Сегодня мы беседуем с удивительным художником-иллюстратором из Белоруссии Екатериной Бабок. Всем знакомые и любимые с детства сказки «Репка», «Теремок» и другие книги под волшебной акварельной кистью Екатерины оживают, наполняются новым глубоким смыслом, завораживают и погружают в чудесный мир, оставляя в душе светлое чувство радости жизни
– Екатерина, во сколько лет Вы стали рисовать и учились ли Вы специально на художника?
– Родители мои говорят, что я начала рисовать с трех лет. Я рисовала-рисовала, а потом пошла в студию. В студии, когда я была еще школьницей, мне сказали: «А не пойти ли тебе, Катя, поучиться в художественную школу?» Я пошла в художественную школу, закончила ее, и встал вопрос поступления. Мне посоветовали поступить в Витебский педагогический университет на художественно-графический факультет. Я там отучилась, приехала и какое-то время работала в школе учителем рисования. Потом работала конструктором в научно-исследовательском институте, потом была дизайнером мягкой игрушки. И как-то совершенно случайно, просто по объявлению в газете, я пришла в иллюстрацию. Тогда наше белорусское издательство детской литературы «Белфакс» набирало художников. Я пришла в иллюстрацию относительно поздно, мне было где-то 35–36 лет.
– Игрушки по Вашим дизайнам еще можно найти?
– Это было так давно, что те фирмы, с которыми я работала, уже ликвидировались. Одну свою игрушку – собаку я видела в кино. На ней прыгала героиня, дочка из «Тайны следствия».
– Вы рисуете больше либо детей, либо для детей. Почему именно такая тема откликается Вашему сердцу? С чем это связано?
– Наверное, связано с тем, что я сразу пришла в детское издательство. И мне подошла эта тематика. Знаете, она такая разнообразная. В детстве же можно фантазировать, ты мало чем ограничен. Дети же такие выдумщики, придумщики. Я долгое время была в детской теме, пока один издатель настоятельно не рекомендовал мне попробовать взрослую тему, и тогда я стала иллюстрировать и Джека Лондона, и Достоевского, и Тургенева.
– Новый виток.
– Да. Знаете, тогда это было очень интересно. Это был очень хороший, полезный опыт, который раскрыл другие грани. Любой человек многогранный. Где-то он может повеселиться, как ребенок, где-то может серьезно о чем-то подумать. С благодарностью вспоминаю тот опыт, так как мне очень близка русская классическая литература.
– А какое направление из рисунка Вам ближе: взрослое или детское?
– Когда-то я долго-долго была в детской теме, и когда у меня появилась взрослая тема, она стала глотком свежего воздуха. Я немножко устала от детской темы, и надо было переключиться. А потом, уже спустя время, вернулась в детскую, и мне было приятно вернуться. Поэтому какими-то периодами надо переключаться время от времени.
– Чтобы всего было понемножку.
– Да, и всё как-то влияет друг на друга. Какие-то приемы потом из детской тематики переносишь во взрослую. И наоборот.
– Екатерина, скажите, в чем секрет Ваших рисунков? Как они у Вас получаются такими добрыми, красивыми? Такими, что хочется пересматривать и пересматривать их, чтобы запечатлеть в памяти.
– Знаете, я думаю, что любая работа, творческая или нетворческая – это отражение внутреннего мира человека, его понимания жизни. Человек в первую очередь должен работать над собой, относиться к миру желательно по-доброму, искать корень проблем не в окружающих, а в себе, стараться исправлять себя. Ну, и вопрос доброты, терпения – немаловажный в современном мире. Всё это будет отражаться в героях.
Даже к отрицательным героям надо относиться с пониманием и добротой, потому что если ты сделаешь человека полностью отрицательным, то получится карикатура. Нужно найти что-то такое в герое, что позволит его или оправдать, или пожалеть. Тогда он будет интересным. Я люблю рисовать детей, потому что их искренность, чистота, непосредственность настолько привлекательны, что у них можно многому учиться.
– Михаил Иванович Глинка говорил: «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой». А помните ли Вы свою первую книгу, которую проиллюстрировали?
– Отлично помню. Мне дали книгу советских стихов для маленьких девочек «Я уже большая» – мое любимое направление.
– Есть ли у Вас какой-то любимый персонаж, которого Вы создали или придумали?
– Есть такой персонаж, которого я придумала. У меня когда-то был серьезный долгий заказ. Мне надо было немного отвлечься от него. Я вспомнила свое прекрасное время в деревне и нарисовала маленькую рыженькую девочку. Эта девочка попадает во всякие деревенские истории: она то котят спасает, то просто на лугу лежит, то собирает малину, то подходит к корове. Мое детство воплотилось в образе этой рыжей девочки.
– Вы родились в деревне?
– Нет, я родилась и выросла в Минске. У меня были бабушки, одна – городская, а другая – деревенская, к которой я приезжала на все лето. Дедушка мой был директором деревенской школы. У него было много книжек на белорусском языке, он преподавал историю, немецкий язык. И у меня, помимо всего прекрасного, что бывает в деревне для ребенка: коровы, поля, леса, был еще замечательный дедушка, который отвечал на все мои вопросы очень серьезно. Бабушка нас прекрасно кормила, она все время хотела, чтобы мы были крепкие.
– Это, наверное, образ традиционной бабушки.
– Да. Накормить, напоить и спать уложить. Точно! Поскольку я приезжала в деревню только летом, то при слове «деревня» у меня сразу всплывают только яркие, прекрасные, солнечные моменты, свойственные только летнему периоду.
– Екатерина, как Вы считаете, основу для творчества человека, будь то рисование или музыка, дает нахождение на природе?
– Да, согласна с Вами. Больше 20 лет назад мы из города переехали в деревню. Мне хорошо, спокойно в деревне. Утром откроешь окно – видишь деревья, небо. Это успокаивает, приводит мысли в порядок. Я люблю деревню, поэтому на тот момент городской жизни рыжая девочка стала любимым персонажем, пока не появились феечки, рисуя которых, я тоже отдыхаю.
– А что за феечки?
– Самой первой стала чайная фея. Она родилась из обычных домашних разговоров с мужем и дочкой. Если что-то исчезало в квартире, мы говорили, что, наверное, это фея унесла. И тогда я решила нарисовать фею. Мне нравилось внешнее соотношение крохотного предмета для нас, но огромного для маленького человечка. А дальше возникла идея фей как маленьких помощниц, благодаря которым каждый день происходят приятные мелочи. У меня есть разные открытки с ними: и новогодние, и весенние. Их можно увидеть во многих Интернет-магазинах.
– Вы иллюстрировали серию книжек «Дедушкины сказки и истории» издательства «Московской Патриархии». Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.
– Это длительный проект, посвященный сказкам. Он хорош тем, что каждая сказка – это новая история. Всё настолько близкое, родное, везде есть и деревня. Но над каждой сказкой надо подумать, о чем рассказывать в этой сказке. Не просто рисовать, а изложить ее смысл. О чем, например, «Три медведя»? О чем «Теремок», «Репка»? Когда я рисовала «Три медведя», я подумала, что, наверное, это будет сказка о том, что, когда ты входишь в чужой дом, следует войти в него с почтением ко всему устроенному вокруг другими, с уважением относиться к чужому дому, к чужим ценностям.
– Издательство «Московская Патриархия» – это не единственное православное издательство, с которым Вы работали?
– Я сотрудничала с нашим минским Свято-Елисаветинским монастырем, с православным женским журналом «Славянка». Мне всегда очень приятно работать с православными издательствами.
– Екатерина, у Вас был проект, посвященный особенным деткам, который назывался «Солнечная книжка». Не могли бы Вы о нем рассказать?
– Вместе с детским поэтом Анастасией Орловой мы решили сделать книгу стихов, посвященную особенным деткам, но стихи взяли самые обычные и адаптировали их под особенности каждого ребенка, но при этом картинка должна была показывать особенности деток. Мы хотели, чтобы получилась такая книга, открыв которую, читателю не стало бы ни горько, ни страшно, но интересно, и в то же время чтобы возникло понимание того, что не надо бояться общения с такими детьми. Это, в общем-то, просто какие-то особенности. У кого-то – физические особенности, у кого-то, кстати, душевные особенности, которые не видны невооруженным глазом. Но с этими людьми мы же стараемся наладить отношения. А у тех деток просто физические особенности. Когда я думала, как рисовать, я поняла одну вещь. Ребенок рождается таким, и это его мир, и он в нем чувствует себя, как ни странно, нормально. Я изучала много блогов мам таких деток, чтобы это понять. Тяжелее, конечно, чувствуют себя родители. А у детей есть любопытство и прекрасная способность развиваться, идти вперед. Вот это я постаралась поставить на первое место, чтобы люди заинтересовались.

|
– Очень нужный и важный проект для того, чтобы обычные дети видели, что есть другие дети, и с пониманием и добротой с детства учились относиться к ним. Не боялись их?
– Это не страшно.
– Вы сотрудничаете не только с белорусскими и русскими издательствами, но и с какими-то иностранными?
– Как-то моими иллюстрациями заинтересовалось Лондонское иллюстраторское агентство. Но сотрудничество не было таким плодотворным, так как русская школа рисования немного отличается от зарубежной. У нас были картины, книги, несколько проектов. Даже методическое пособие для Кембриджа, где надо было рисовать людей.
– Были ли у Вас какие-нибудь интересные случаи в работе?
– Из зарубежного сотрудничества у меня был один интересный случай, который очень тронул. Мы рисовали детскую книжку с разными художниками. Я по сюжету нарисовала девочку, а через пару лет меня нашла одна семья из Америки. Они потеряли в двухлетнем возрасте дочку, и когда увидели мою картинку, то очень захотели, чтобы именно я нарисовала их дочку. У нас сложились с ними очень теплые отношения. Это было очень трогательно, потому что они меня выбрали, разыскали, им захотелось, чтобы, глядя на портрет дочери, им становилось немножко легче. Думаю, мне немного удалось облегчить их беду.
– Вы в основном рисуете акварелью?
– Уже нет. Сейчас у меня растровая графика. Это компьютерная графика и графический планшет. Дело в том, что у издательств сейчас определенные технические условия правок, поэтому пришлось переходить на планшет. Акварельную работу нет возможности править. У меня был хороший акварельный опыт в иллюстрации, и я постаралась приручить планшет так, чтобы он слушался, чтобы давал акварельную легкость. И, что самое интересное, принцип работы на планшете почти такой же. Акварелью я накладывала слои, и точно так же я беру электронные краски и точно так же накладываю те же прозрачные слои, и получается акварельный эффект.
– Как интересно! А не скучаете по «живым» краскам? Не возникает желание порисовать снова акварелью?
– Желание бывает, но времени, к сожалению, нет. У меня есть блокнотик, где я иногда делаю наброски на будущее, когда время появится.
– Екатерина, поскольку мы заговорили о современных технологиях, мой следующий вопрос о них. Сейчас с появлением искусственного интеллекта нарисовать красивую иллюстрацию по заданным параметрам без труда может каждый. Как Вы относитесь к таким картинкам? Нет ли ощущения, что такие картинки из нейросетей хотя и технически красивы, но как бы мертвы, как бы лишены души?
– В нашем сообществе художников мы обсуждали искусственный интеллект. Когда все массово стали рисовать в нейросетях, мы думали, что они вытеснят художников. Для себя я определила, что не сотрудничаю с искусственным интеллектом и нейросетями, по крайней мере, на данном этапе.
Мы быстро научились отличать картинку, нарисованную нейросетью. Личность художника и самобытность любого человека, конечно, будут накладывать отпечаток на его рисование, а нейросети не могут в полной мере все это передать.
– Какие качества в человеке Вы цените больше всего?
– Самые интересные люди, которых я встречала, были очень добрые люди. Я ценю доброту, потому что она требует большой духовной внутренней силы. Добрые – это не значит слабые. Я встречала людей, которые проходили через очень сложные жизненные испытания, сохраняя при этом добрые отношения к людям и к миру. Это достигается большим трудом, и сохранить это в себе, я считаю, очень важно.
– А что приносит Вам радость в жизни?
– Наверное, простые вещи. И чем они проще, тем они больше приносят радости. Ты смотришь, что родители у тебя здоровы, у близких все более-менее хорошо, внутреннее состояние спокойное. Когда внутреннее состояние спокойное, тебя радует любая мелочь. Ты не зацикливаешься на какой-то проблеме. И, конечно, моя работа приносит мне радость. Когда ты в картинке сидишь, а в ней – целый мир. И ты хозяин этого мира: можешь выбрать на роль такого героя, можешь построить такие декорации, можешь своего героя одеть в такую одежду. Это тоже часть работы, она тоже приносит радость.
– У Вас есть девиз в жизни?
– Наверное, «путь в тысячу миль начинается с первого шага». Это восточная поговорка. Когда какое-то дело кажется сложным, тяжелым, надо попробовать просто его начать. Маленькими шажочками можно преодолеть большие сложности и достичь чего-то. Не сразу, а путем. Путь важен.
***
В качестве иллюстраций к материалу использованы работы Екатерины Бабок.