Преподобный Сергий Радонежский

Автор: архиепископ Никон (Рождественский) Все новинки

«Игра с огнем»

«Игра с огнем»

«История как ‟потенциально опасное начинание” в ЕС». Так озаглавлена статья профессора Софийского университета, историка Дарины Григоровой, опубликованная на болгарском сайте «Гласове» 5 февраля 2024 г. Она посвящена принятой 17 января 2024 г. резолюции Европейского парламента «Европейское историческое сознание», в которой говорится, что «разнообразные и часто противоречивые истории европейских наций и государств делают всякое усилие рассматривать историю на политическом уровне трудным и потенциально опасным начинанием». «Европейское историческое сознание», фундаментальной целью которого является «общая историческая память», согласно резолюции, основывается не только на «европейских ценностях», но и на «европейской совести». Для прояснения данной темы предлагаем беседу с профессором Дариной Григоровой


– Резолюция Европарламента, стремящаяся обобщить и стандартизировать европейскую историю и, соответственно, её преподавание, призывает историков быть «ответственными» и производить «честную оценку» политики ЕС в прошлом. Ориентиром предлагается некая «европейская совесть» и «европейские ценности». Что бы вы сказали по этому поводу?

– Что нет никаких европейских ценностей, есть ценности христианские, и, исходя из этого, есть «ответственные» и безответственные историки. Транснациональное прочтение истории сквозь призму так называемой европейской совести – область идеологического, а не исторического мышления. А резолюция о «европейском историческом сознании» – это руководство по транснациональной исторической памяти с целью создания идеального транснационального или наднационального европейца.

Что же касается обобщения истории, то нынешние еврократы не придумали ничего нового. Они повторяют А. Луначарского с его пониманием «преподавания истории в коммунистической школе» (1918). У Луначарского не было понятия «интернациональная совесть» (аналогичной «европейской»), но он прямо говорил, что целью преподавания истории является «нравственная идея, коммунистический строй, я бы сказал, религия». Коммунизм как религия, в которой «пролетарское «мы», по Луначарскому, является «коллективным Мессией». С этим связана образовательная политика большевиков во время революции 1917 г. и на протяжении 10–15 лет после нее. Идеологии интернационализма мешала национальная история, связанная с патриотизмом и Отечеством. Запрещалась русская история – она не преподавалась до 1922 года. Слово Россия бралось в кавычки, из принятого до революции названия войны 1812 года пропало слово «Отечественная». С одной стороны, это было ударом по памяти, с другой – по вере. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. за освобождение Болгарии, братьев по вере, тоже подверглась коррекции – в послереволюционной России уничтожались памятники, связанные с этой войной. Такая политика продолжалась до середины 1930-х годов, пока не появилось ощущение неотвратимости войны и не возникла необходимость в патриотизме для защиты Отечества, в памяти о национальных героях-защитниках. Это и вернуло отечественную историю.

– Да, при разных идеологиях – ЕС и Советской России – параллель определенно просматривается.

– Можно привести еще один пример. Британский. Герберта Уэллса и его доклад «О яде, именуемом историей», написанный для Международной конференции преподавателей истории, созванной в Лондоне Лигой Наций. Известный писатель-фантаст говорил о необходимости уничтожения старой истории, потому что она мешает торжеству мира во всем мире. Всё – во имя мира. Уэллс говорил не об интернационализме, а о космополитизме. По его мнению, будущее – в едином управлении, поэтому нужна единая история, единый учебник, и во всем мире историки должны обучаться только по нему. Свой доклад он заканчивает словами:

«Надежды на всеобщий мир не сбудутся, если не приучить людей к реальностям новой истории. Так давайте же возьмемся за это дело – сначала в наших собственных умах, а затем в университетах, в энциклопедиях, в школах. Давайте устроим всесожжение учебников старой истории в качестве нашего вклада в создание Космополиса – естественного, а сейчас просто необходимого Всемирного Братства людей»[1].

– Для реализации таких идей нужно обобщить и привести к общему знаменателю не только историю, но и религию.

– Экономически Западная Европа уже поглотила и употребила Восточную, но в духовном плане большая часть Восточной Европы все еще православная, то есть «несовместимая» с западноевропейской совестью и исторической памятью.

– Понятно, почему именно сейчас появилась эта декларация, в которой открыто говорится о «латентной конкуренции и частичной несовместимости» памяти Восточной и Западной Европы, дезинформации и «русском историческом ревизионизме», о «защите демократической памяти». Но какую реакцию может вызвать все это в самой Европе – Западной и Восточной?

– Попытки уничтожить национальную память могут привести к обратному эффекту – национализму, а то и к нацизму, к дестабилизации. Втиснуть историю в прокрустово ложе очередной идеологии не получится. И этот утопический проект с его возможными последствиями целиком на совести еврократов. Европейская резолюция через образ врага, в данном случае – России, пытается ввести цензуру на свободу исторического взгляда. Но врагом может стать и глобализм, тогда возникает опасность национализма.

– Балканы всегда были особым регионом. Здесь очень сильна историческая память. В том числе о связи с Россией. Сможет ли резолюция с этим справиться?

– На Балканах история – фактор. И то, что мы здесь слишком историчны, теперь является плюсом – это помогает сохранить свою идентичность и оберегает от опасностей со стороны Брюсселя. Однако не оберегает от национализма.

Вся эта еврозатея – игра с огнём. Сопротивление есть. Провалилась идея заменить национальный праздник – День освобождения Болгарии от османского ига, главный праздник страны и народа. В этом году людей на Шипке 3 марта было намного больше обычного. А праздник этот связан с освободительницей – Россией. Во всех православных храмах Болгарии на каждой литургии на Великом входе возглашается:

«Блаженнопочившего освободителя нашего Царя Александра Втораго Александровича и всех православных вождей и воинов, на поле брани живот свой положивших за веру и освобождение Отечества нашего, да помянет Господь во Царствии Своем».

Духовное присутствие России на Балканах через историю и Православие не связано с геополитикой и постоянно – с этим еврорезолюции, конечно, не справиться.

[1] Из книги «Путешествия республиканца-радикала в поисках горячей воды», 1939/

Беседу провела и перевела с болгарского Янина Алексеева/Православие.ru