В какую сторону изменилось российское законодательство об аспирантуре и как теперь будет выглядеть новая модель научной аспирантуры? Почему в России по-прежнему немного диссертаций по теологии, признанных государством? Планируется ли создавать новые диссертационные советы по этой дисциплине? На вопросы редакции портала «Богослов.Ru» ответил Дмитрий Викторович Шмонин — проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, председатель Экспертного совета по теологии Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации
- Дмитрий Викторович, 30 декабря 2020 г. был принят федеральный закон № 517-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (так называемый закон о научной аспирантуре). Как теперь, после принятия закона, будет осуществляться подготовка научных кадров в аспирантуре? Каковы отличительные особенности данных нововведений? Чем обусловлены изменения?
- Самое важное состоит в том, что аспирантура вновь, как это было на протяжении многих лет, становится формой подготовки кадров высшей квалификации. Наука, а не просто некий третий уровень высшего образования, после бакалавриата и магистратуры. Образовательная составляющая в аспирантуре остаётся, но согласно Федеральным государственным требованиям (ФГТ) главным результатом становится не освоение курсов и сдача зачётов, а написание и представление к предзащите готовой диссертации.
Обращу внимание на три особенности, важные для аспирантов: освоение аспирантской программы будет осуществляться только очно; итоговая аттестация — в форме предзащиты диссертации; аспиранты получат не дипломы, которые по существу ничего не прибавляли к статусу преподавателя и профессионала в соответствующем направлении, а свидетельства, необходимые для представления работы в диссертационный совет.
В связи с упразднением заочной формы обучения может возникнуть вопрос: как быть тем, кто планирует совмещать учёбу в аспирантуре с работой? Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы. Главное условие — выполнять индивидуальный учебный план, поэтому аспиранты могут беспрепятственно совмещать работу с учёбой.
- Согласно закону, вместо федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программам подготовки научных кадров в аспирантуре теперь устанавливаются федеральные государственные требования (ФГТ), о которых Вы уже упомянули. В чём различие ФГОС и ФГТ? Приняты ли ФГТ по теологии?
- Главным отличием я бы назвал отсутствие в ФГТ жёстких требований к объёму каждого из компонентов образовательной программы аспирантуры. Вуз или научная организация вправе самостоятельно определять структуру программы и количество часов на учебную и научную работу аспиранта, а также на проведение итоговой аттестации. Принятие ФГТ по отдельным научным специальностям или укрупнённым группам специальностей не предусматривается.
- Как будет проходить трёхлетняя подготовка научных кадров в аспирантуре? Есть ли очные занятия и практика?
- В этом плане особо ничего не поменяется, за исключением, возможно, перераспределения часов. Лекции, семинары и практическая подготовка остаются основными формами реализации программы. Важно, как я уже сказал, что итогом обучения в аспирантуре теперь становится предзащита диссертации — главное, для чего нужна аспирантура.
Отмечу также, что успешно прошедшему итоговую аттестацию аспиранту, если он подаст такое заявление, организация вправе оказать сопровождение на период до года. Это дополнительное время для подготовки диссертации к защите. На это время ему можно дать возможность жить в общежитии, он имеет доступ к информационно-образовательной среде, библиотечным фондам и библиотечно-справочным системам.
- Сохранятся ли кандидатские экзамены, сдаваемые аспирантами перед защитой диссертации?
- Да, кандидатские экзамены сохраняются. Они останутся формой промежуточной аттестации для аспирантов в ходе освоения программы.
- С какими трудностями могут столкнуться аспиранты при подготовке кандидатской диссертации?
- Самое трудное, наверное, — правильно распределить время. Поскольку теперь обязательным условием становится прохождение предзащиты, время для подготовки диссертации надо рассчитывать более точно. Опасность в том, что аспирант может не успеть написать диссертацию в отведённый срок.
Что можно посоветовать? Чётче планировать, согласовывать ваш план с научным руководителем. Оптимизировать работу так, чтобы написание глав диссертации сопровождалось публикацией их материала в изданиях ВАК и выступлениях на конференциях. Так вы добьётесь своевременной и полноценной апробации результатов исследования, закрепите опыт написания статей и публичных выступлений, получите критические отклики, которые помогут вам скорректировать те или иные моменты в работе.
- Как развивается процесс защит диссертаций по теологии, признаваемых государством? Удовлетворены ли Вы количеством и качеством защищаемых работ?
- Написание и подготовка к защите диссертации — сложный процесс. Это кропотливая работа, которая начинается с выбора темы (чтобы работа была важная, актуальная, новая) и заканчивается подачей готовой работы в диссертационный совет. За пять лет, если вести отсчёт от первой защиты, отрасль получила более двадцати кандидатов теологии. Защищены три докторские диссертации. (Уточню: это без учёта работ по богословию и церковной истории, которые защищаются в диссертационных советах духовных школ и имеют церковный статус.) Можно по-разному судить — много это или мало. Конечно, хотелось бы больше. Но никто не ставит задачу гнать вал, брать числом. И, кроме того, не будем забывать о том не всегда позитивном фоне, на котором проходили первые защиты.
Большинство работ, защищённых в диссертационных советах, выполняются, кстати, в вузах Русской Православной Церкви: Общецерковной аспирантуре и докторантуре, Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях, Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Конечно, как и в других областях науки, в «смежных» отраслях гуманитарного знания, встречаются работы яркие, оригинальные, даже прорывные. Их немного, и я не буду называть имена и темы, чтобы никого не обидеть. Но и основная масса работ — вполне достойного научного уровня по самым разным направлениям, которые охватываются паспортом научной специальности. Это библеистика, догматическое богословие, патрология, церковная история, литургика, нравственное богословие, множество прикладных направлений — теология науки, теология права, теология образования и т. д. Теперь специальностей, кстати, будет уже три: теоретическая теология, историческая теология и практическая теология.
- На сегодня существует только два диссертационных совета по православной теологии. Это объединённый диссовет на базе ОЦАД в Москве и диссовет на базе РГПУ имени А. И. Герцена в Санкт-Петербурге. И ни одного — по исламской и иудейской. (МГУ имени М. В. Ломоносова и СПбГУ, где диссоветы создаются под каждую защиту, в этом смысле стоят особняком.) Между тем теология признана дисциплиной ВАК ещё семь лет назад. Не слишком ли это большой промежуток для создания диссертационных советов?
- Относительно числа и скорости открытия диссертационных советов: их должно быть столько, сколько нужно для обеспечения права учёных защищать свои работы по тем или иным специальностям и направлениям исследований. То есть наличие аспирантов первично. Давайте исходить из этого. Есть «научный запрос» или социальный заказ — нужно думать об открытии соответствующего по профилю совета. Но это крайне непростое дело. Необходимы специалисты — доктора наук, кандидаты наук с высокими показателями по наукометрии, организации, которые отвечают высоким требованиям и способны организовать деятельность советов. Вот, например, уже больше года ведётся работа по открытию диссертационных советов по исламской теологии в сети ВАК, но пока в Экспертный совет ВАК предложения на этот счёт не поступали.
Относительно двух старейших университетов России и возможностей защищаться там скажу следующее. В Московском университете нет разовых диссертационных советов. Там работает близкая к классической, ваковской система защит диссертаций. При этом МГУ является соучредителем первого диссертационного совета по теологии, председателем которого является митрополит Волоколамский Иларион. До недавнего времени этот совет, действующий на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры, МГУ, РАНХиГС и ПСТГУ, был единственным. В нём происходило большинство защит. Он нёс и продолжает нести основную нагрузку.
Две теологические диссертации были защищены в Санкт-Петербургском университете. Одна из диссертаций по православной теологии, другая по исламской (единственная пока в стране). В СПбГУ действительно принципиально другие правила и другой подход: под каждую представленную к защите диссертацию создаётся свой совет, включающий ведущих специалистов в данной конкретной тематике, причём как из университета, так и из других ведущих центров, в том числе зарубежных. Санкт-Петербургский университет всегда был и остаётся ведущим центром образования и науки, в том числе в изучении интеллектуальной и духовной культуры Востока, исламоведения и иудаики. И не только, разумеется. В университете есть большой потенциал для развития православной теологии, истории Церкви, прикладных и междисциплинарных исследований. Конечно, ресурс и возможности СПбГУ, МГУ, других вузов с правом самостоятельного присуждения учёных степеней, таких как НИУ ВШЭ, РАНХиГС, РУДН, мы можем и должны использовать, привлекая работающих в них учёных к развитию российской теологии различных направлений — как религиозно-конфессиональных, так и тематических, исследовательских. Конечно, подтягивая к этому сотрудничеству наши ведущие духовные школы.
В связи с этим укажу на особенность диссовета в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена, о котором вы упомянули и который включился в работу в конце прошлого года. Это совет в сети ВАК. Он получил право присуждать учёные степени и по теологии, и по педагогическим наукам. Таким образом, обозначена связь теологии в вузах с «Основами религиозных культур и светской этики», «Основами духовно-нравственной культуры народов России» в средней школе. Это очень важно, считаю, для понимания роли теологии в современном образовании, для подготовки вузовских преподавателей и школьных учителей.
- Благодарим Вас, Дмитрий Викторович. Какой совет Вы могли бы адресовать абитуриентам, которые планируют поступать в аспирантуру?
- Я бы настоятельно советовал абитуриентам уже при подготовке документов в аспирантуру серьёзно продумать тему, цель и основные задачи диссертационного исследования, найти научного руководителя и согласовать с ним будущую работу. Да-да, не нужно ждать, пока организация, в которую вы поступите, «придумает» вам тему и назначит профессора, который расскажет, как и что надо написать в диссертации. Новые условия не допускают полугодовых тяжёлых раздумий о своей научной судьбе. Три года — небольшой срок для написания работы, публикации трёх (минимум!) ваковских статей и подготовке к предзащите. Если чётких представлений у вас нет, лучше возьмите паузу и приходите подавать документы через год. Работа над диссертацией — процесс не только серьёзный, но и динамичный. Это наука и в смысле содержаний, и в смысле метода.