«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф.25:1–13).
«Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидeт Сын Человеческий» (Мф.25:13).
Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф.24:1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись народа, который «почитал Его за пророка» (Мф.21:46), был в восхищении от учения Его (Мк.11:18), «слушал Его с услаждением» (Мк.12:37).
Из евангельских наставлений, произнесенных Иисусом Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах, как особенно приличную для времени Великой седмицы, в которую нам наиболее должно бодрствовать и молиться. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами.
Протоиерей Григорий Дебольский. «Дни богослужения Православной Церкви»
ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ СЛУЖБЫ В ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК
Душевною леностию воздремався, не стяжах, Женише Христе, горяща светильника, иже от добродетелей, и девам уподобихся буим, во время делания глумляся. Утробы щедрот Твоих не затвори мне, Владыко, но отряси мой омраченный сон, возстави, Милостиве, и с мудрыми введи девами в чертог Твой, идеже глас чистый празднующих, и вопиющих непрестанно: Господи, слава Тебе!
«Усыпленный душевною леностию, я не приобрел, Христе Жених, горящего светильника, который составляют добродетели, и уподобился неразумным девам в своей бессмысленной жизнедеятельности, Владыка! Не закрой для меня любвеобильного сердца Твоего, но, отогнав мой беспробудный сон, восставь и введи меня с мудрыми девами в Свой чертог, где радостный голос празднующих и взывающих непрестанно: Господи, слава Тебе!».
Стихира на «Господи, воззвах», глас 2
СЕ, ЖЕНИХ ГРЕДЕТ В ПОЛУНОЩИ
Вы сейчас слышали, возлюбленные, трогательную песнь: «Се, Жених грядет в полунощи», которая поется на утренях в первые три дня Страстной седмицы. Чтобы она для всех была понятна и всем принесла желаемую пользу, позвольте мне предложить любви вашей объяснение ее.
Песнь: «Се, Жених грядет в полунощи» напоминает нам притчу Спасителя, в которой Он уподобляет Царствие Небесное десяти девам, которые, по древнему обычаю взяв светильники свои, выходили навстречу жениху. Составитель песни имел в виду именно эту притчу.
Объясним ее вкратце: десять дев, пять мудрых и пять юродивых, означают нас христиан; из нас одни мудры – по своей вере, добродетельной жизни и готовности к смерти; другие неразумны по своему маловерию или холодному равнодушию к вере, по своей порочной плотской жизни, по своей неготовности к смерти и тотчас за нею следующему суду. Так как «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27). Неразумные, сказано, взявши светильники свои, не взяли масла с собою. Что же это за светильники и что значит масло для этих светильников? Светильники – это души наши, по слову Спасителя: «светильник для тела есть око» (Мф.6:22), под оком Он разумеет сердце человеческое, или душу; масло – милостыня, по изъяснению святого Иоанна Златоуста, или вообще добрые дела. Итак, неразумные христиане, вышедши навстречу Жениху, не приготовили для душ своих добрых дел, которые могли бы поддержать их духовную жизнь. Мудрые же, сказано, взяли масло в сосудах со светильниками своими, т.е. они запаслись добрыми делами, чтобы достойно встретить Жениха. Кто же Жених? – Иисус Христос. Когда же и как мы выходим навстречу Ему? Вся жизнь наша должна быть приготовлением сначала к частной встрече Его, потому что всякая душа по смерти своей должна явиться к Нему с ответом, как к Начальнику жизни, и потому всю жизнь свою мы должны заботиться о приобретении и сохранении в сердцах своих живой веры и горячей любви ко Господу, чтобы по смерти нашей непостыдно и неосужденно предстать у страшного Престола Господа Славы; на общую же встречу Ему мы выйдем по воскресении нашем из мертвых, когда «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин.5:28–29). «Жених коснит, т.е. Иисус Христос медлит пресекать жизнь нашу смертью, не желая, чтобы кто погиб во грехах, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9); равно медлит и вторым славным и страшным пришествием Своим – для того, чтобы умножались более и более сыны Царствия Небесного;между тем люди, обольщаемые временною сладостью греха, ненаказанностью его, и, видя, что мир стоит прочно, и думая, что он будет так стоять бесконечно, да и сами пользуясь прочным здоровьем и другими вещественными благами, погружаются в душевную дремоту. Нерадят о своем исправлении и – спят греховным сном. Но вот в самую полночь греховного сна, когда никто из грешников и не думает о своей страшной опасности, раздается громкий голос: «се, Жених грядет, исходите в сретение Его!» Тогда все встрепенулись и возжгли светильники свои, т. е. напрягли душевное внимание. Хорошо будет в это время мудрым христианам: их души будут гореть огнем сладчайшей любви ко Господу, но худо неразумным: души этих последних, как светильники без масла, будут гаснуть, т.е. будут темнеть и хладеть от недостатка любви к Богу, источнику любви, и начнут предвкушать муки ада. Попросят елея, т.е. добрых дел у мудрых христиан, но те не дадут, чтобы и у них не оказалось недостатка, пойдут покупать у продающих, т.е. спохватятся делать добрые дела, и пойдут искать случая для этого, но в это именно время придет Жених, т.е. в то самое время, как они захотят делать добрые дела, их застигнет смерть и поставит их пред Небесным Судиею без всяких добродетелей, смердящих своими беззакониями. Захотят они войти в чертог Небесного Царствия, к которому все мы и предназначены от самого своего рождения, для которого и живем – их Господь не пустит и скажет им: не знаю вас. Итак, бдите, заключает Господь притчу, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Теперь понятна будет для всех нас церковная песнь: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, (т.е. всякий христианин), егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа (спящим греховным сном); блюди убо, душе моя: не сном отяготися (т.е. не отягощайся душевным греховным сном), да не смерти (вечной) предана будеши, и Царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородищею помилуй нас». Аминь.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
СОРАСПЯТИЕ СО ХРИСТОМ
Святая Церковь призывает нас сопутствовать, сострадать и сораспяться с Господом в эти дни… Безжалостным отношением к плоти ради Господа вы понесете на сораспятие с Ним свою плоть.. Свяжите душу занятиями духовными – и уподобитесь Господу, когда Его, связанного, повели на суд... Пройдите углубленным размышлением весь крестный путь Господа, сострадайте Ему сердцем... Как сораспяться с Ним? – Исполняя заповеди, будете распинать себя ради Господа... Сами познаете, как исполнением христианских добродетелей то пригвождаются руки и ноги, то поражается сердце, то голова увенчивается тернием, то все естество наше покрывается ранами... Будем не только сопутствовать Ему, но и сораспинаться с Ним, ибо иного пути к спасению нет!
Святитель Феофан Затворник
«Се, Жених грядет в полунощи...» Кто этот таинственный Жених?.. Спаситель наш Иисус Христос... Наша душа обручена Ему, как невеста жениху... Это святое обручение с Его стороны произошло на Кресте... А с нашей стороны это обручение совершается в таинстве Крещения, где мы, отрекшись от мира, плоти и диавола, сочетались Христу... Те, кто верны своему обручению, всегда на страже... Но есть из обрученных Небесному Жениху и такие, кто совершенно забыл о своих обетах... Много ли таких среди христиан? – Так много, что Слово Божие говорит: «и как жених замедлил, то задремали все и уснули» (Мф.25:5)… Ныне или завтра явится ангел смерти и призовет нас к Жениху!
Архиепископ Иннокентий (Борисов)
Азбука веры