36 очерков о поэтах

36 очерков о поэтах
Сборник стихов и писем молодых поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны отмечен в конкурсе «Просвещение через книгу».

Издательство «Никея», составитель Дмитрий Шеваров, номинация «Лучшая духовно-патриотическая книга» – 1 место 

Интервью с Натальей Виноградовой – ведущим редактором издания
— Для кого эта книга? О чем она?

— Это книга для широкого круга читателей — для тех, кому интересна поэзия, история войны, история нашей страны. Она не оставляет равнодушными и старшее поколение, и молодых. Идея была в том, чтобы не просто собрать стихи — но и дать вместе с этим воспоминания об их авторах, их письма, рассказы близких.
В основе материалов книги — рубрика, которую ведет в «Российской газете» ее составитель Дмитрий Шеваров. Собирать и публиковать сведения о погибших на войне поэтах начали еще его родители-журналисты. Дмитрий продолжил их дело. Была проделана огромная работа, занявшая много лет.
Теперь к его прежним очеркам добавился большой материал, опубликованный впервые. В книге собраны 36 очерков о поэтах. А в конце — «помянник» — наиболее, как мы понимаем, полный список молодых поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны. В нем более 130 имен, с фотографиями — у кого они сохранились, и с краткими сведениями — годы жизни, кем был, где служил, как погиб… О многих погибших молодых поэтах почти ничего не известно. Но хотя бы воскрешены их имена. Этот список очень ценен для архивистов, поисковиков, для всех, кто сохраняет память о войне.
Дмитрий Шеваров собрал сведения только о молодых поэтах, не вернувшихся с войны. В сборник не включены стихи таких известных фронтовых поэтов, как Семен Гудзенко или Николай Старшинов. Мы решили, что молодые поэты — те, кто не старше 30 лет. Но среди авторов есть и прожившие всего 18-19 лет. Кто-то из них публиковался до войны, или уже во фронтовых газетах. О некоторых известно, что они написали много стихов, но сохранилось буквально несколько строчек.

— А чем могут быть интересны для современного читателя герои Вашей книги?

— Это были люди, обожавшие литературу, поэзию. Фантастическое поколение! У многих совсем молодых ребят, в том числе деревенских — совершенно взрослые, серьезные размышления, развитый язык и культура речи, высочайший уровень образованности, несравнимый со средним сегодняшним уровнем. Они были начитанные, знающие не только российскую, но и мировую литературу. Кто-то, например, пользуясь затишьем на фронте, пишет родным и просит прислать книгу — новый перевод Гёте. Удивительно погруженные в поэзию и преданные литературному делу — даже на войне.
Думаю, школьное образование тогда было гораздо более добротным, чем сейчас. Несмотря на всякие педагогические эксперименты 20-х годов. Детям часто преподавали учителя еще старой, царской школы. Везде, в каждом селе открывались библиотеки, народные театры. Это было время не только давления на культуру — но и культурного подъема.

— Насколько официальная коммунистическая пропаганда повлияла на молодых поэтов эпохи Великой Отечественной войны?

— Очень важно понимать: в большинстве эта молодежь, на деле доказавшая готовность сражаться и умереть за свою страну, была далека от официального коммунистического патриотизма. В произведениях, собранных Дмитрием Шеваровым, лишь изредка встречаются популярные лозунги того времени — хотя мы, безусловно, были готовы публиковать и такие стихи, — все, что было создано погибшими на фронте молодыми ребятами.
Это книга об очень смелых людях, многие из них пошли воевать добровольцами, кто-то прибавил себе возраст, чтобы попасть на фронт. Но в их стихах нет злобы, ненависти, остервенения, почти нет даже «благородной ярости», о которой поется в известной песне. О нескольких авторах нам известно, что они были верующими людьми.
Принадлежавший к тому же поколению Д. С. Лихачев говорил об этом так: «Наша любовь к Родине меньше всего походила на гордость Родиной, ее победами и завоеваниями. Сейчас это многим трудно понять. Мы не пели патриотических песен, — мы плакали и молились…». Приверженность идеологии, как можно предположить, была тогда свойственна скорее тем, кто был старше, успел принять участие в событиях революции и гражданской войны.
Конечно, мы говорим не о всем молодом поколении предвоенных и военных лет — но о его наиболее развитой, культурной части. Думается, что в культуру, литературу, поэзию они уходили от той атмосферы страха, которая, несомненно, присутствовала в предвоенном обществе. Среди погибших на войне молодых поэтов многие (но далеко не все) несли на себе клеймо «детей врагов народа», во время сталинских репрессий были арестованы их близкие.
Мне кажется, что война была для кого-то из них своего рода выходом из тяжелой ситуации. Возможностью не искупить какие-то грехи родителей — им нечего было искупать — но уйти от этого ужаса и позора, который на них навешивали, смыть его с отцов и матерей своею кровью. В собранных нами стихах об этом нигде не говорится напрямую — но это чувствуется.

— Насколько высок художественный уровень, представленных в сборнике стихотворений? Что говорить, юношеская поэзия очень часто это просто графомания.

— Там есть очень сильные, потрясающие стихи. Если бы их авторы остались живы, это вероятно, действительно могли бы быть Пушкины и Лермонтовы XX века. Есть, конечно, и простые, наивные, почти школьные строчки. Есть стихи «пророческие», удивительно точно предсказывающие то, что сбылось в будущем — впрочем, что удивляться, поэт ведь всегда в каком-то смысле пророк… Многие из авторов предвидели, предчувствовали войну в стихах, написанных до ее начала.
Москвич Юрий Дивильковский. Воронежский паренек Василий Кубанёв. Дмитрий Удинцев, потомственный русский интеллигент, человек со зрением минус 8, несмотря на медицинские предписания ушедший добровольцем на фронт в 41-м и погибший в 44-м. Леонид Крапивников…Он тоже отправился добровольцем в парашютно-десантную роту, вероятно, приписав себе 6!!! лет, и погиб в 19. Николай Майоров — один из самых талантливых поэтов военной поры. Это лишь несколько ярких имен, представленных в сборнике.
Читая их стихи, письма с фронта, понимаешь, как же много мы потеряли, и это приносит боль. Но ни в коем случае не чувство обреченности. Ощущение от книги — все равно светлое. Может быть потому, что наконец-то собрана, сбережена память о них. У этих поэтов была надежда на будущее и любовь ко всем — они защищали, но не ненавидели.

Беседовала Вера Шарапова/Журнал «Православное книжное обозрение»