Известно, что в судьбе великого русского писателя Федора Достоевского ключевую роль сыграли два сибирских города - Тобольск и Омск. Четыре года, проведенные на омской каторге в уединении с Евангелием, подаренном ему в Тобольске женами декабристов, сделали Федора Михайловича тем великим христианским писателем, чьи книги сегодня читают по всему миру. Потому недавнее событие - в конце мая в омской областной библиотеке имени Пушкина презентовали изданные тюменским благотворительным фондом "Возрождение Тобольска" письма Достоевского из Сибири - получилось очень символичным
Библиотеку и Фонд связывает давняя многолетняя дружба:
- В который уже раз в этом пространстве, в 304 аудитории - в омском Музее книги мы проводим презентацию книжных даров фонда "Возрождение Тобольска". Тех эксклюзивных книжных проектов, которыми пополняются фонды областной библиотеки - как это было, как это есть, и как это, надеюсь, будет дальше, - отметил в начале презентации директор библиотеки Александр Ремизов.
- Очень радостно, что в год 200-летия Омской области главной библиотеке нашего региона будет преподнесен замечательный подарок, связанный с именем Достоевского, 200-летие которого мы продолжаем отмечать. Ведь, как говорили классики, такие даты как 100 лет и 200 лет можно отмечать еще пять лет, так что издание, которое будет подарено, конечно же остается актуальным,
- подчеркнула заместитель министра культуры Омской области Светлана Бакулина
В основу роскошного факсимильного издания «Перерождение моих убеждений» легли три письма, написанные Достоевским в Сибири. Первое – брату Михаилу Михайловичу Достоевскому, второе – Наталье Дмитриевне Фонвизиной и третье – поэту Аполлону Николаевичу Майкову. Подлинники писем сегодня хранятся в фонде рукописей Российской государственной библиотеки.
Трудами замечательного художника книги руководителя творческой мастерской «Дизайн уникальных книг» Василия Валериуса новое издание фонда стало подлинным шедевром книжного искусства. Причем создать этот шедевр оказалось весьма непросто.
- Одно дело, когда вы издаете многостраничный документ, который естественным образом приобретает форму книги, потом становится на полку и живет дальше своей жизнью в человеческом пространстве. А в этом случае мне пришлось придумать, как издать документ, состоящий всего из 16 страничек в трех письмах. Дело в том, что такой документ, хранящийся за семью печатями, доступен только ограниченному кругу исследователей, потому есть необходимость ввести эти драгоценные письма в общественный оборот, дать возможность множеству людей прикоснуться к этим реликвиям. И я придумал устроить для них ларец, который запирается на ключ - знак и символ того, что к этой драгоценности нужно относиться с почтением, - рассказал в своем видеообращении художник.
В ларце - три папки. Если открыть любую из них, мы увидим вставленную на ленточке рукопись письма, портрет Достоевского и расшифровку этой рукописи.
- В крышке ларца устроен крест - потому что в этих письмах мы видим изменение отношения Достоевского к религии. За него вставлена брошюра, которая содержит несколько научных статей, связанных с темой издания. Над этим проектом работало множество специалистов разных квалификаций, и мы все очень надеемся, что нам удалось внести посильный вклад в дело сохранения реликвий русской культуры, которыми являются эти письма.
Затем к собравшимся обратился председатель президиума Фонда «Возрождение Тобольска» увлеченный творческий человек и коренной сибиряк Аркадий Елфимов:
- Дорогие друзья, мы, наверное, уже два десятка встреч в этой библиотеке провели на протяжении двух десятков лет, и породнились, и подружились. Сегодня еще День библиотек, поздравляю вас с профессиональным праздником и вспоминаю слова Дмитрия Сергеевича Лихачева. который говорил, что библиотекари - это последние святые на Руси. Мы очень дорожим дружбой с нашими святыми из Омской области. Мы с Сергеем Козубенко заранее обсуждали презентацию наших изданий в Омске, потому что он выступил большим помощником Фонда. В стороне не остались и замечательные попечители Фонда - мы уже целую библиотеку издали при финансовой поддержке омичей, хотя сейчас всем приходится нелегко. В очередной раз хочу сердечно поблагодарить Титарева Виктора Владимировича за многолетнюю помощь фонду! Сегодня Святослав Капустин подарил наше дорогое издание ковчежец с письмами Ф.М. Достоевского музею "Эрмитаж-Сибирь". А сейчас мы еще два экземпляра передаем библиотеке и музею Достоевского. Федя Достоевский родился в Москве на Божедомке, а вот великий Федор Михайлович, которого на всех континентах и во всех странах чествуют, читают и пропагандируют, великий классик русской литературы - он, конечно, родился в Омске, куда он, тогда еще петрашевец, полутеррорист-полуатеист, приехал на каторгу...
Далее Аркадий Григорьевич обратил внимание собравшихся на один интересный момент, над которым несомненно стоит задуматься:
- Госпожа Кэрол Аполлонио, президент Международного общества Достоевского, которая недавно была у меня в Тобольске, рассказала мне, что сейчас в Японии просто настоящий бум вступления в ряды этого международного общества. Я говорю - а чему удивляться? Японцы - они молодцы, они думают о будущих своих поколениях. Они воспитывают детей на традиционной японской культуре, а в дополнение к ней берут самое лучшее, что есть в мире. У меня есть небольшая коллекция сказок "Конек Горбунок". Я интересовался статистикой изданий, оказывается - после 1945 года три книжки "Конька-горбунка" были изданы в Болгарии, четыре - в Чехословакии, две - в Венгрии и 17 - в Японии. Японцы понимают, что нужно давать детям сказку "Конек-горбунок", что нужно читать Достоевского, чтобы потом лидировать в технологиях и быть впереди планеты всей.
Потом по просьбе Аркадия Елфимова Светлана Бакулина вручила заслуженную награду - Звезду Достоевского омскому писателю Юрию Перминову.
- Мы живем в самом лучшем городе на земле. Не случайно итогом каторжных размышлений Достоевского стала сочиненная, но, к сожалению, не написанная им статья о назначении христианства в искусстве, о чем он поведал барону Александру Врангелю в страстную пятницу 1856 года. Там были такие слова: " Всю ее до последнего слова я обдумал в Омске". А у нас как зачастую получается - вот выхватят из письма Достоевского брату Михаилу слова про "гадкий пыльный городишко", ходят, радуются, цитируют друг другу... Почему радуются - непонятно, - констатировал Юрий Перминов.
А далее Юрий Петрович прочитал стихотворение-напоминание:
Понять соседа – пьяницу, задиру –
как в алкоголе истину постичь…
Но он – родня по городу и миру,
хотя и не с рождения омич…
Отягощённый тремором, одышкой,
он произносит буднично, хотя
не без ехидства: «Гадкий городишко!» –
на белый свет – за водкой – выходя:
как ни крути, мол, повод выпить – веский
(он и другие держит про запас)…
Вот кабы знал, что Фёдор Достоевский
Христа узнал не где-нибудь – у нас…
Известного промышленника и мецената Сергея Козубенко отличает необычный для нашего времени интерес к книге.
- Я много лет занимаюсь литературой, занимаюсь благотворительностью, помогаю Ишимскому фонду Петра Павловича Ершова. Каждый год мы в Ишиме вручаем Международную Ершовскую литературную премии за лучшее произведение для детей и юношества.
При финансовой поддержке Сергея Павловича увидели свет прекрасный альбом «Возьмите мой меч», посвященный творчеству удивительного скульптора Вячеслава Клыкова, книга «Преступление и покаяние» Владимира Большакова; адресованные молодому поколению книги Федора Конюхова «Суворов», «Оборона Севастополя», «Нахимов", и еще множество интересных изданий, которые Сергей Павлович подарил библиотеке. Например, книга "Прасковья Луполова" рассказывает детям о девушке, которая с одним рублем и образом Божией матери пешком отправилась из Ишима в Петербург просить государя за отца, который был лишен чинов и сослан в Сибирь. И ее прошение не осталось без ответа.
- Я, пользуясь случаем, хочу еще поздравить вас с открытием памятника величайшему нашему царю Петру I. Мероприятие очень здорово прошло, редкой красоты памятник получился - зайдите, посмотрите.
Сергей Козубенко прибыл в Омск с большой командой близких друзей, потому на презентации присутствовал четырехкратный олимпийский чемпион Александр Тихонов.
- Я себя не считаю писателем, но у меня к 75-летию уже вышла одиннадцатая книга - о моей жизни, о жизни моих друзей. Горжусь тем, что был признан лучшим спортсменом века, лучшим президентом Федерации биатлона. Все это принадлежит России, нам нашей истории, - подчеркнул Александр Иванович - Стараюсь продолжать трудиться, сейчас я собираюсь написать с одним из писателей письмо на имя президента России, чтобы власти наконец обратили внимание на Союз писателей России, ведь эта организация сегодня находится в бедственном положении. Пожелаю всем доброго здоровья - через 24 года я в этом зале отмечу столетие и нужно чтобы все тогда были в добром здравии.
Омский предприниматель Святослав Капустин говорил о том, что город, в котором Достоевский стал великим писателем, ныне совершенно несправедливо позабыт:
- Наверное, если мировые бренды взять - и политиков, и писателей, в топ-100 Федор Михайлович реально входит. А Омск, где он родился как писатель, не входит в топ-100, даже в топ-1000, его вообще не знают, и это меня беспокоит. Я считаю, что Омск способен генерировать значимых людей. Мы заказывали социологический опрос, была проведена большая работа. Опрос показал, что мы амбициозные и нереализованные люди. Придумать бы, как вот эту задачу решить, как практически подойти к тому, чтобы место рождения этих великих людей развивалось и процветало. Мы ведь способны и должны жить достойно и хорошо.
Омскому периоду жизни Достоевского посвящена значительная часть экспозиции омского литературного музея. Виктор Вайнерман, директор музея, член Союза российских писателей, выступая на презентации, сказал:
- Очень волнительно получить в день библиотек такой замечательный подарок. Каждое издание фонда - это произведение искусства, в этом все давно убедились. Я бы сравнил эти три письма с великолепно ограненными бриллиантами. Это настоящее сокровище - и по содержанию, и по оформлению. Это документы огромной человеческой важности, колоссальной важности, они просто общечеловеческое имеют значение. Эти письма написаны человеком, который будучи уже достаточно известным писателем, отсидел восемь месяцев в одиночной камере в Петропавловской крепости, испытал ожидание расстрела, отбыл каторгу. Он стал никем, он был лишен всех прав, состояния… О чем же он пишет, выйдя с каторги? В этом письме нет никаких сомнений, никаких жалоб, оно написано жизнелюбивым человеком, полным творческих замыслов и планов. Это письма человека энергичного, с оптимизмом желающего начать новую страницу своей жизни. С другой стороны, эти документы - разгадка многих тайн писательской лаборатории Достоевского, его художественного метода, способа его мышления. Это разгадка его философской тайны. Письмо Федора Михайловича брату содержит практически синопсис "Записок из мертвого дома", это письмо написано человеком, который обладал потрясающей цепкой художественной памятью - спустя четыре года каторги он помнит, что ямщики, которые везли осужденных в Сибирь, были одеты в зипуны серого немецкого сукна и подпоясаны алыми кушаками. В другом письме он открывает свой Символ веры. И если бы он не написал Наталье Дмитриевне Фонвизиной о том, что он - дитя неверия и сомнения, теперь относится к Христу и к религии вот таким вот образом, последующим читателям и исследователям было бы очень трудно постигать Достоевского, входить в его мир. И наконец в письме Аполлону Майкову есть слова, которые так важны нам сегодня - в этом письме Федор Михайлович говорит о России, как о благородной великой стране, нашей святой матер. И конечно любой человек сегодня, прочитав эти слова Достоевского, наверное, по-другому начнет смотреть вокруг и думать о нашей стране.
Разумеется, на презентации вспомнили о переиздании Евангелия Достоевского, осуществленном Фондом четыре года тому назад.
- Факсимильные издания Евангелия и писем Достоевского - это действительно явления русской культуры. В них читателю открывается сокровенный Достоевский, ведь открывая это Евангелие мы можем увидеть пометы, которые он делал ногтем, и которые были обнаружены благодаря новым электронным технологиям. Весь юбилейный год Евангелие было доступно читателям в нашем Музее книги. Особым вниманием пользовалась Сибирская тетрадь - именно рукопись. Когда человек читает текст, написанный почерком Достоевского, это совсем другое проникновение в текст, ощущение этого мира, который открывается через то слово, которым говорил и думал русский народ, - поделилась заслуженный деятель культуры Омской области заведующая Центром книжных памятников библиотеки имени Пушкина Лариса Пономарева.
- Я думаю, в библиотеке Пушкина эти два издания должны постоянно присутствовать в экспозиции - я бы назвала ее "Символ веры Достоевского". Сегодня мир доказывает, что он вне Христа. И Россия, как мне кажется, выбирает мир, где в центре- мужественный Христос. В свое время к третьему письму, которое Достоевский написал своему самому близкому другу Аполлону Майкову, мне пришлось делать комментарий для Пушкинского дома - "Неосуществленный замысел статьи Достоевского о России, Сибирь, 1856 год. И тот контур мыслей, который он хотел осуществить в этой статье, созвучен очень важным словам Ивана Киреевского: "Европа не догадывается сколько добра извлечет Россия из того зла, которое она думает ей нанести. Эти страдания очистительны, эта болезнь - к здоровью. Мы бы загнили и задохнулись без этого потрясения (это о Крымской войне) Россия мучается, но эти муки - рождение. Тот не знает России, не думает о ней в глубине сердца, кто не видит и не чувствует, что из нее рождается что-то великое небывалое в мире" В сочувствии этим строкам в свое время Достоевский в Семипалатинске пытался написать свою статью о России...
Вторая часть презентации была посвящена еще одному воистину грандиозному изданию Фонда - «Галерее русской исторической живописи».
В финале презентации меценатам, передавшим в дар омским библиотекам великолепные издания, вручили благодарственные письма, подписанные губернатором Омской области Александром Бурковым. А главную благодарность - благодарность потомков они уже несомненно заслужили.
Материал подготовила Елена Мачульская