Слово из сердца: О монашестве и священстве

Автор: митрополит Афанасий (Николау) Все новинки

И Рождество, и Святки, и Крещение…

И Рождество, и Святки, и Крещение…
Православная тема занимает основное место в творчестве поэта и музыканта Людмилы Кононовой. Она автор стихов и песен о русских святынях, новомучениках и исповедниках
– Людмила, в этом сезоне Вы участвовали в проекте «Голос 60+». Какие у Вас остались впечатления от этого телевизионного шоу?

– В основном мне запомнились талантливые люди, возрастные участники проекта. Они пришли в программу со своим личностным пространством, багажом лет. Их жизненный опыт ощущался в их исполнении – я с интересом подмечала эти нюансы. Для каждого из нас было важно собраться, мобилизоваться и отдать публике все самое лучшее. Проект «Голос» – это как бы такой профессиональный тренинг в лучшем смысле этого слова. Тренинг – не будничный, когда работаешь с голосом, с песней, а когда нужно проявить в целом все, что наработал. Я благодарна людям, которые меня окружали, в том числе многочисленным сотрудникам шоу, работу которых не видно на экране, но она очень значима.

– У Вас есть песня про девочку, со скрипкою в руках. Уроки музыки во многом определили Вашу судьбу?

– Все это было промыслительно: скрипка требует филигранного интонирования. Поэтому я страдаю от того, когда я слышу фальшь в исполнении, неточную игру. Скрипка развивает слух: я даже малую фальшь слышу. И точно такое же восприятие формируется и в речи, и в слове. Занятия музыкой привели к тому, что я стала петь, писать стихи и песни, давать концерты. Это стало моей профессией.

– Как Вы сочетали творчество и обычную жизнь?

– Я сомневалась, как все успею. Для меня на первом месте – моя семья. Я всегда чувствовала, что мое главное дело быть женой, матерью. Но с другой стороны, у меня рождались песни, мне нравилось выступать. Все встало на свои места, когда я получила благословение. В 1994 году владыка Вятский и Слободской Хрисанф меня благословил. Он услышал мое выступление на концерте и сказал: «Пой, чтобы все эти бывшие партийные деятели знали, что верующий человек не слабый, а сильный как орел поднебесный».

– Как Вы пришли к вере?

– Мое воцерковление произошло в середине 80-х. Мне было 24 года, и жизнь без Бога пришла в тупик. Я не находила смысла в существовании. Было тяжело смотреть на поругание русской земли. Я работала артисткой филармонии после окончания института. Мне Бог дал возможность поездить по России, по деревням, по селам, по городкам с концертами сначала в Пермской области, потом в Кировской области. Я видела разрушенные, поруганные храмы. И мне, неверующему человеку, было свидетельство. И я поняла, что с моей землей произошла беда. И эта беда неразрывно связана с тем, что мне плохо. У молодого человека обостренный поиск истины. Я тогда написала песню, где есть строки: «А двери с петель сорваны, а над крестами вороны». Эта песня из альбома «Ангел последний». Я написала это со слезами, припала к земле, которая взывала о милости. Стала ходить в храм, ощутила присутствие Бога и Его Промысла.

– У Вас в творчестве много песен о России. Это важная для Вас тема?

– Наша страна часто проходит через периоды разрушения и восстановления. В 20-м веке мы пережили революцию, войны, распад страны. Россия, как и остальные страны, народы, несет свою задачу, миссию в истории. Иногда кажется, что наш путь – самый трудный и сложный. Я много раз задаю себе вопрос: почему именно она выбрана? Почему именно ей столько страдания? Ответ понятный. Даже такая Россия все равно несет Христа в подвиге новомучеников, в тех, кто жил по заповедям и хранил верность Богу в своем сердце. И в наше время быть христианином по-прежнему очень сложно. Но именно Православие – это душа России.

– Будут ли в этом году Ваши рождественские выступления?

– В эти праздники будет уже пятнадцатый раз, как я провожу большой рождественский концерт. Очень надеемся, что сможем его провести, несмотря на все ограничения из-за эпидемии. По нашей традиции концерт намечен на последнее воскресенье января. Это как бы такой заключительный аккорд на завершении новогодних праздников: и Рождество, и Святки, и Крещение. Эти торжества хочется длить, как детское состояние надежды, новой энергии, когда снова распрямляется пружина года. Христос рождается, и мы получаем силы, чтобы жить целый год. Большой рождественский концерт для меня это возможность познакомить публику с замечательными исполнителями, может быть не имеющими широкой известности. Не все выступают на Первом канале. И много настоящих больших музыкантов, поэтов, замечательных исполнителей не было на телевидении, потому что у них нет администраторского таланта. Но то, что они делают, это прекрасно.

– Стараетесь привлекать внимание к талантливым людям?

– Да, на моих рождественских концертах происходят открытия. Люди узнают для себя новые имена. Например, у меня участвовала Ирина Перунова. Я на ее стихи написала две песни. В прошлом году у нас был прекрасный автор – Валерий Егоров. Еще я ценю замечательного автора Светлану Спесивцеву из Челябинска. Все развивается, сама идея начинает притягивать единомышленников. В прошлом году у меня участвовала актриса театра «Оранжевое небо» Людмила Кошута. Она пишет музыку на стихи священника Леонида Сафронова (прим. номинант Патриаршей литературной премии), а это великолепная русская поэзия. Когда открывается наш рождественский концерт, вступительное слово говорит отец Артемий Владимиров. И потом идут мои замечательные участники. И вот это главная сердцевина, составляющая, главный сюрприз этого концерта: зрители не знают, с кем они встретятся и для них это открытие, радость, что-то новое. Разумеется, и свои песни включаю в программу.

Беседовала Татьяна Медведева/Издательский совет