Удел Пресвятой Богородицы
Афон и его святыни / Сост. Маркова А.А.
М.: Благовест, 2020. – 560 с.
Предлагаемая вниманию читателей книга «Афон и его святыни» – уже второе издание. Первое увидело свет в 2014 году и вызвало колоссальный интерес у православной читательской аудитории: книга, что называется, прогремела, хотя литературы, посвященной древностям Святой Горы, публиковалось и публикуется довольно много. В силу огромного интереса со стороны воцерковленных людей да и тех, кто просто желает углубиться в историю православных святынь, церковных древностей, истории монашества, выходит новое издание, и, можно предположить, оно последним не будет.
Секрет успеха, видимо, заключается в универсальности книги.
Издание включает в себя предисловие, жития некоторых афонских святых, краткую историю Афона, повествование о его монастырях и завершается подборкой высказываний, отзывов об Афоне духовных и светских лиц. В предисловии сборника говорится о том, что Святая Гора Афон находится под покровительством Божией Матери и называется Её уделом.
Как повествует житие преподобного Петра Афонского, Пресвятая Богородица, явившись этому святому, сказала: «Для свободного служения Богу нет другого, более удобного места, как Гора Афонская. <…> Отныне Гора эта будет называться Моим вертоградом. Много люблю Я место сие, и придёт время, когда оно от края и до края, на север и юг, наполнится множеством иноков».
Наш современник настоятель Ватопедской обители архимандрит Ефрем в интервью отмечает: «Святая Гора – это место вселенское. Это место радости, любви, покаяния, молитвы, слёз. Это место – чисто духовное. Место, которое хранит Божественную благодать, которое учит искусству освящения. <…> Центр, который влечёт к себе всех, приходящих сюда за утешением и получающих здесь великую силу». Афон – это уникальная монашеская республика с тысячелетней историей, приобщиться к страницам которой помогают материалы книги.
Далее в сборнике представлены краткие жития сорока афонских святых, известных неустанными духовными подвигами, ревностным служением Богу и подвижнической жизнью: помимо достаточно знаменитых святителя Григория Паламы, преподобных Нила Мироточивого, Паисия (Величковского), Силуана Афонского, также менее известных современному христианину святых подвижников. Жития позволяют ознакомиться не столько с жизненными путями святых, сколько с знаменательными событиями, связанными с ними, а также с их поучениями, наставлениями, которые не теряют своей значимости и актуальности для духовной жизни современного христианина.
Чрезвычайно интересен второй раздел книги «История Афона», в котором рассказывается об основных исторических вехах, начиная от домонашеского периода и заканчивая современным состоянием Афона. Отражены эпоха начала афонского монашества, период создания обителей (X–XII в.), влияние крестовых походов и турецкого ига, а также сложная борьба за освобождение от него.
Здесь же кратко, но ёмко описана исихастская традиция (XIV–XV в.), обучение практике умной молитвы, что привело к значительному росту духовного влияния Афона. Известная с V века практика исихии (безмолвия, покоя), углубленного молитвенного делания, призванного отсечь суетные помыслы, распространилась на Афоне со второй половины XIII века. Традиционно считается, что главным инициатором исихастского возрождения на Святой Горе был преподобный Григорий Синаит, а богословское обоснование древней исихастской практике дал святитель Григорий Палама.
Следует отметить, что с момента зарождения монашества иноки часто селились в горах, и вскоре из-за подвижнической жизни насельников места их проживания люди стали называть святыми. Такие Святые Горы возникли в Палестине, Египте, Сирии, Малой Азии. Однако от большинства из них сейчас осталось всего несколько обителей с малым числом иноков. Особую, уникальную роль играет Афон, единственная сохранившаяся до наших дней Святая Гора.
В третьем разделе «Монастыри Афона» читатели знакомятся с двадцатью обителями Святой Горы, как бы совершая заочную экскурсию по этому святому месту, изучая историю их возникновения, особенности, уникальность каждого, порядок монашеской жизни и богослужений, административное устройство монастырей, их святыни (чудотворные иконы, мощи почитаемых афонских святых).
Например, в одном из самых древних и обширных на Святой Горе монастырей, в Ватопеде, много чудотворных икон Божией Матери («Отрада и Утешение», «Ктиторская», «Предвозвестительница», «Елеоточивая», «Закланная», «Всецарица», «Милующая»). Бесценны святыни Ватопеда – пояс Пресвятой Богородицы, частицы Животворящего Древа Господня, хламиды Христа и другие. Значимо, что некоторые из афонских святынь вывозились в Россию, что позволило многим верующим приложиться к ним: к Поясу Богородицы, Дарам Волхвов, мощам святого Георгия Победоносца.
В четвёртом разделе «Об Афоне» отражён взгляд как монашествующих, так и мирян на афонскую жизнь. Вот, например, что отмечает православный публицист П. Рак: «Можно много говорить об Афоне, но не раскроется глубина его сердца. Ни книга, ни даже целая библиотека не сумеют поведать о ней, и мы не сможем исчерпать до конца Святую Гору, даже если будем возвращаться туда снова и снова. Первое впечатление обычно – всего лишь неопределённое воодушевление от светлой красы: неба, скал и моря, церквей, ризниц, ясных монашеских лиц. Лишь с каждым новым посещением Святой Горы постепенно открывается, что мы доселе толком ничего не знали о ней, что большинство её сокровищ оставались спрятанными от нас. <…> Всё дело в том, что в логику и смысл святогорской красоты можно врасти лишь постепенно, приближаться к Афону можно лишь по мере взращивания в себе той любви, которая и является целью подвига насельников Святой Горы».
Ирина Родионова