Я познакомилась с так называемым «Правилом батюшки Серафима», когда была маленькой девочкой. Мне нравилась краткость этого правила (как, впрочем, наверное, и всем детям), но удивлял состав: зачем здесь длинное «Верую»? Ведь это вроде бы даже не молитва, а так, повторение нескольких всем известных истин… Вот молитва «Оптинских старцев» гораздо «интереснее», вполне понятно, зачем ее читать каждый день. И я думала, что лучше бы в это короткое правило включили что-то такого рода, а не «Верую». Конечно, раз «положено» – я читала Символ веры, и все же это детское недоумение хорошо запомнилось.
Чаще всего именно детские, «глупые» вопросы – зачем, откуда, почему так, а не эдак – настоящие, которые взрослый человек сам в себе не замечает, а если заметит – нередко стесняется задавать даже самому себе.
Так зачем же все-таки нам, христианам, так важно знать и регулярно повторять эти 12 тезисов-членов Символа веры?
Вот почему:
- Символ веры – это короткое и точное изложение сути православной веры. Двенадцать коротких членов-тезисов Символа веры – своего рода «концентрат» и «база», главное, что нужно знать о Боге, о вере, о Церкви.
- Символ веры – про смысл жизни человека и существования вселенной, от сотворения мира и до его конца.
- Если мы не просто прочитаем текст Символа веры и выучим наизусть, но еще и разберемся, что стоит за простыми фразами привычного «Верую», мы сможем осознанно утверждать: мы и правда во все это верим. И потом это честное «верю» утверждать и во время того самого правила батюшки Серафима, и во время «обычных» утренних молитв, и во время каждой литургии перед Евхаристическим каноном свидетельствовать об этой своей вере.
Пожалуй, у нас просто нет выбора. Если мы правда считаем себя православными христианами – мы не можем пройти мимо Символа веры, не можем позволить себе «не вникать» в эти тезисы. А вот если вникнем – сможем осознать главные истины нашей веры. Тогда повторение Символа веры в домашних и церковных молитвах окажется не просто дежурным перечислением, но напоминанием о смыслах, вырастающих из этого исповедания. Тогда вера святых и правда может стать нашей собственной верой. И тогда мы будем каждый раз честно свидетельствовать: «Верую! Я правда верю во все, что сказано в Символе веры, в каждое слово каждого тезиса – осознанно и искренне верю».
Про книжку – наглядное объяснение Символа веры
Чтобы вникнуть в текст Символа веры, чтобы хоть немного сориентироваться, необходимо, конечно, специально изучить эту тему, хоть что-то прочитать. Самое простое, заведомо рекомендованное – катехизисы, в которых объяснение 12 членов Символа веры оказывается основным содержанием.
Чтобы помочь своим родным детям увидеть смыслы этого исповедания веры – а это, напомню, является обязанностью, миссией родителей, – конечно, необходимо хотя бы однажды в жизни рассказать детям о Символе веры.
О том, как в нашей семье бывали устроены такие уроки, какие наглядные пособия мы делали с детьми, я постараюсь показать в отдельной статье. А пока скажу, что основная проблема уроков по изучению Символа веры с детьми – такая: в имеющихся пособиях много прекрасного, выверенного текста, но нет наглядности. А ведь именно на наглядности должны строиться любые детские занятия. Впрочем, наглядность, объяснение базовых идей с помощью образов, картинок – потребность и взрослых людей. Так, в традиционном прошлом книги были по определению доступны не каждому, а иллюстрированные книги («лицевые») – вообще бывали буквально на вес золота. Но наглядные объяснения важнейших тем жизни все же были доступны и простому народу – в первую очередь через фрески, роспись храмов. Так, на западной стене в Архангельском соборе Московского Кремля и сегодня можно увидеть образы всех 12 членов Символа веры.
И вот мне показалось, что сама собой напрашивается идея – соединить простоту, подробность и доступность катехизисов с традиционной иконописной наглядностью, а заодно преподнести это в современной форме «наглядного пособия». Чтобы все это было достаточно просто, понятно даже ребенку, чтобы те самые въедливые и наивные детские вопросы были бы отражены здесь. Чтобы при этом книжка была бы подходящей одновременно и для детей, и для подростков, и для взрослых – ведь не существует особого «детского вероучения». Учение о вере – оно для всех людей, для всех возрастов (о проблемах сугубо «малышовских» книжек о вере я писала в статье «Что плохого в “сладко-младенческом” христианском воспитании»). В общем, подход банальный, как всегда, как в моих книжках «Литургия: самая главная служба», «Всенощная: вечерняя служба», «Я встречаю праздник», как в календаре с чтениями на каждый день «Великий пост: шаг за шагом к Пасхе». Ведь по отзывам людей, по впечатлению – эти книги действительно подошли и для малышей, и для взрослых людей. Мы просто продолжаем развивать это направление наглядных пособий для всей семьи.
Так что долго ли, коротко ли (вообще-то долго) – книжка эта наконец-то появилась на свет Божий в издательстве Крымской митрополии «Вольный Странник». Кажется, пора рассказать, что внутри, как и на каких основаниях она сделана.
***
В основании книги, в первую очередь, два катехизиса.
Первый – знаменитый «Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви» святителя Филарета Московского. Напомню, что святитель Филарет – не только прославленный в лике святых архиерей и богослов, но также вообще выдающийся деятель эпохи, поэт, переводчик, ученый, член Российской академии, ординарный академик Императорской академии наук, который общался с тремя императорами, вел переписку с Пушкиным, Гоголем, Жуковским, Тютчевым.
Второй – «Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви» святителя Николая Сербского. Как и святитель Филарет, святитель Николай – тоже архиерей и богослов, тоже и поэт, и переводчик, тоже всесторонне и блестяще образованный человек, который учился в Швейцарии, Англии и Российской империи, дважды получал докторскую степень: степень доктора богословия (Берн) и доктора философии (Женева), преподавал в высших учебных заведениях философию, психологию, логику, историю и иностранные языки. В первую очередь я ориентировалась именно на книгу святителя Николая: она написана более современным языком, и несмотря на то, что она не специфически детская, вообще-то как раз вполне детская. Я брала этот катехизис и только дополняла, если нужно, отсылками к святителю Филарету, а также по каждой теме смотрела другие источники: тексты святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Тихона Задонского, преподобных Иустина (Поповича) и Паисия Святогорца, священномучеников Киприана Карфагенского и Илариона (Троицкого) и многих других отцов и церковных писателей. В общем-то, первый этап работы – просто собрать материал по каждой теме, т.е. по каждому члену Символа веры, найти ответы на вопросы, которые возникают у детей разных возрастов.
***
Второй этап работы – на основании собранного материала, большого и громоздкого, выстроить что-то простое и понятное, чтобы это было не исследованием, не умно-ученым рассуждением, а ясными сюжетами. По возможности каждый тезис я стараюсь показать в картинках, наглядно, в схемах и конкретных образах. Сама рисовать не умею, но набрасываю рисунки карандашом. Получается, конечно, так себе – зато потом по этим наброскам художник создает настоящие иллюстрации. Над этой книгой мне снова посчастливилось работать с Ириной Шариковой, которая уже рисовала мою «Всенощную», а также последний календарь на Великий пост. Рисунки Ирины получились нежными, пастельных оттенков. Некоторые сюжеты она изобразила прямо по иконам, сделала их узнаваемо-традиционными, а некоторые – необычными, и это особенно здорово для детей, уже привыкших к «церковным» книжкам. Но подчеркну то, что для меня особенно важно и драгоценно: иллюстрации получились ни в коем случае не мультяшные, все сделаны тактично-благоговейно – так, как, мне кажется, и должны выглядеть иллюстрации к книге на вероучительную тему. Это чудо моей жизни – художники, с которыми меня сводил Господь, которые дали жизнь моим неказистым эскизам. Теперь эти рисунки, например, из «Литургии» и «Всенощной», продолжают жить уже сами по себе, расходятся по миру открытками, плакатами, стикерами…
***
Кроме вышеприведенных основных задач я поставила еще вот такую дополнительную: показать, что знакомство с основами христианской веры – это ключ к христианской культуре как таковой, а значит, ключ ко всей европейской и русской культуре. Ведь наша цивилизация построена на христианском учении, даже если это кому-то сильно не нравится, даже несмотря на то, что в каких-то проявлениях эта цивилизация сейчас противостоит христианству: чтобы понять суть этого противостояния – все равно необходимо быть знакомым с первоисточником. В этом ракурсе, конечно, всякий человек, считающий себя образованным, обязан знать основы христианской веры, даже если он атеист или какой-нибудь буддист. Чтобы показать, насколько учение о вере связано с русской и мировой культурой, к некоторым темам Символа веры я подобрала в качестве иллюстраций произведения великих художников. В первую очередь, конечно, это иконы: Андрея Рублева, Дионисия, мозаики из собора святой Софии в Киеве и из собора Сан-Марко в Венеции, также картины Рембрандта («Снятие с Креста»), Поленова («Христос и грешница»), Сурикова («Милосердный самарянин») и другие. Здесь идея: хотите освоить родную, русскую культуру? Это невозможно без знакомства с вероучением. Шедевры европейского художественного искусства вы тоже просто не поймете, если не будете хоть немного знать об основах христианской веры. Вопрос не «религиозный», вопрос – элементарного базового образования.
***
Как я уже сказала, я постаралась рассказать о Символе веры очень просто. Это ведь самая база: что мы знаем о Боге, о творении нашего мира и пришествии Спасителя на землю, о том, что такое грех и добродетель, ад и Царство Небесное, о Церкви и таинствах. Но, с другой стороны, не избегала сложных тем, наоборот, сложные-то как раз важнее и интереснее всего. Уж не знаю, понятно ли получилось на самом деле, но за основу я взяла конкретные детские вопросы или ситуации, с которыми мне приходилось сталкиваться. Например: если Господь после Воскресения проходил сквозь закрытые двери, это что, был призрак? Между прочим, этот вопрос волновал самих апостолов, поэтому Христос сказал ученикам: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24: 39). И вот в книжке я подчеркнула этот момент – то, что Христос воскрес и через 40 дней вознесся на небо в физическом теле настоящего человека. Я собрала все основные евангельские упоминания о том, как жил Христос между Воскресением и Вознесением, попросила Ирину проиллюстрировать, как воскресший Иисус ел обычную человеческую пищу, рыбу, хлеб, мед, нарисовать, как Спаситель в это время общался с людьми. Вот так, с разных сторон, где-то обстоятельно, где-то картинками, где-то емкими цитатами из творений святых отцов, я постаралась ответить и на многие другие детские и не совсем детские вопросы, например: где сейчас находится Иисус Христос? Разве мог Господь, такой добрый, сотворить что-то плохое, некрасивое, вредное? Как вообще и в конце времен в частности что-то мертвое может не просто стать живым, но получить новое тело?
***
Или вот еще конкретная проблема, ассоциированная с «детскими Библиями»: восприятие Бога как Старичка, Который гуляет по облакам. Вроде бы «ничего страшного», просто «адаптация для детей» – но ведь эти сказочно-мифические образы не имеют никакого отношения к вероучению, мало того, по большому счету – противоречат ему. Конечно, когда люди предлагают детям такие «Библии», имеется в виду, что однажды детям дадут и «настоящую Библию», предложат детям Закон Божий и тот же катехизис. Но ведь нередко все основные сведения о вере так и ограничиваются книжками, «адаптированными для малышей». И затем возникают совсем нешуточные проблемы. Так, недавно я увидела видеозапись лекции одного популярного русскоязычного мусульманского проповедника. Этот проповедник рассказывает, в частности, о том, как мусульманину обращать в ислам православную девушку-невесту. Начинает с «очевидной истины»: люди обычно вообще ничего не знают о своей вере, и ваша невеста-христианка, конечно, сама не знает, во что она верит. Ей просто надо, говорит, показать, как это нелепо – верить «по-христиански», в частности, как нелепо верить в Бога как в «мужичка»; надо «открыть глаза» девушке, показать, что такие сказки не могут соотноситься с реальностью, а затем рассказать ей о Могущественном Всевышнем, которого нельзя вообразить, которого не может постичь человеческий разум… И потом потихоньку перейти к пророкам и коротко рассказать, как и зачем «на самом деле» устроен наш мир.
Видимо, этот прием правда работает, и это, как я сказала, не удивительно. Многие и многие дети, которые знают о своей вере из примитивно-мифических книжек, уже в подростковом возрасте сталкиваются с «научной картиной мира» или с какими-то притягательно-таинственными религиями, философиями – и иногда даже не пытаются выяснить, что же такое на самом деле отвергаемая ими родная христианская вера. Иногда причина такого отсутствия интереса как раз в том, что мы сами когда-то рассказали детям о вере на уровне детских сказок, и дальше этих сказок дело не пошло… Дети знают некоторые сюжеты из библейских пересказов, но как раз основ-то не знают, и потому оказываются и правда «чистым листом» перед самими разными проповедниками, которые предлагают людям, собственно, свой «катехизис».
Конечно, я не думаю, что моя книжка закроет проблему. Однако задумана она как раз для того, чтобы просто-напросто привлечь внимание собственно к Символу веры, чтобы показать основные ориентиры, показать, насколько наша вера прекрасная, таинственная – такая, что ее и можно, и хотелось бы продолжать и продолжать узнавать.
При этом элемент «тайны» важно обозначить и в разговорах с детьми, и для самих себя. Невозможно и совсем не нужно, чтобы «все было сходу и окончательно понятно». Так, что мы знаем о Боге? Святитель Филарет Московский подчеркивает:
«Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и ангелов… Из откровения Божия можно заимствовать следующие понятия о существе и существенных свойствах Божиих: Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный».
Вот это все вроде бы в целом понятное, но вообще-то непонятное человеку по определению – и важно показать детям. Даже если они не будут особо вникать – тема все равно «застрянет в голове». Чтобы и правда застряла – для этого и нужна наглядность. Так, я оформила первый разворот о первом члене Символа веры всего тремя иллюстрациями: это, конечно, Троица «Рублева», также голубое, полупрозрачное небо в лучах, на которые уложены понятия о существе Божием, и, наконец, изображение святителя Спиридона Тримифунтского с кирпичом, из которого выходят огонь и вода, чудо свидетельства троичности Бога на I Вселенском Соборе. Вот так уходим от сказочного восприятия Бога, предлагаем образы, которые косвенно, но ярко и наглядно показывают, что именно мы знаем о Боге. И сразу по ходу объяснения каждого члена Символа веры, и еще отдельно в конце книги я предложила отсылки к другим источникам, чтобы показать: здесь мы только знакомимся с темами, это только начало. Но чтобы лучше узнать о вере, о Боге, нужно учиться, читать, спрашивать – еще и еще. Чтобы не было эффекта «завершенного обучения», чтобы ребенок, подросток, взрослый, который знакомится с основами веры по этой книжке, понимал бы вот такую тривиальную, но почему-то не всегда осознаваемую вещь: не стоит останавливаться на достигнутом, подлинное образование, как и всякое другое, необходимо продолжать всю жизнь. Учение о вере – это великая культура, это самая настоящая наука. И главное, конечно, – это живое наследие живых святых нашей Единой, Соборной и Апостольской Церкви.
***
Еще одна особенность книжки: по возможности, где это показалось уместным, я постаралась дать какой-то выход на практику, чтобы все это не было просто информацией, но поводом строить на вероучении свою собственную жизнь. Так, например, мы поднимаем непростые темы – Страшный Суд и будущая жизнь. В Символе веры об этом целых три члена, так что в книжке подобные вопросы затронуты с самых разных сторон. Вот лишь небольшой фрагмент – о двух судах, частном и всеобщем, Страшном Суде. И сразу выходим на такую связанную с нашей повседневной жизнью и невероятно важную тему: частный суд, в отличие от всеобщего, не окончательный, поэтому мы, живые, можем помочь уже умершим родным и близким, можем молиться за них, совершать в память их добрые дела, подавать записки об упокоении на литургию, проскомидию. И это всего лишь один маленький пример того, как мы переходим от теоретических тезисов Символа веры к практике, к образу и вектору жизни, к конкретным поступкам.
Эта связанность очевидных истин Символа веры с жизнью, пожалуй, оказалась для меня одним из самых драгоценных открытий, которые я сделала для себя во время работы над книжкой. В какой-то момент я вдруг увидела, что каждый член Символа веры по-настоящему способен определять направление мыслей и всю жизнь человека.
Еще одно открытие, которое я сделала для себя, заключается в том, что Символ веры очень просто и ясно показывает разом всю историю Вселенной, от сотворения этого мира и до его конца. Это вера в Промысл Божий, в то, что Бог держит в Своей руке этот мир и всю его историю, «ленту времени», и вот сразу – и сотворение неба и земли, и второе пришествие, разрушение этого мира и сотворение нового, в который мы не просто верим, но которого от всей души желаем, на который надеемся, которого чаем. Эту невидимую, но реальную соединенность мира небесного и мира земного, которая проявляется и в творении мира, и в пришествии Богочеловека, и станет окончательной в конце мира (который, конечно, не конец, а начало), я постаралась наглядно показать в книге. С помощью каких приемов – не буду рассказывать, пусть за себя говорят иллюстрации.
Но главное, ожидаемое и все же всегда для меня неожиданное открытие – то, что Символ веры – это захватывающе интересно. Можно начать читать что-то о том или ином члене этого Символа, потом смотреть контекстные темы, уйти к самым разным богословским, историческим, лингвистическим отсылкам и просто – не оторваться. Тут главное начать, а потом оно само как-то незаметно углубляется и усугубляется.
Надеюсь, эта книжка как раз поможет кому-то начать этот удивительный путь знакомства со своей родной верой. Начать – чтобы потом не останавливаться, отложить эту простую и уже не нужную книжку и читать нормальные, серьезные источники. Начать с тех самых катехизисов, прочитать не только про Символ веры, а все, что там написано. Потом читать святых писателей и отцов Церкви, например, преподобного Иоанна Дамаскина, Владимира Николаевича Лосского, конечно, великих вселенских учителей и святителей – Григория Богослова, Василия Великого и моего родного и любимого Иоанна Златоуста, и того же святителя Николая Сербского, и преподобного Паисия Святогорца, и святителя Феофана Затворника, и многих и многих других, бесценное наследие которых сейчас можно получить свободно и бесплатно по поисковому запросу в сети. Впрочем, безусловно, к этим источникам можно перейти и без моей книжки, вот прямо сейчас, не откладывая.
Православие.ru