«Прощай, грусть!» и другие рассказы

Автор: священник Игорь Сильченков Все новинки

«Вася-капиталист»

«Вася-капиталист»

Помните мультфильм о дяде Стёпе? Тот момент, когда он переводит через дорогу бабульку, а та сначала козыряет ему, а потом тихонечко в спину крестит. Это очень показательный момент. Потому что, как ни искоренялся дух Православия в советские годы, как ни осмеивали в журналах и газетах попов и дремучих бабок, несущих деньги в храмы, христианские ценности оставались на почётном месте. И детская литература тоже это доказывает.

Был такой замечательный писатель Юрий Третьяков. Он автор 17 повестей для школьников и про школьников. Это книги отличает лёгкий и прямо-таки искрящийся смехом слог. Третьяков внимательно наблюдает за детьми, подмечает мелочи, вникает в детали. А потом беспощадно насмешничает – впрочем, по-доброму и без раздражения. Его пионеры-активисты хороши смесью принципиальной честности и забавной важности, с которой они относятся ко всем мелочам. И каждый из них при этом остаётся ребёнком – таким, который, не выдержав, бросает все свои общественные поручения и бежит в зверинец глазеть на животных, ну, или в кино на новый фильм. В этом во всём есть подлинность – неизменный спутник талантливого произведения.

Две повести Юрия Третьякова недавно были переизданы издательством «Речь». Вышла важная и хорошая книжка – лёгкое и качественное чтение для детей от 9 лет (может быть, если ребёнок опытный читатель, – от 7–8). Называется книжка «Рыцари Берёзовой улицы» – как и первая повесть в ней. Она – о мальчишеской дружбе, изобретательности, взаимопомощи, о том, как глупые ребячьи поступки частенько становятся самыми важными. И там, где пасуют взрослые, на помощь приходят дети.

Но больше меня поразила вторая повесть в книге. Под покровом насмешничества, притворяясь легкомысленной и чуть ли не легковесной, она говорит об очень важных вещах. О том, чего почти никогда не встретишь в детских книжках, но зато встретишь в жизни – и взрослых, и детей. И неважно, что книга о советских ребятах: их пятачки и гривенники вполне сопоставимы с карманными деньгами современных детей. Отношение одно и то же. Страсти со временем качественно не меняются.

Называется повесть «Вася-капиталист». Конечно, она призвана разоблачить несознательных пионеров и спекулянтов. Но – есть здесь одно важное «но».

«Вася-капиталист» – совсем не о спекулянтах. Это о человеческой душе, о том, как ей овладевает страсть, как сложно ей сопротивляться и что помогает стряхнуть с себя этот дурман и снова стать собой.

А началось всё с того, что Васе подарили кошелёк. Ну, как подарили – товарищу Васиному бабушка отдала, а тот за ненадобностью предложил Васе. Кошелёк был старый, весь в трещинах, но Васе он понравился. Понравился именно идеей обладания: здорово, что есть у тебя кошелёк, в который можно положить деньги. А тут вспомнилось, что дома в столе лежит рубль. И захотелось, чтобы тот был в кошельке. Нормальное такое детское свойство: испытать предназначение вещи.

«Кошелёк с рублём Вася положил в карман и принялся важно гулять по квартире. Карману было приятно, что в нем лежит кошелёк, а в кошельке – рубль! Время от времени Вася вынимал кошелёк и заглядывал внутрь: лежит себе рубль, как в гнёздышке!

Одно плохо: кошелёк большой, а денег мало – остальные отделения пустые. Но это ничего: постепенно, со временем, заполнятся все. В одном отделении будут лежать бумажки, в другом – полтинники, в третьем – гривенники, двугривенные, в четвёртом – всякая медная мелочь!»

Это так по-детски, кажется – начать копить деньги, чтобы заполнить все кармашки кошелька. И так забавно и невинно, на первый взгляд, – ну, что там может скопить Вася? Но жизнь мальчика неуловимо начинает меняться.

Первое, что делает Вася, – обманывает маму. Он просит денег на кино, мама удивляется, что вот, вроде бы только недавно я тебе рубль давала… но скоро сдаётся под натиском жалобных стенаний сына.

А потом Вася обманывает друзей – говорит, что мама не дала денег на кино, и те скидываются ему на билет, лишая себя мороженого. А потом начинаются самооправдания – хитрые и удивительно логично выстроенные. Как будто и не Вася вовсе их выстраивал.

«Вася пошёл. А почему бы не пойти? Он не навязывался, не клянчил, как некоторые. Ребята сами захотели, чтоб он с ними пошёл, приглашали… Может, он им одолжение сделал, что пошёл… Может, им одним, без Васи, скучно… Да ещё, если припомнить, сколько раз он на свои деньги ребят в кино водил да мороженое на всех покупал, если сейчас все эти двугривенные да гривенники сложить, сколько бы это было! Самому-то Васе не особенно и интересно смотреть эту картину…

Он и вправду смотрел её без интереса: сильно душа болела за кошелёк. А вдруг мама его найдёт? Понадобится ей зачем-нибудь отодвинуть аквариум?.. Всякое может случиться: например – пожар…

Успокоился он только дома, убедившись, что кошелёк цел».

Вроде бы совсем немного времени прошло, несколько дней всего, а Васю уже и не узнать. Он лихо торгует своими рыбками, хотя раньше раздавал их бесплатно. Ходит и выбивает долги у первоклассников, читая им тягучие и унылые морали о долге и ответственности. Хитрит и обманывает маму – например, сахару купит не 500, а 480 грамм. Он даже хотел взять деньги с соседки за починку звонка, но парень с верхнего этажа пристыдил его, и Вася сбежал.

Вся Васина жизнь превращается в поиски возможности подзаработать. И поиски эти приводят его в такие места и к таким людям, о которых мальчик даже не помышлял. Вот он несёт рыбок на Птичий рынок спекулянтам, вот вступает в странные переговоры с городской шпаной, вот собирает бутылки на кладбище. А поскольку у детей бутылки в пункте приёма не берут, обманывает незнакомую женщину, говоря, что у него пьёт отец и требует денег за бутылки.

С ребятами из двора Вася теряет контакт почти сразу – их интересы теперь кажутся ему мелкими и не стоящими внимания. С лучшим другом он ссорится, подозревая, что тот выпрашивает у него, Васи, деньги. В общем, жизнь становится совсем другой.

Желание накопить побольше денег в корне меняет Васино представление о жизни. Помощь малышам, общественные дела больше не представляют ценности, зато отобрать по просьбе хулиганов у беззащитного мальчишки банку с мышкой, за которой тот ухаживает, кажется логичным и вполне приемлемым.

Честно говоря, я думала, что всё закончится жестоким уроком для Васи – разоблачением, взбучкой от мамы, детской комнатой милиции. Но получилось по-другому. И это тоже важно.

Вася хочет помириться с другом: без него он чувствует себя одиноко. Поэтому посылает ему деньги на кукольную больницу, ведь в ней необходим клей, расходные материалы для починки игрушек. Однако друг Толик деньги не принимает.

И Вася видит: ему не доверяют. И деньги его драгоценные не нужны: хорошие отношения, доверие и взаимопомощь важнее. И Вася каким-то удивительным для самого себя образом открывает свой заветный кошелёк.

Он добавляет денег малышам на билеты в зоопарк. Он покупает булки, чтобы покормить животных. Он мирится с Толиком, и вместе они решают, что нужно купить в кукольную больницу. А потом… потом Вася выкупает Раба.

Дело в том, что местные хулиганы, как говорили в 1990-е, «поставили на счётчик» мальчишку, который не смог отдать им долг. Поэтому они решили сделать его своим рабом и стали использовать в своих целях. И Вася отдаёт последние свои сбережения – полтора рубля, чтобы Раб оказался на свободе.

«Толик рассмеялся, а Васе было не до смеха. Подумав, он опять достал кошелёк, вынул из него полтора рубля и, подозвав Раба, сказал:
– На! Выкупись на свободу!
Раб недоверчиво посмотрел на деньги, на Васю, потом ухмыльнулся, показывая, что, несмотря на своё угнетённое положение, он ещё не разучился ценить шутки.
– Бери, говорю!
Раб протянул руку и взял деньги, будто они раскалённые, да, так и держа их в протянутой руке, выжидательно смотрел на Васю, потом спросил:
– Что с ними делать?
– Клади в карман.
Раб осторожно положил деньги в карман, ещё подождал чего-то и спросил:
– А… дальше?..
– А дальше — отдай их Фунтику и Семафору!
– А что я должен за это делать?..
– Ничего…
Раб несколько минут стоял с разинутым ртом, пытаясь понять загадочное поведение Васи, потом радостно захихикал и, не вынимая руки из кармана, быстро пошёл к выходу, толкаясь и оглядываясь на Васю. Очевидно, он решил, что Вася временно сошёл с ума».

Конечно, «Вася-капиталист» – произведение, написанное с определённой, очень конкретной целью. Может быть, даже цель эту спустили «сверху» в своё время. Но главное здесь не это. Главное – это борьба со страстью.

Потому что каждый читатель, даже маленький, понимает, что герой падает в какую-то тёмную пропасть. Потому что читатель видит анатомию греха, его развитие, видит, как сложно, почти невозможно выпутаться из цепких и липких его объятий.

В Васиной истории не упоминается Бог. Впрочем, это естественно для советской повести о пионерах. Но здесь есть очень важный нюанс: в главном герое побеждает милосердие к ближнему. Оно сильнее и корысти, и жажды накопительства, и лжи. Оно направляет, оно предопределяет исход истории.

А читать про Васю легко и весело. И послевкусие от книги остаётся хорошее. И видно, как любит своих героев автор. Ведь только любовь может создать такую смешную и искристую, такую добрую историю.


Православие.ru