«Уральские сказы» Бажова

Минаева Мария
«Уральские сказы» Бажова

У меня есть подруга. Ее бабушка родилась и всю жизнь прожила на Урале, под Екатеринбургом, работала фельдшером в больнице. Труженица была, простой, светлый, глубоко верующий человек. И вот эта бабушка до последних дней, пока видели глаза, снова и снова перечитывала сказы Павла Бажова. Регулярно посещала его музей-квартиру в Екатеринбурге. И всегда ласково говорила о писателе «наш».

Бабушка моей подруги не очень-то разбиралась в литературоведческих тонкостях, истоках бажовских сюжетов. Она их чувствовала сердцем, она ими подпитывалась. А сердце ее было не лживое и не трусливое, чувствовало правду и доброту.

Сказы Павла Петровича Бажова – одно из самых ярких литературных явлений ХХ века. В них сливаются народные сюжеты и талантливая авторская мистификация, важные детали быта и удивительный певучий язык. Их любят за таинственную атмосферу, поэзию труда и творчества, за живых, с огромной любовью и художественной достоверностью выведенных персонажей – Степана и Настасью, Данилу и Катерину, деда Кокованю и деда Прокопьича.

Сказы Бажова увлекают сюжетом и одновременно раскрывают перед читателем важные нравственные смыслы, говорят о смелости, честности, выборе. Учат, не поучая, одновременно погружают читателя в народный язык, похожий на сундук с сокровищами.

Однако многих православных родителей настораживают мистические персонажи и элементы сюжета. Медной горы Хозяйка, Голубая змейка, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка – много в сказах таинственных героев. Могут ли они навредить детской душе? Попробуем разобраться.

Откуда взялись сказы?

В 1934 году в Советском Союзе прошел Первый съезд советских писателей. Максим Горький, выступая перед собравшимися, призвал изучать рабочий фольклор. Это была задача в духе времени: новое государство нуждалось в собственном мифе, который отражал бы его идеалы.

В 1935 году началась работа над сборником «Дореволюционный фольклор на Урале». Продвигалась она сложно: найденные образцы не очень-то вписывались в новую повестку, герои не хотели восставать против угнетателей, идея жизни на благо коллектива их не привлекала. Наполнил сборник нужным содержанием именно Павел Петрович Бажов – создал сказы «Про Великого Полоза», «Медной горы Хозяйка», «Дорогое имечко» и другие. Самобытно-народное в них искусно сплеталось с волшебным. При этом все положительные герои обладали пролетарским сознанием, а отрицательными становились помещики и приказчики.

В сказы Бажов вводит рассказчика – деда Слышко. Это реальный человек, троюродный дед писателя Василий Алексеевич Хмелинин. Именно он рассказывал маленькому Павлу истории о мастерах, камнях и таинственных горных силах.

Однако Бажов сильно переработал рассказы деда. Позже он признался в этом, оправдываясь тем, что архив записей погиб, а детские воспоминания слишком далекие, что-то могло запомниться неточно. И это действительно так. Но не это главное.

Бажов был профессиональным журналистом, при этом идейным большевиком, активным участником Гражданской войны. Сам себя он называл «журналистом первого призыва» и считал своей миссией формирование пролетарского самосознания. Так и появились сказы – идейные истории о горных тружениках, авторский эпос Урала, изящно стилизованный под фольклор.

Редко когда произведения, которые создают в угоду идеологии, получаются хорошими. Обычно они полны отстраненных рассуждений и нежизнеспособных ходульных персонажей. Внешняя идея уничтожает внутренний творческий огонь и художественную достоверность. Но у Бажова все не так.

Идеологические книжки быстро отживают свой век, теряют актуальность, попросту перестают быть интересными читателю. Но сказы любят вот уже почти сто лет, их изучают в школе, их читают детям и перечитывают, уже будучи взрослыми. Такую народную любовь не заслужить идейным посылом. Что-то большее получилось у большевика Бажова, когда он перерабатывал и домысливал истории деда Слышко. Он рассказал нам важные вещи о труде и мастерстве, богатстве истинном и ложном, любви и верности, о красоте Божьего мира. И истории эти получились во многом… христианскими. Несмотря на участие в них потусторонних сил.

Кто такая Хозяйка?

Большинство волшебных персонажей народного фольклора – персонифицированные силы природы. Они чужды людям, у них свои интересы, и помогают они только тем, кому хотят. Так поступает и Малахитница – Медной горы Хозяйка, и крошечная девчонка Огневушка-поскакушка, и Голубая змейка, напоминающая античную богиню Тюхэ, олицетворявшую удачу. Бажов взял образы уральского фольклора и вложил в них новый смысл. Если кратко, то все потусторонние силы в сказах помогают неробким, верным и трудолюбивым, а главное – бедным и угнетаемым. Врагами же для них становятся представители правящего класса.

Только вот помощь этих таинственных сил не приносит счастья. Сгинул талантливый мастер Степан, что побывал у Малахитницы в горном царстве. Сгинула и дочка его Танюша, что так любила примерять на себя убор из малахитовой шкатулки. Доверившись Хозяйке, она словно переступает рубеж нечеловеческого мира, отказываясь от любви, семьи и радости.

А вот Катерина, невеста Данилы-мастера, наоборот вызволяет его у «каменной девки». Та слегка досадует, но смиряется, отступает перед верностью и любовью, признает, что они сильнее ее соблазнов. И дед Кокованя с сироткой Даренкой из сказа «Серебряное копытце» оставляют себе лишь шапку самоцветов – остальное пропадает в снегу. Да и без самоцветов они были бы счастливы – такие они дружные и отважные.

А Медной горы Хозяйка, помогая кому-то, никогда не делает это бескорыстно. Всегда требует платы. Чаще всего это творческая свобода мастера, которую отнимает она взамен на вдохновение. Так случилось с Данилой, который решил превзойти самого Бога в искусстве создавать цветы. Только не вышло.

Учить может не только добро. Уроки могут быть горькими и болезненными. Именно такими оказываются уроки Медной горы Хозяйки, Малахитницы. И главный – в том, чтобы отличить морок от яви, каменный цветок от живого, «каменну девку» от любимой. А для этого нужно заглянуть в свою душу.

Мастерство и гордыня

Особое место в сказах Бажова занимает тема творчества. С одной стороны, горные мастера – крепостные рабы, их обязывают выполнять «уроки», а за провинности бьют, приковывают цепями в сырых забоях и морят голодом. С другой стороны, даже в таких условиях рождается и крепнет истинно творческий дух. Но он не выковывается средой или испытаниями. Источник его – явно божественный.

Таким был Данило-мастер. Мальчиком он постоянно наблюдал за природой, птицами и насекомыми, рассматривал цветы и травы, словно хотел запомнить, впитать в себя весь мир. А потом сложилось так, что Данилу отправили в ученики к старику Прокопьичу, который открыл, сохранил и взрастил великий дар.

Прокопьич бил мальчишек, которые у него учились. Делал он это, скорее, с досады, от их равнодушия к делу. Прокопьич жил камнем, его узорами, тем, что можно из него высечь. Старику было горько, что его не понимают, и горечь свою он вымещал на учениках.

Но когда Прокопьич увидел искру, живой интерес и готовность трудиться в Даниле, то сразу его полюбил. Берег, не допуская до вредной работы, откармливал, давал отсыпаться и просто наблюдать. И Данило на этой любви, как тесто на закваске, рос и вырос мастером.

Правда, мастерство принесло ему муки. Данилу не удовлетворяла похвала других мастеров, благосклонность самого барина, похвалы учителя-Прокопьича. Он решил сделать чашу с такими цветами, которые будут словно живые. Решил посоревноваться в творчестве с самим Творцом.

Тут-то и выходит на сцену Медной горы Хозяйка. Словно бы остался без защиты Данила-мастер в своей гордыне. И мучительные поиски идеальной формы заставляют его взять в руки молоток, разбить свое творение – чашу и уйти работать к Малахитнице.

И есть только одна сила, способная противостоять «каменной девке», вытащить Данилу из ее лап, – любовь.

Торжество любви

Удивительные женские образы создал Бажов. Бесстрашные, решительные, умные девушки из его сказов могут переломить, кажется, необратимое, восстановить разрушенное. Могут освоить мужскую профессию, стерпеть все насмешки, презрительно не замечать сплетен, зависти, злобы. Они могут вытащить любимых из каменного царства смерти – из самой Горы.

Такова Катерина – невеста Данилы. Она живет, как велит ей сердце, не оглядываясь на мнение людей. Когда пропадает жених, Катя не только не выходит за другого, но идет жить к старому мастеру Прокопьичу, ухаживать за ним. Она словно бы проводит черту между собой и остальными: «Я – с Данилой». Делает это не ради выгоды или желания показаться хорошей, просто по-другому не может.

И за станок точить малахитовые бляшки Катерина садится не для того, чтобы что-то доказать. Она с удовольствием занималась бы привычными женскими делами, но из нужды и в память о женихе и старом мастере начинает небывалое для девушки дело. И у нее получается. Может, конечно, и Хозяйка ей помогает, которая любит неробких, но, скорее, дело в Катином упорстве и трудолюбии.

Сердце Катерины не ведает страха. Когда она попадает в сердце горы, то не прельщается каменной красотой. Ее любящее сердце безошибочно отыскивает жениха:

«Тут Хозяйка горы перед Катей и показалась.
– Ты зачем, – спрашивает, – в мой лес забралась? Чего тебе? Камень, что ли, хороший ищешь? Любой бери да уходи поскорее!
Катя тут и говорит:
– Не надо мне твоего мертвого камня! Подавай мне живого Данилушку. Где он у тебя запрятан? Какое твое право чужих женихов сманивать!
Ну, смелая девка. Прямо на горло наступать стала. Это Хозяйке-то! А та ничего, стоит спокойненько:
– Еще что скажешь?
– А то и скажу – подавай Данилу! У тебя он…
Хозяйка расхохоталась, да и говорит:
– Ты, дура-девка, знаешь ли, с кем говоришь?
– Не слепая, – кричит, – вижу. Только не боюсь тебя, разлучница! Нисколечко не боюсь! Сколь ни хитро у тебя, а ко мне Данило тянется. Сама видала. Что, взяла?»

И Хозяйка отпускает мастера. Не может она противостоять любви. Потому что любовь сильнее всех горных хозяек и жестоких приказчиков. Любовь пробивается через камень и меняет людей. Долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не ищет своего, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит – так сказал о ней апостол Павел.

Так получилось, что идейный большевик Павел Бажов хотел создать новый социалистический фольклор, а создал историю великой любви и верности. И много других историй – о труде, красоте, творчестве. Мы их читаем, а они делают нас лучше.

«Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам», – сказал святой Иустин Философ. Думается, к «Уральским сказам» это тоже относится.

Православие.ru