Бросить бы всё и уехать на Соловки – поработать

Бросить бы всё и уехать на Соловки – поработать
Недавно начались съёмки восьмисерийного художественного фильма по нашумевшему роману Захара Прилепина «Обитель» о жизни Соловецкого лагеря особого назначения. Снимает картину известный режиссёр Александр Велединский, продюсер — Валерий Тодоровский, а исполнители — Сергей Безруков, Евгений Ткачук, Виктор Раков и другие популярные артисты. 

Мы встретились с Прилепиным, чтобы поговорить о его романе, о будущем фильме и о монастыре

Сначала задумали фильм, а потом — роман


— Читала, что с Велединским вы давно знакомы и дружите, оба нижегородцы. Кому из вас пришла идея снять по «Обители» фильм?

— Так ведь всё было наоборот. Лет восемь назад Саше предложили сделать фильм на религиозную тематику. И он попросил меня съездить с ним на Соловки. А меня Соловки с детства увлекали. Было свободное время, и я говорю: «Поехали». Съездили, пожили там, походили на службы, потрогали камни, обошли всё. Вернулись, и я подумал, что сложно мне будет об этом писать: материал новый для меня. Саша говорит: «Ну хоть небольшой рассказ напиши». И прежде чем писать рассказ, я решил разобраться получше в теме. Собрал очень много «соловецкой» литературы — наверное, под сотню книг, читал, читал и начал понемножку писать. Потом думаю: нет, для такой истории мало рассказа, напишу повесть. Повесть тоже стала разрастаться, появлялись всё новые и новые герои, которые стали вживляться в ткань текста. А когда начал второй том, то понял, что ещё томов шесть могу написать — ведь там всё уже живёт, само по себе существует, перекликается, как в лесу. И в итоге получился огромный роман. Вообще, я писал его в расчёте, что продюсер Тодоровский у меня купит этот текст. Так в итоге и произошло. А права на экранизацию оставались за Велединским, поскольку изначально была его идея написать про Соловки. 

— Вы уже были на съёмочной площадке?

— Нет. Мои литературные агенты присутствуют на съёмках и рассказывают, как сильно работают артисты, какая там создана атмосфера, какие удачные сцены получаются. Все поражены происходящим. А мне нравится разглядывать фотографии со съёмок, где сидят Безруков и Ткачук на берегу реки, и у меня возникает совершенно мистическое чувство. Я этот текст придумал, он у меня существовал только в голове. И вдруг я вижу на фотографии со съёмок абсолютно то, что представлял. Именно та трава, то солнце, та погода, та бутылка на скатерти, тот хлеб. Это радостное ощущение узнавания, конечно, для меня очень дорого. 

Не о лагерях, а о Вавилонской башне


— Так же, как Леонид Леонов в «Пирамиде», вы в «Обители» приближаетесь к тайне того, что происходило с нашей страной в ХХ веке. Не в этом ли, на ваш взгляд, такой интерес к роману, а теперь, возможно, и к фильму? 

— Когда я начинал писать роман, мои издатели говорили: «Захар, лагерная тема всех заколебала. Люди уже не хотят ничего знать про сталинские лагеря, потому что их кормили этой темой 20 лет подряд. Не писал бы ты про это: не будут читать». Я всё-таки написал, и роман стал популярным, два года был самой продаваемой книгой в России, получил премии. Мне теперь говорят: «А ты ведь знал, что люди хотят про лагеря». На самом деле эта книга не о лагерях, а о человеке в кризисной ситуации, о любви. О том, что в человеке есть и божественная искра, и бесы там бродят, и всё что угодно. Весь мир насыщен трагедией и красотой, радостью и насилием. И говорить, что Россия в этом смысле какое-то чудовищное исключение, не стоит. Человеческая история сегодня и сейчас насыщена не меньшими трагедиями. Советский Союз уникален только в том, что он поставил задачи, в сущности, невыполнимые и отчасти антирелигиозные. И Леонов это понимал. Что происходит, когда верят в то, что возможно переустройство человеческой природы, создание идеального общества на земле. А когда люди ставят перед собой такие задачи, то неизбежно начинается строительство Вавилонской башни. И приходит Господь, всё ломает и говорит, что нет, ребята, вы что-то о себе слишком возомнили. 

— Что значит для вас Соловецкий монастырь? 

— Это место обращения к Богу и попыток Его услышать. По сути, дом Бога на земле. Господь туда приходит и вглядывается в людей, которые там молятся, трудятся. А тюремная история придаёт Соловкам дополнительную ауру. Так ведь и тюрьму там не большевики придумали, она и раньше была. Но одновременно это место, где митрополиту Филиппу, которого потом Малюта Скуратов задушил, являлся Христос. Место необычайного паломничества. Туда и Степан Разин приходил два раза на моление, и Пётр I приезжал. Это странное место, где и жуть, и благость, и вера, и безверие. Оно меня совершенно завораживает и многое позволяет осознать. 

Среди читателей и Патриарх

— Так совпало, что как только начали на Соловках снимать фильм, туда вдруг Патриарх Кирилл приехал…

— Знаю, что он читал «Обитель». Мне передавали от него добрые слова.

— Какие у вас сегодня литературные планы? 

— Пишу биографию Есенина. Хочу написать исторический роман. А ещё роман про Донбасс. Я так прикинул: чтобы написать все эти книги, мне надо минимум семь лет ничем больше не заниматься, а только сидеть писать. Я же сегодня занимаюсь чем угодно, кроме литературы, и даже не знаю, когда у меня руки дойдут до писательства. Бросить бы всё и уехать на Соловки, вот там бы я поработал.
Крестовский мост