Как Сима встречала Пасху

Автор: Копяткевич Татьяна Все новинки

«Даниловский благовестник» не создавался, он – возник

«Даниловский благовестник» не создавался, он – возник

- Когда и кем было создано издательство? Какие принципы были положены в его основание? Возникла ли тогда у создателей издательства мысль о каком-либо отличии его от других? Дефицит каких изданий должна была восполнить деятельность издательства?

- Издательство «Даниловский благовестник», я бы сказал так, не было создано. Оно возникло. Поясняю. Время было – самое начало 90-х годов, когда вера уже, вроде бы, разрешена в прежде безбожном обществе, но знаний об этой вере в людях, даже благочестиво настроенных – минимум. А может, они и вовсе отсутствовали, эти знания. Но в тех, кто уже сознательно увидел себя в Церкви (наше поколение приходило в храмы в конце 70-х – начале 80-х годов), проснулась та самая духовная жажда, без которой воцерковление невозможно. Нет, мы, конечно, и прежде читали Флоренского в самиздате (и не только Флоренского), кто-то слушал по радио (забугорном, естественно) передачи отца Александра Шмемана, но всё это было труднодоступно. Жажда Слова Божия сформировалась и требовала ответа.

Наше издательство стало одним из первых православных издательств. Самых первых, наряду с Издательством Патриархии и Сретенского монастыря. А началось оно с издания альманаха «Даниловский благовестник» (с благословения священноначалия монастыря, разумеется). Но чем в начале 90-х могли накормить первые православные издательства голодных верующих, какой духовной пищей? Естественно, это были репринты дореволюционных религиозных книг, брошюр, даже листков, когда-то издававшихся большими монастырями. Репринты в то время верующих спасали в духовной пустыне. С одной стороны – в обществе еще и близко не накопилось того духовно-культурного багажа, который есть сейчас, с другой стороны – дореволюционная православная литература представляет из себя громадное, почти безбрежное море.

Поначалу печаталось все «церковное», что попадало в руки. Постепенно начался целенаправленный поиск определенных изданий, осмысление прошлого богатства, издание святых отцов. Расходилось всё, и такими тиражами, которые сегодня представляются нам нереальными.

- Как вы оцениваете роль Издательского Отдела Русской Православной Церкви в становлении издательства?

- Конечно, все издательства так или иначе смотрели друг на друга, видели, какие новинки выходят у коллег, но Издательский Отдел в те времена не был каким-то руководящим и направляющим органом. Он специализировался более на богослужебной литературе (там были соответствующие специалисты еще с советских времен, с эпохи владыки Питирима). А нам была важна широкая просветительская миссия. Ведь общество надо было катехизировать, образовывать самым первоначальным духовным образованием. Конкуренции в ее нынешнем смысле просто не было.

- Является ли ваше издательство исключительно религиозным? Если да, то с чьего благословения из священноначалия оно было создано?

- Мы создавались с благословения монастырского священноначалия, но до 2010 года печатали на книгах «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси». Это было правдой, поскольку общее благословение на деятельность издательства давал именно Патриарх, да и мы были монастырем ставропигиальным (то есть патриаршим). Ну и конечно, мы прежде всего православное издательство.

- Издаёте ли вы книги не религиозные, и если издаёте, по какому принципу отбираете их?

- Это происходит нечасто. Но даже если книга не чисто религиозная, то она – нравственно значимая, поддерживающая человека в его нелегком духовном пути (а духовные пути, как известно, легкими не бывают).

- Что для вас ваша работа и что для вас – Книга?

- Знаете, я очень люблю выражение одного старца, который напутствовал юношу на его жизненный путь: «Выбери себе занятие по сердцу – и ты не будешь работать ни одного дня в жизни». Мне кажется, большая часть наших сотрудников именно так и живет. И потому наш путь на работу – всегда радостный. А что касается Книги… У каждой книги – свои задачи и своя миссия. Иногда делается большими силами торжественная парадная книжища. Вот только уму и сердцу она дает немного. А иногда какая-то внешне неяркая книжица пронзает тебя насквозь и надолго остается в твоей душе. В рождении Книги – слишком много непредсказуемого. Но когда получается хорошая книга – это всегда радость.

- Можете ли вы описать круг своих авторов? Кто из них выражает главную идею издательства наиболее полно? Какими из авторов вы по праву гордитесь?

- Наши авторы – слишком разные. От Исаака Сирина до отца Андрея Ткачева, от Святителя Игнатия – до профессора Алексея Ильича Осипова. Кто из них наиболее полно выражает идею издательства? Все и каждый по-своему. Ведь идея эта проста и насущна: Бог есть, и потому нам надо жить так, как Он нас призывает и учит.

- Номинируете ли вы своих авторов на какие-либо литературные премии, и кто из ваших авторов их достоин? Достаточно ли в российском литературном пространстве премий для авторов духовной литературы? Насколько помогает вам определиться с ориентирами современной словесности Патриаршая литературная премия?

- Наши книги неоднократно занимали призовые места на книжных конкурсах. Но те книги, которые и не были призерами, порой ничем не уступают победителям. А есть такие внешне незаметные книжечки, которые являются лидерами продаж в течение не одного десятка лет.

Что касается Патриаршей литературной премии – я думаю, она создавалась не для того, чтобы направить православные книгоиздательства по «верному пути». Они и так по нему идут. А для того, чтобы поддержать писателя-одиночку (а настоящий писатель всегда одиночка!) и показать ему, что и он замечен, не забыт, что его труд оценен. Сам я был номинантом первой такой премии в 2011 году, а с тех пор несколько раз предлагал создать из Патриарших лауреатов и номинантов писательский союз. Союз писателей-христиан. Не для получения каких-то земных благ, а для того, чтобы коллективный голос писателя-христианина стал весомее и слышнее всему обществу. Но у церковного начальства отклика это не вызывает. Возможно, в силу взаимной непроницаемости светского и церковного миропонимания…

- Как изначально наполнялся редакционный портфель, и какими произведениями, не соответствующими первоначальной концепции, он обогатился позже?

- Я уже говорил: всё начиналось с репринтов, а потом росло вместе с обществом, с верой, с пониманием. Мы все время менялись, все всё время менялись, и это естественно. Да и концепции у нас не было. Была вера и желание духовного просвещения. А это и шире и выше любой самой хитроумной концепции. А новые авторы… Они приходили и обогащали православный книжный мир своими произведениями.

- Какие произведения вам уже удалось издать? Есть ли среди них книги, на которые стоит обратить внимание в первую очередь, и почему?

- Если речь идёт не об уникальности содержания, то, может быть, среди изданных книг есть издания уникального, вашего и только вашего художественного оформления? В чём заключается почерк издательства при работе с изданиями?

Мы работаем почти три десятилетия. Естественно, изданы сотни книг. Есть уникальные, такие, которые существуют только в нашем издательстве. Например Большой справочник православного человека. Совершенно уникальная книга, созданная в наших стенах. У нас есть своя Библия (на издание Библии способны всего 2-3 издательства, это громадный, нечеловеческий редакторский и корректорский труд!). У нас есть своя Детская Библия (автор – ваш покорный слуга), одна из лучших на православном рынке, имеющая прекрасные иллюстрации. У нас есть издания для тюрьмы и армии, есть издания духовно-философские. В общем, у нас много чего есть, достаточно перелистать наш сайт.

- Участвуете ли вы в книжных выставках, и если да, то в каких именно, и почему? Насколько совершенным видится вам механизм представления издания именно на выставке, и какие из книжных выставок вы можете выделить по принципу наиболее значимых и в российском, и зарубежном выставочном пространстве?

- Наверное, этот вопрос надо отнести скорее к нашему отделу распространения. Но по их откликам знаю, что сегодня для православного издательства участие в подобных мероприятиях не имеет большого смысла. Иногда за место на выставке приходится заплатить больше, чем принесут продажи твоих книг. В наше время, время жесткой экономии и не менее жесткой конкуренции – это порой непозволительная роскошь.

- Имеется ли в издательстве некий ориентировочный план продаж той или иной книги, или вы действуете исключительно по наитию, руководствуясь любовью к изданию и справедливо полагая, что её разделит большинство потенциальных читателей? Бывали ли неожиданности на этом пути – то есть, книга, на которую поначалу не особенно рассчитывали, вдруг била рекорды продаж, становилась лидером? С чем может быть связан внезапный успех издания?

- Неожиданности бывают всегда – этим жизнь и прекрасна. В начале 2000-х годов мы действовали более по наитию – и почти никогда не ошибались. теперь приходится просчитывать, ужиматься. Тем не менее, прекрасные неожиданности, когда книга продается годами без остановки, хоть и редко, но бывают. А с чем это связано? Только с одним: ее тема, раскрытие этой темы, интонация автора – всё прямым путем попало в сердце читателя.

Ну а без плана жить, конечно, никак нельзя – ведь у каждого издания мы определяем тираж. А это и есть план.

- На какие свойства сегодняшнего читателя вы опираетесь в своей работе? Иными словами, кто ваш читатель, каков он, любознателен ли, предпочитает «хоженые тропки» или неудержимо и постоянно стремится к новым горизонтам?

- Наш читатель очень разный, и разные книги мы для него издаем. Конечно, самый массовый читатель предпочитает именно «хоженые тропки» (впрочем, в них ведь ничего плохого нет!). А те, кто стремится к новым горизонтам… К каким горизонтам? Большой вопрос! Лично я не склонен восхищаться поиском ради поиска. Искать-то мы должны в себе, увидеть и понять должны себя через призму Божьей правды. А это – самое трудное, что есть в нашей вере. Потому что когда ты начинаешь понимать себя – ты с изумлением и ужасом обнаруживаешь, что твоя душа не просто изъязвлена грехами – что она представляет из себя один сплошной нарыв. И куда стремиться с таким пониманием – к новым горизонтам или на хоженые тропки? Или просто забиться в норку и там оплакивать себя?..

- Где сегодня можно приобрести книги издательства? Есть ли магазины, на которые в основном опирается издательство?

- Розничный магазин существует в монастыре. А книги наши продаются в интернете и развозятся по епархиям.

- Как бы вы описали проблемы сегодняшнего и светского, и церковного книгораспространения, особенно в регионах (приходах), и каковы, по-вашему, пути их решения?

- Проблемы эти очень серьезны, особенно для монастырского издательства, как наше. С одной стороны – мы связаны жесткими нравственными нормами (этими нормами абсолютно не связаны частные издательства православной литературы, зарабатывающие сами на себя). С другой – мы существуем в жестком мире конкуренции, когда все православные издательства уже давно выживают по законам капитализма. А тут уже не до взаимопомощи и взаимовыручки. Тут кто первый прибежит – тот и получит приз. Это, что называется, глобальная дихотомия православного книгоиздания.

Но есть и более конкретные (но не менее болезненные) проблемы распространения. А именно: книги у нас в епархиях берут, а вот деньги возвращают долго-долго… Бесконечно. Причина проста – деньги, полученные от продажи книг, уходят на что-то другое (не могу сказать, на что именно). О том, что продавцу надо бы заплатить, многие наши контрагенты стараются забыть и подольше не вспоминать. Вот это настоящая проблема. Что называется, онтологическая.

- Какие инструменты помогают вам информировать людей о новинках издательства (издание буклетов, собственный сайт, интернет-рассылки и интернет-ресурсы православных и светских магазинов, личные и корпоративные экаунты в социальных сетях, интернет-реклама, наружная реклама)?

- У нас есть сайт, мы сотрудничаем с интернет-магазинами, и православными, и светскими. Буклеты и какая-то наружная реклама в наше время, по-моему, не очень актуальны.

- Насколько важна для вас выработка индивидуального почерка при работе с изданиями, узнаваемость книги на прилавке? Какими средствами вы достигаете узнаваемости издательства?

- Нас знают давно. Как я уже говорил, мы одно из первых православных издательств. А оформление книг… Мы исходим из того, что каждая книга требует своего внешнего оформления. Однообразие приедается очень скоро.

- Как вы относитесь к формированию тематических книжных серий, и по какому принципу выстраиваются ваши серии?

- У нас сейчас идут две серии. Первая очень солидная и серьезная – святые отцы. Выпущены Лествица, Добротолюбие для мирян, Невидимая брань. Всего – 6-7 книг. И вторая серия – легкая, детская. Это книжечки для самых маленьких. Выпущено тоже 6-7 книг. Обе серии мы рассчитываем продолжать и в будущем. А принцип всё тот же – необходимость этих книг нашему любимому читателю.

- Каковы ваши издательские планы на ближайшие годы?

- Самый главный наш план – выжить. Хотел добавить «любой ценой», но запнулся. Нет, конечно, не любой ценой. Выжить честно, открыто, неподло в этом подловатом мире. Я надеюсь, Господь услышит такое желание. В нем ведь, кажется, ничего плохого нет?..