Церковнославянский язык

Автор: Миронова Татьяна Все новинки

Загадки Бога

Загадки Бога

В этой книге собраны самые, пожалуй, неудобные для верующих вопросы о Боге, а также письма реальных людей, искренне не понимающих чего-то в Творце и созданном Им мире. Ответить на них честно и по существу мы попросили авторов известного православного журнала «Фома» (foma.ru). Книга рассказывает о причинах страдания детей и невинных людей, о подтверждениях существования Бога, о планах Бога на человечество и конкретного человека, о «способах связи» с Богом, об отношении Бога к неверующим, о различной посмертной участи людей, о сочетании воли Бога и свободы человека.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 Правда, что Христос учил просто быть добрыми, а не какой-то религии?

Письмо авторам книги:

Христос просто учил быть добрым — важно быть милосердным и сострадательным, а вера в определенные догматы, следование каким-то обрядам — это придумано людьми уже после Него. Как формулирует это известная писательница Людмила Улицкая, отвечая на вопрос интервьюера «Милосердие важнее принципов веры? Сострадание превыше заповедей?»: «Несомненно. Именно это и проповедовал Иисус из Назарета». Почему же верующие не могут с этим согласиться?

Михаил

Отвечает Сергей Худиев, богослов, постоянный автор журнала «Фома»

Есть латинская фраза Aut Deus Aut Malus Homo. Она восходит к средневековому мыслителю Фоме Аквинскому и означает «Или Бог, или плохой человек». Дело в том, что Иисус, которого мы встречаем в Евангелии, говорит вещи, которые можно счесть добрыми и нравственными только в том случае, если именно религиозное послание Евангелия истинно.

Например: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:37–39).

Речь идет о мученичестве — ученик Христа должен быть готов к тому, что его отвергнут самые близкие люди, а образ несения креста для слушателей Иисуса был мучительно ясен: приговоренных заставляли нести горизонтальную перекладину креста, на которой их распнут.

Нести крест — означало идти на лютую смерть.

Потерять душу ради Христа — умереть за Него.

И вот Христос не только призывает людей к мученичеству за Него, но и обещает, что в конечном итоге они обретут жизнь вечную и блаженную. «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6:47).

Это обещание либо истинно, либо нет — и если оно ложно, то нет ничего доброго или мудрого в том, чтобы призывать людей к мученичеству под ложные обещания. Человек, который говорил такие вещи, которые говорил Иисус, действительно или Бог, воскрешающий мертвых, или плохой человек.

И сам Иисус вполне ясен в вопросе о том, кто Он такой. Он говорил, что пребывал с Отцом прежде создания мира (Ин. 17:5), что Он и Отец — одно (Ин. 10:30), что именно Он, Иисус, придет судить все народы в последний день (Мф. 25:31).

Он постоянно дает понять, что в Его лице мы встречаем Бога. Это или правда, или нет; и если это неправда, то это очень недобрая неправда.

Иисус устанавливает по крайней мере два обряда, необходимых для вечного спасения. Крещение: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). И Евхаристию: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6:53, 54).

Конечно, в этом случае нам часто говорят, что ранняя Церковь приписала все эти слова Иисусу, который ничего подобного не имел в виду. Попытки реконструкции «исторического Иисуса» уже много раз предпринимались — без особого успеха: нравственное учение Христа невозможно отделить от Его личности.

Но в любом случае никакого другого Иисуса, кроме Иисуса Нового Завета, у нас нет — вы, конечно, можете не верить свидетельству о Нем Апостольской Церкви, но тогда у вас нет возможности на Него ссылаться.

В самом деле, говоря «Иисус просто учил быть добрыми», кого вы имеете в виду? Иисуса Евангелий или кого-то другого? Если Евангелий, то это просто неверно. В Евангелии Иисус отчетливо религиозен, догматичен и устанавливает обряды.

Если речь идет о каком-то другом, сконструированном Иисусе, полученном путем компиляции выбранных нами отрывков Евангелия с нашими собственными соображениями, то давайте так и скажем: это какой-то другой Иисус, о котором апостолы не проповедовали и которого христиане не знали. Но в этом случае было бы странно ссылаться на эту искусственную конструкцию как на нравственный авторитет.

Разница между «Иисусом, который просто учил быть добрыми», и Иисусом, которому поклоняются в Церкви, — это разница между мертвым учителем и живым Спасителем. Мертвый учитель похож на книгу на полке — я могу ею распоряжаться, я могу цитировать из нее то, что мне нравится, я могу задвинуть ее обратно на полку, как только она мне наскучит. Учитель, который жил когда-то очень давно, ничего не может от меня потребовать — ни исправить мою жизнь, ни примириться с теми, кого я обидел, ни проявлять на самом деле милосердие и сострадание. Я могу на него ссылаться, когда мне нужно, — и забыть о нем, когда он неудобен.

А вот Иисус Евангелия, Иисус Церкви требует веры и послушания, Он заявляет Свои права на нашу жизнь со всей властью Создателя и Искупителя мира — и лично моего Создателя и Искупителя. Если принять Его призыв, моя жизнь переменится глубочайшим образом; я оказываюсь перед дверью, за которой меня ждет новая жизнь, новая надежда — и новые обязательства. Мне предстоит сместить самого себя с престола своей жизни и покориться власти истинного Господа. Это привлекает, но в то же время пугает.

Это так же пугает и других. Если вы скажете «для вечного спасения важно веровать, что Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек», вы произведете разделение, выставите границы: вот те, кто право верует, и вот те, кто не верует или верует неправо. Вот дверь, вот те, кто вошел в нее, и те, кто снаружи.

Как-то я читал серию колонок журналиста, который беседовал с различными христианскими деятелями и под конец интервью задавал им вопрос: «Лично я не верю в Непорочное Зачатие и Воскресение Христа из мертвых. Могу ли я считать себя христианином?» Даже через текст на экране компьютера чувствовалось, как его собеседники начинали неловко ерзать на стульях. В самом деле, мило беседуем с уважаемым, известным журналистом, «нормально же общаемся», как пишут в интернет-мемах, и тут возникает этот вопрос. И что тут ответить? С одной стороны, конечно, нет: человек, отвергающий сверхъестественное зачатие Господа и тем более Его физическое воскресение, кто угодно, но не христианин. «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14).

С другой — ты как будто отталкиваешь вполне дружелюбного человека. Он с надеждой спрашивает: «Я ваш?» А ты ему: «Нет, не наш и не будешь наш, пока не примешь ряд условий». Ведь нередко, произнося слово «христианин», люди имеют в виду «просто хороший человек». И когда ты отказываешься признать христианином человека, который на это напрашивается, это выглядит почти как оскорбление. Во всяком случае, как грубое недружелюбие.

А вот если говорить не о Воскресении, а просто о том, что «надо быть добрым», почвы для конфликта нет. Мы все согласны, что надо быть добрым! Спорить не о чем. Если Иисус — это просто еще один человек, который учил быть добрым, то ни в Его личности, ни в Его послании нет абсолютно ничего, что могло бы вызвать напряженность. Правда, остается непонятным, почему Его распяли. Римляне были жестокими людьми, но они не распинали за призывы быть добрыми.

Но живой Спаситель — в отличие от мертвого учителя — может дать не только красивые изречения. Он может сделать нас добрыми — даже святыми, если мы доверимся Ему и последуем за Ним.

Полит.Ру