искусство. Русское
искусство позднего Средневековья:
XVI век. СПб., 2003. С. 109–110.
[48] Кучкин В. А. О формировании
Великих Миней Четьих Митрополита Макария // Проблемы рукописной
и печатной книги. М., 1976. С. 87.
[49] Круглова А. Золотошвейное рукоделие
Великокняжеских и царских мастерских XV–XVI веков. С. 180.
Материал предоставлен издательством МДА