Письма в Небеса Обетованные

Автор: Солоницын Алексей Все новинки

«Бог спасает нас, но не без нас»

«Бог спасает нас, но не без нас»

29 октября Церковь празднует память святителя Иоанна Тобольского (Максимовича). Имя этого святого принято связывать прежде всего с книгой «Илиотропион» – уникальным трудом об опыте познания воли Божией и Промысле Господнем о каждом человеке. О богословии этого замечательного архиерея XVIII века – просветителя, духовного поэта, миссионера – и проблеме принятия воли Божией размышляет преподаватель Сретенской духовной академии, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин


– Отец Игорь, в истории нашей Церкви много примеров перевода на русский язык западной нравоучительной и духовной литературы, но «Илиотропион» – случай особый. Можно говорить об уникальности этой книги?

– Есть хорошее исследование отца Александра Гумерова, он очень подробно разбирал это произведение. Он пишет, что оно в своем русском переложении настолько органично вошло в круг популярного православного назидательного чтения, что уже неразрывно связывается с именем своего переводчика.

– Оно действительно затронуло какие-то русские струны, несмотря на свое латинское происхождение?

– Конечно, эта книга особая. Мы должны это признать. Да, я считаю, что святитель Иоанн сделал перевод великолепно. Перечитывая эту книгу, каждый внимательный читатель найдет здесь очень много полезного и положительного. Чем эта книга хороша для нас? На самом деле, имея какое-либо базовое богословское образование, я имею в виду даже самообразование, если человек не просто прочитал Катехизис, а достаточно внимательно к нему подошел, может быть, не один раз, а три или четыре раза прочитал, если знаком с православной догматикой, то в «Илиотропионе» он не найдет особых противоречий православию. Да вообще, наверное, никто не найдет в ней таких противоречий. Человеку с богословским образованием можно читать любую литературу, потому что у него уже есть правильное понимание. Так что в случае с этим произведением оно действительно стало нашей русской книгой. Русский человек очень много внимания уделяет именно Промыслу Божию и, естественно, воле человеческой. Это та воля, которая характеризует нашу личность, персону. Я считаю, книга «Илиотропион» очень полезна и нужна православному человеку.

– Полное название – «Илиотропион, то есть Подсолнечник, представляющий сообразование человеческой воли с Божественной, переложенный с латинского на славяно-русский язык трудами Высокопреосвященнейшего архиепископа Черниговского Иоанна (Максимовича), впоследствии митрополита Тобольского и всея Сибири». Понятно, что подсолнечник – символ отношений между Богом и человеком. Но почему в названии было оставлено греческое слово?

– Когда создавалась эта книга, наше отечественное богословие переживало непростое время. Книга была издана в 1714 году. Обучение в духовных семинариях и академиях тогда шло на латинском языке. Мы прекрасно понимаем, что имелся очень большой поворот на Запад. Сам «Илиотропион» – это перевод исследования западного богослова, которое не просто было дословно переведено на русский язык, как это бывает в художественной или научной литературе, а именно адаптировано для Православной Церкви. Низкий поклон святителю Иоанну Тобольскому за этот гигантский, без преувеличения, труд. Он адаптировал «Илиотропион» для православного понимания, для православного сознания, для православного сердца. Но есть такая особенность русской души: иностранные слова в нас вселяют какую-то уверенность. Так было в те времена, да и сейчас, прямо скажем, мы подобное время переживаем. Нам кажется, что это очень хорошо. Я думаю, именно поэтому и было оставлено такое необычное название, которым мы сейчас и пользуемся.

– А можно сказать, что популярности «Илиотропиона» способствовало то, что сложные богословские вопросы в нем разбираются на примере достаточно простых историй из жизни? Для нас, может быть, они не просты, но для образованных современников были, так сказать, на слуху, в памяти. Ведь книга насыщена рассказами из Священного Писания, из житий святых и из истории.

– Читателя всегда подкупает, когда к нему обращаются на том языке, который он понимает, приводят те примеры, которые ему близки. Но надо сказать, что, читая эту книгу, мы увидим, что и нам эти примеры тоже близки. Может быть, мы не знаем всех комментаторов, на которых ссылается святитель Иоанн, но сами примеры здесь приведены прекрасно. И разобраться в вопросах, которые ставит святитель, мне кажется, вполне реально даже человеку, который не может уделить много времени специальным богословским исследованиям.

– Святитель Иоанн затрагивает три ключевых аспекта действия Божественного Промысла: познание человеком воли Божией, сообразование человеческой воли с Божией волей и происхождение зла. Согласны ли Вы, что это полное освещение проблемы?

– Если брать отдельный ракурс богословия, такой как познание воли Божией и человеческой воли, то, мне кажется, эта книга как раз очень хорошо помогает разобраться. Зло здесь рассматривается именно как прикладное состояние человека. Для того чтобы бороться с этим злом, мы должны понимать свое место, иначе мы еще больше увязнем.

– По мысли святителя, хотя замысел Божий человеку и неизвестен, однако Бог никогда не попустил бы ничего злого, если бы не знал, что от этого произойдут многие благодеяния. В конце концов, всё же совершается для достижения наилучших целей. А как Вы полагаете?

– Эта книга как раз о том, где воля Божия, а где воля человеческая. Совсем недавно мне задали вопрос: если ребенок зачат от изнасилования, это тоже Промысл Божий? Основываясь на книге святителя Иоанна, мне удалось показать, что, действительно, даже в этом есть Промысл Божий. 

Фото 2 - 2024-10-29T011552.162.JPG


– Святитель Иоанн пишет, что самое большое препятствие, с которым встречается воля человека в следовании Божественной воле, – это собственная воля, своеволие. 

– Конечно, когда человек начинает, как замечательно говорит наш Патриарх Кирилл, творить от ветра главы своей, то, естественно, ему приходится очень много страдать на этом пути. А эти страдания приводят к осознанию, к смирению, к тому, чтобы принять волю Божию. Это можно было бы сделать и ранее. Но, к сожалению, человек настолько своеволен, что ему надо опытно убедиться, что он не прав и что в розетку пальцы совать не надо. Да, иногда Ветхий Завет в нас преобладает. Святитель Иоанн действительно много внимания уделяет своеволию, потому что хочет показать и рассказать, чего мы должны избегать, где таится настоящее зло. Настоящее зло, оно же не в совершении единичного греха. Настоящее зло – это когда ты оправдываешь свой грех перед тем, как его сделать. Своеволие – это и есть оправдание греха.

– Однако в «Илиотропионе» свободная воля человека не отвергается: она может быть направлена на стремление познать Промысл Божий, на достижение добродетелей, то есть является нравственной силой человека в деле спасения. Как Вы прокомментируете эту мысль книги?

– Я бы подчеркнул, что святитель Иоанн даже полемизирует с блаженным Августином по этому поводу. У блаженного Августина большой, скажем так, перекос в сторону умаления человеческих стремлений, человеческой воли. Святитель Иоанн в какой-то момент начинает полемизировать с ним и вполне доказательно показывает, что воля Божия совершается не без воли человеческой. Бог спасает нас, но не без нас. Вот такой посыл у этой книги, потому что именно воля Божия не хочет смерти грешника и всячески нас подвигает к спасению, к Царству Небесному. Но принятие спасения, принятие Царства Небесного – это только в воле человеческой. И здесь святитель Иоанн очень убедительно показывает, что сам человек должен трудиться на ниве своего спасения.

– Как Вам кажется, богословское наследие святителя Иоанна Тобольского актуально сегодня? Или его стоит воспринимать критически, ведь с момента публикации книги прошло более трехсот лет; изменилось время, изменились люди... В чем-то книга «Илиотропион» должна была устареть...

– Нет, я бы не сказал, что она устарела. Мне кажется, ее обязательно надо прочитать современному человеку, который имеет доступ к очень большому пласту литературы богословской и околобогословской. Но если бы мои прихожане пришли и сказали: «Батюшка, благословите прочитать "Илиотропион"», – я бы все-таки сначала перед его чтением благословил прочитать еще раз Катехизис. Однако повторю, что в самой книге святителя Иоанна ничего устаревшего я не вижу. «Илиотропион» – один из важнейших его трудов. У него много и других произведений, он потрудился и на ниве нравственного и догматического богословия. Не надо думать, что святитель Иоанн был совершенно «безгрешным» писателем. У него даже есть книга, которая была запрещена для употребления в Церкви. Но то, что он написал о Божием Промысле, о Божией воле – это, конечно, один из самых важных его трудов.

– Может быть, скажем несколько слов о личности этого святого и его значении в истории нашей Церкви? Он был и просветителем, и духовным поэтом (его перу принадлежит немало духовных стихов), и миссионером, поскольку просвещал Сибирь. 

– Да, святитель Иоанн известен нам как миссионер, как просветитель. Человек талантливый, он талантлив во многом. Но все-таки самая главная его заслуга – это, конечно, миссионерство там, где он подвизался. Владыка Иоанн (Максимович), впоследствии прославленный как святитель Тобольский, был одним из выдающихся миссионеров. Он вел апостольскую проповедь среди коренных народов Сибири, обращал ко Христу язычников; стал одним из самых почитаемых сибирских святых. Отправленная им миссия впервые побывала в Пекине. Мне кажется, главное, что мы можем о нем сказать, – то, что он был человеком, отдавшим всего себя на служение Христу, своей жизнью доказавшим верность Божиему Промыслу.

– Отец Игорь, а как Вы сами, будучи человеком Церкви и пастырем, решаете вопросы, связанные с понятиями Промысла Божия и Его действия в современной жизни?

– Скажу, что Господь промышляет о нас каждую секунду. Всё, что в нас и вокруг нас происходит, это, естественно, Промысл Божий. То есть все, что вокруг нас есть, это средства достижения Царствия Небесного. Наши семейные половинки, супруг или супруга, дети, семья, работа, отдых, хобби – абсолютно все это является средством достижения Царствия Небесного. Сейчас время, которое очень сильно сподвигает нас к осознанию такой богословской проблемы как персонализм, осознанию того, кто является личностью. И вот об этой личности заботится Господь. Господь заботится о нас, как я уже сказал, всем тем, что вокруг нас находится. И как мы этими средствами будем управлять, от этого будет зависеть и наше с вами спасение. 

К примеру, приходит муж домой. Он богослов, он все осознал, все увидел и говорит дорогой своей супруге: «Любимая, мы с тобой прожили двадцать или тридцать лет в браке, и теперь я понял, что ты мое средство достижения Христа». Мы берем такую идеальную семью, где все 20–30 лет супруга была королевишной, муж носил ее на руках. И вдруг она становится средством, вроде бы умаляется. А на самом деле, наоборот, возвеличивается! Дело в том, что к средству надо, соответственно, и относиться хорошо. Можем ли мы забивать смартфоном гвозди? Можем, но это будет не очень эффективно. И стройка выйдет дорогой. Это средство немножечко для другого. Точно так же и здесь. Мудрая супруга, когда услышит, что она «средство», скажет: «Дорогой и милый мой муженек, твоему средству сейчас необходим шоколад...»

Вот я бы на самом деле, отвечая на ваш вопрос, сказал, что видение вокруг себя заботы Божией и Промысла Божия – это основная функция христианина. Второе, что он должен увидеть, – это то, что эти средства дарованы именно ему. Не кому-то другому, а именно ему дарованы те уникальные средства, с помощью которых он может войти в Царствие Небесное. И отвергая эти средства, то есть проявляя своеволие, к примеру, разрушая семью или отказываясь от детей, делая аборт или отдавая ребенка в детский дом, или отказываясь от родителей, переставая с ними общаться, какие бы они ни были, человек отказывается от Промысла Божия. Вот такое я бы сделал заключение.

– Насколько для современного человека актуальна проблема принятия воли Божией?

– Эта тема должна звучать в Церкви до скончания века. Должна обязательно звучать в проповеди, потому что воля Божия – это забота Бога о нас. Если мы не увидим, как Господь любит нас, то как же мы сможем войти в Царствие Небесное?

– Наверняка Вы говорите со своими духовными чадами о послушании и своеволии. Как человеку преодолеть этот конфликт?

– Послушание является одной из величайших добродетелей в монастыре, на нем, в общем-то, строится спасение. Именно в монастыре на первом месте послушание духовнику и игумену. Но и в миру мы не должны быть лишены этой добродетели. В детстве это послушание родителям, уже в более серьезном возрасте – послушание своему духовнику. Но еще один очень важный вид послушания – это ответственность. Та ответственность, которую человек должен нести перед малой церковью – своей семьей, перед обществом, в котором он живет, на работе, перед родителями, перед начальством, перед коллективом, перед страной. Наше поведение должно быть достойным. Эта ответственность – тоже вид определенного послушания и отвержения своей воли. Вот на что бы я обратил внимание своих прихожан и наших читателей.

– Сегодня человеку очень трудно узнать и понять волю Божию. Чтобы ее принять, надо ее сначала понять. Как тут ориентироваться?

– Понимание воли Божией доступно каждому человеку. Человек должен отвергнуть себя, должен отвергнуть свою волю, перестать своевольничать. И он сразу увидит волю Божию, сразу ее поймет, сразу ее осознает. Если я еще не вижу волю Божию, значит, во мне очень сильно развито своеволие, во мне очень сильно развит мой эгоцентризм, преувеличение значения моего пребывания в этом мире. Но, увидев волю Божию, человек возрадуется, он перестанет бояться всего и вся, он сразу поймет, насколько Бог благ и любит его.

Беседовала Наталья Крушевская/Сайт Сретенского монастыря