Духовные Толмачи

Духовные Толмачи
По книге «Слава Богу за всё… Жизнеописание священномученика Илии Четверухина. История его семьи по воспоминаниям родных и духовных чад. Проповеди. Письма» (составитель О.С. Четвертухина), вышедшей в Издательстве Свято-Троицкой Сергиевы Лавры и отмеченной на конкурсе изданий «Просвещение через книгу» (третье место в номинации «Лучшее издание по истории Русской Православной Церкви в ХХ веке и казачеству») была показана литературно-музыкальная композиция.

25 октября в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее состоялся вечер, посвященный 100-летию начала служения в храме священника Илии Четверухина, известного проповедника и духовного наставника, богослова, причисленного в марте 2002 года к лику святых Русской Православной Церкви. 

Илья Николаевич Четверухин родился 14 января 1886 года в Москве. После окончания гимназии с золотой медалью Илью приняли без экзаменов в Московский государственный университет на историко-филологический факультет. Но в 1906 году Илья оставил учебу в университете, а в 1907 поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1911 со степенью кандидата богословия. В том же году Илья Николаевич был рукоположен в сан священника. Своими духовными наставниками о.Илия считал святителя Феофана Затворника и преподобного Исаака Сирина, которому в годы учебы в академии посвятил фундаментальное исследование.

Когда стало известно о кончине настоятеля храма Святителя Николая в Толмачах, отцу Илии было 33 года. За плечами у него была учеба в духовной академии, служба в храме при Ермаковской богодельне в Сокольниках, уроки Закона Божия в институте благородных девиц. Его духовным отцом был старец Алексей Зосимовский, прослуживший в Толмачах диаконом 28 лет, который и благословил о.Илию на службу именно в этом храме.

Отец Илия служил в Толмачевском храме вплоть до его закрытия в 1929 году. 26 октября 1930 года батюшка был арестован и сослан в лагерь на Вишере, где трагически погиб во время пожара 18 декабря 1932 года.

Вечер начался с торжественного молебна перед Иверской иконой Божией Матери и перед иконой священномученика Илии, который отслужил настоятель храма протоиерей Николай Соколов. Затем все отправились в лекционный зал Третьяковской галереи. Там о.Николай поделился своими воспоминаниями о времени и Толмачах ΧΧ века, а затем силами учащихся воскресной школы и взрослых прихожан храма была показана литературно-музыкальная композиция «Слава Богу за все!». Эта композиция подготовлена по одноименной книге внучки о. Илии, Ольги Сергеевны Четверухиной, в которой рассказывается вся история жизни святого и его семьи.

Вечер прошел на одном дыхании, настолько интересным, захватывающим и проникновенным оказалось выступление. Зрители вспомнили историю храма, узнали, как пришел к вере Илья Четверухин, как стал он настоятелем Толмачей, а затем погрузились в атмосферу сложных и противоречивых 20-х годов ΧΧ века. Жизнь прихода, радости и горести Толмачей, безграничная любовь и доверие паствы своему духовному отцу, стремление сохранить дорогой храм от закрытия и страшное разорение, разлука, рассеянье – все прошло перед глазами сегодняшних толмачевцев, коснулось их сердец и нашло отклик в душах.

Мы беседуем с автором сценария и режиссером постановки Татьяной Черепановой. 

– Татьяна, скажите, почему Вы обратились к этой теме, как и у кого родилась идея этого вечера?

– В нашем храме с трепетом и благоговением относятся к подвигу новомучеников Российских. А с Толмачами связана жизнь нескольких из них. Николай Рейн был прихожанином храма и духовным чадом о. Илии Четверухина, которому и был посвящен вечер. А святой исповедник старец Алексий Зосимовский, 28 лет прослуживший в Толмачах диаконом, был духовным наставником о.Илии. Поэтому еще задолго до приближения памятной даты настоятель нашего храма благословил меня подумать над форматом проведения этой важной для всех встречи. 

– И Вы начали думать… Надо сказать, что формат литературно-музыкальной композиции оказался удачным. Как вынашивалась эта идея? Сценарий писался легко?

– К литературно-музыкальной композиции мы пришли не сразу. Сначала было только понимание, что традиционная форма праздничного концерта здесь неуместна. У нас много талантливых прихожан, есть кому и сыграть на музыкальных инструментах, и спеть, и профессионально прочесть со сцены любой текст. Но нам хотелось, чтобы этот вечер был не о нас, чтобы для всех, кто еще не знаком близко с жизнью и служением о. Илии, он стал родным, своим дорогим молитвенником и заступником. Икона св. Илии Четверухина встречает каждого сразу при входе в храм. Раньше я, как и многие, пробегала мимо, стремясь сразу подойти к Владимирской (эта святыня в нашем храме всегда доступна во время служб). Когда же о. Николай поручил мне подумать над сценарием вечера, я впервые подошла к иконе о. Илии серьезно, не на бегу. С одним только вопросом: «Почему я? Смогу ли?». Этот вопрос я задавала потом не раз, потому что работа над сценарием шла тяжело. И дело даже не в том объеме информации, который надо было осмыслить, выбрать главное и представить в виде небольших эмоционально и содержательно значимых сцен. Чем больше я знакомилась с о. Илией, его семьей, духовными чадами, тем яснее понимала, что просто быть рядом с такими людьми – это великая милость Божия, а мне невольно приходится тесно общаться с ними. Я говорю о них, об общении, в настоящем времени, потому что с первых дней работы над текстом надеялась только на их молитвенную помощь. Они – живые в Церкви и бесконечно близкие – всегда были рядом.

– На вечере говорилось о «духовных Толмачах». Вы сейчас об этом?

– Да. В одной из последних проповедей о. Илия говорил: «Наш храм, возможно, скоро закроют, но если закроются физические Толмачи, то не закроются «духовные Толмачи». Когда закроются двери этого храма, погаснут лампады и не услышим мы нашего молитвенного пения, то пусть не закроются духовные двери ваших сердец, пусть не гаснут в них лампады ваших молитв, пусть не умолкает в них славословие Богу. Не в нашей власти сохранить наш дорогой храм, но будем молиться, чтобы не закрылись „духовные Толмачи" в наших сердцах. Аминь».

Готовя постановку, мы очень хотели, чтобы каждый, выходя после вечера, нес в душе зажженную лампадку молитвы, ощущая себя частью тех «духовных Толмачей», закрыть которые не сможет никто на земле.

– Композиция была поставлена по книге Ольги Сергеевны Четверухиной «Слава Богу за все!». Получилась такая необычная презентация книги. Как отнеслась к этому Ольга Сергеевна?

– С самого начала работы над сценарием Ольга Сергеевна приняла в ней живейшее участие. Тщательно, со вниманием к каждому слову, прочла сценарий, внесла в него несколько ценных поправок, предоставила фотографии из личного архива. Общение с ней дало мне не только много фактического материала. Гораздо важнее было другое – возможность прикоснуться лично к жизни этой семьи, увидеть те вещи, которые еще помнят о. Илию: его шкаф с книгами, которые он очень любил, картины, которые писал сам. Незабываемое впечатление произвел на меня портрет о. Илии, написанный художником Д. Кирсановым в лагере. На вечере стояла его копия. Сам же портрет, кажется, вобрал в себя всю боль, всю любовь и тот духовный мир, который обрел, по его словам, о. Илия в заключении, проходя там «вторую Духовную академию, без которой его не пустили бы в Царствие Небесное». И, конечно же, Ольга Сергеевна присутствовала в зале, переживая каждое сказанное со сцены слово. Общение с ней многое дает нашим детям: она приходила на занятия воскресной школы, рассказывала о своем дедушке. А после представления, к нашей великой радости, согласилась принять детей у себя в гостях.

– В постановке было задействовано не меньше 20 человек. Среди них были и дети, и молодежь, и люди в возрасте. И все они, хотя и волновались, держались на сцене достойно, как настоящие актеры. Расскажите, как собиралась труппа, как удалось достигнуть такого единения людей разных поколений?

– С самого начала работы над спектаклем я знала, что дети нашей воскресной школы во главе с их руководителем Елизаветой Тихоновой – моя главная поддержка и опора. Уже не первый год мы собираемся вместе и ставим большие Рождественские спектакли. Так что основа труппы была изначально. Молодежь частью тоже выросла из воскресной школы, но не потеряла с ней связь. Хотя были среди молодых людей и те, кто впервые пришел в наш храм именно на эту постановку. Надеюсь, что, молитвами о. Илии они и дальше будут с нами. Взрослые откликнулись сразу, не надо было никого искать и уговаривать. Собирались на репетиции раз в неделю в течение месяца. Решение многих сцен рождалось во время репетиций в совместном творчестве. Есть люди, которые не выходили на сцену, но их вклад в успех постановки просто незаменим: Елена Курантова – мама одного из выступавших детей – подобрала и выверила по секундам всю музыку, Федор Петров – выпускник воскресной школы – работал над презентацией (в которой 120 слайдов), Анна Вуколова и Валерий Николаев – прихожане храма – вели фоторепортаж. А весь груз организационной работы (а он, поверьте, огромен!) лег на плечи Елизаветы Тихоновой. Так что мне оставалось только приходить и репетировать. 

– Расскажите о Ваших планах. Наверное, не остановитесь на одном вечере?

– Да. Нам бы очень хотелось познакомить как можно больше людей с этой страничкой в истории русской Церкви. Сейчас мы ведем переговоры с разными приходами, хотим поехать к ним со своей постановкой или пригласить к себе. 
Источник