«Каждое десятилетние вмещало в себя эпоху, достойную подробного описания…»

«Каждое десятилетние вмещало в себя эпоху, достойную подробного описания…»
Лауреатом премии имени С.Т. Аксакова конкурса «Новая библиотека» стала Ирина Богданова. Премия присуждена за роман «Многая лета»
Ирина Анатольевна, как подбирали или выбирали название романа?

В данном случае сначала возникло название «Многая лета», а потом к нему присоединился роман. Суть в том, что первоначально я предполагала отразить на страницах целый век от 1917 года до 2017, беря по эпизоду из каждого десятилетия, чтобы в итоге получились многая лета. Но как обычно бывает, на первых страницах я познакомилась с главной героиней Фаиной, и весь продуманный план переформатировался. Мне не захотелось разрывать цепь повествования на отдельные звенья, потому что каждое десятилетние вмещало в себя эпоху, достойную подробного описания, без прыжков по ступеням. 

В Вашем романе есть самые верные строки о Гражданской войне, которые я когда-либо читала в художественной литературе: родные воюющих по разные стороны названы не врагами, а товарищами по несчастью. Как Вы пришли к такой точной формулировке? И сами воюющие – тоже товарищи по несчастью?

По моему разумению, товарищами по несчастью оказался весь народ Российской империи, которого сознательно обманывали и стравливали, суля мир народам, хлеб голодным, землю крестьянам, а фабрики рабочим, стоит только взять в руки оружие и начать воевать за народное счастье. В городах жителей подвалов подбадривало желание переселиться в барские квартиры, в деревнях комитеты бедноты агитировали односельчан за грабежи зажиточных крестьян и барских усадеб.

Лишившись императора, страна стремительно неслась в хаос, ломая судьбы и калеча души. 

И, конечно, товарищами по несчастью оказались и сами воюющие, которые позже, во время Великой Отечественной войны, встанут в единый стой. 

Почти в самом начале романа на свет появляются две девочки. Мать одной из них, хотя не имеет в то время вообще ничего материального, любит обеих девочек буквально с первого их вздоха. Мать второй – как будто обделена настоящим материнским чувством. Что это? Особенность натуры, характера каждой? Или пережитое до того так отразилось? Как автор видит своих героинь?

Изначально до мелочей продумывался только образ главной героини Фаины и её дочерей, а всё остальное приложилось по ходу действия. Мне очень хотелось наделить Фаину лучшими чертами русских женщин, вынесших на своих плечах немыслимые тяготы бедствий и войн. Было очень приятно, когда одна из читательниц написала мне, что её подруга ждёт ребёнка и хочет назвать новорождённую Капитолиной в честь одной из девочек, воспитанных Фаиной. 

Чтобы в романе была интрига, мать другой девочки должна была стать противовесом и по возрасту, и по характеру, и по социальному положению. Ну а когда я определилась с основной линией, то само революционное время напомнило о женщинах, забывших о семье и детях ради классовой борьбы. Не могу сказать, что прототипом Ольги Петровны послужила Александра Коллонтай, которая бросила мужа и маленького сына, но её тень частенько падала на страницы книги так же, как и «бабушки русской революции» Брешко-Брешковской. С террористкой Брешко-Брешковской перекликается образ соседки Фаины по коммунальной квартире – одинокой и неприкаянной старухи Величко-Величковской. 

Надеюсь, внимательные читатели заметили, что каждая из женщин в моём романе не стала жертвой обстоятельств, а лично выбрала свою судьбу, и самой счастливой оказалась та, что взяла самую тяжёлую ношу вырастить детей среди голода и разрухи. 

Кто самый любимый Ваш герой?

Когда большую часть романа посвящаешь одному герою, то естественно, что именно он становится родным и близким. Так что Фаина теперь - крохотная частичка моей собственной души. По этой причине я не читаю книги и не смотрю фильмы, где главные герои - отрицательные личности, я не хочу впускать их в свой мир. 

Кроме Фаины, в свете истории моей собственной семьи, мне очень близок образ мужа Фаины – Игоря Сабурова из «бывших», который, имея возможность эмигрировать, остался в России по доброй воле и без ропота переносил вместе с ней все тяготы и лишения. Как тут не вспомнить «Реквием» Анны Ахматовой:
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был. 

В то же время я с большим уважением отношусь и к тем, кто вынужденно бежал из России, но остался ей верен. Им я посвятила роман «Дом, где тебя ждут». 

О ком писать было тяжело: настолько он автору несимпатичен? Или таких нет?

Героев, о которых и писать-то противно, я обычно обозначаю схематично. Мне не понять логику их действий и не хочется влезать в их шкуру. Тем не менее без них не обойтись, поэтому волей-неволей приходится выводить их на страницы книги, причём так, чтоб читатели поняли, что они тоже жертвы обстоятельств и их подлость им не с неба свалилась, а нажита здесь, на земле. В книге «Многая лета» сугубо отрицательная героиня одна – тихая и застенчивая воспитательница детского сада Валя Лядова. Её секрет я раскрыла в самом конце книги, и мне уже несколько читателей успели сообщить, что приписывали её поступки совсем другой героине. 

Ещё к неоднозначным героям можно отнести жениха Фаины, председателя Домкомбеда Фёдора Тетерина. Он как раз из «товарищей по несчастью», потому что Гражданская война вытеснит из его души доброту и сострадание, поменяв чувства на ожесточение и злость. Но тем не менее последние строки о нём прозвучат в примирительном ключе, потому что в конечном итоге он отдаст свою жизнь за Родину и погибнет как герой. 

Когда я закончила книгу, то переживала, как примут героев читатели, поймут ли, полюбят ли? Короткие отклики и развёрнутые рецензии появились сразу, едва книга вышла из печати, и я поняла, что и в этот раз мои дорогие читатели стали мне поддержкой и опорой. Спасибо им за это! 

Беседовала Валентина Курицина
Издательский совет