Закончился IX сезон конкурса «Лето Господне» им. И.С. Шмелёва, и мы спешим переговорить с нашими замечательными наставниками, поистине отцами и матерями финалистов, подготовившими работы к соревнованию, сделавшими возможным приезд ребят в Москву на финал.
Наши вопросы – педагогу, учителю русского языка и литературы Наталье Николаевне Кайдаш (Донецк), ученики которой каждый сезон занимают одни из первых мест
- Наталья Николаевна, было в очередной раз радостно видеть вас в Москве: дорога из Донецка в Москву по-прежнему рискованнее всех иных дорог в нашей стране… Что можете вы сказать о нынешнем приезде? Каким показался вам и город, и сам финал?
- Дорога из Донецка в Москву, конечно, должна быть короче! Мечтаю, что когда-нибудь днем выеду на поезде из Донецка, а утром буду в Москве. Сейчас иначе, как через Ростов-на-Дону, до столицы не добраться. А это еще то приключение! Сначала едем до Успенки, топаем почти километр до пункта пропуска, чтобы пройти паспортный контроль. Езжу только с пешим переходом административной границы, по-другому можно застрять в очереди на несколько часов. Ближе к «ленточке» трасса очень перегружена, километровые колонны машин и на въезд, и на выезд. Но, несмотря на эти дорожные неудобства, дорога в Москву – всегда счастье.
Я люблю Москву. Так сложилось, что дети, с которыми я ездила на финал, в столицу попадали впервые. Мне так интересно всегда наблюдать, с каким восторгом и радостью они принимают этот город. Я им даже немного завидую всегда, ведь для них это первая встреча с Москвой, самое яркое, самое сильное впечатление! Как первая любовь!
Москва прекрасна всегда! Помните у Грибоедова: «Едва где сыщется столица, как Москва»? И каждый приезд этот город открывается по-новому! Но старинный особняк в Погодинском переулке - особенное место. Каждый финал – это «маленькая жизнь». В этом году я острее ощущала красоту московской весны, настоящую «живую жизнь» большого города, наконец, увидела настоящих детей (в Донецке все учебные заведения работают в режиме дистанционного обучения с начала СВО, детей на улицах встречаешь нечасто). А еще вода идет из крана всегда и везде! Я всегда мечтала увидеть небольшой среднерусский город – побывала в Боровске. Особенное чувство оставил в душе Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Часто пересматриваю фотографии этого удивительного места, где, кажется, время остановилось.
Каждый сезон и каждый финал – особенные! Они замечательны новыми людьми и встречами! Но еще более радостны встречи с людьми, которых за столько лет уже воспринимаешь просто как родню! В этом году я впервые была экспертом первичной оценки работ конкурса, конечно, переживала за ребят, чьи работы меня особенно впечатлили!
- Двое старших девочек, с которыми вы работали в 2022-2023-ем учебном году, до приезда в Москву не видели вас вживую: во избежание обстрелов, работа с ними, как и многие ваши занятия, протекала дистанционно. Как вам дался этот опыт?
- Это опыт непростой, скажу честно, не хотелось бы его повторить. Год дистанционной учебы – это еще то испытание и для детей, и для учителей. Но жить и работать приходится в предлагаемых обстоятельствах, а они не всегда благоприятствуют.
- Чему были посвящены заочные работы ваших учениц, участвовали ли вы в выборе ими тем, думали ли вместе над какими-то периодами и отдельными фразами?
- Все, кто хоть раз побывал в Донецке (имею в виду довоенный Донецк), отмечали: на улицах нередко можно встретить мужчин, у которых глаза словно тушью подведены. Это шахтеры, у них угольная пыль въедается в кожу, оседает на веках, ресницах, и смыть её невозможно. Вот так и война, как угольная пыль, въелась в нас. Ни снять, ни смыть!
Поэтому дети пишут работы, в которых так или иначе находит отражение военная тема.У меня училась девочка, которая писала легко и как-то очень складно – Воронцова Алена. В V сезоне конкурса вместе с ней мы представили поэму «Донецкая элегия». Не думала, что девочка напишет стихотворное произведение. Накануне летних каникул предложила ей написать произведение о Свято-Иверском монастыре. Для нас, дончан, это святое место, символ стойкости и нерушимости православия. Можно разрушить монастырь, но нельзя убить веру, нельзя убить Слово Божье. Об этом и написала Алена в своей поэме. А еще о детях, которые стали невинными жертвами гражданской войны на Донбассе. Над поэмой работали долго и трудно, спорили, даже ссорились. Но это произведение по-особенному дорого мне. В нем столько искренности, столько взрослой боли, столько веры, что, перечитывая его время от времени, не могу сдержать слез. Есть произведения, которые воспринимаешь умом, анализируешь особенности стиля, художественные средства, умом понимаешь совершенство их формы, но они тебя почему-то не трогают. Но есть такие, которые читаешь сердцем и не обращаешь внимание на то, что и с помощью чего «хотел сказать автор». В этом, наверное, и есть великая тайна слова!
А вообще каждая работа дорога по-своему! Потому что в них есть и часть тебя, твоего опыта. Саша Цуканова в прошлом сезоне писала о моей малой родине – небольшой уютный городок Иловайск стал в 2014 году самой горячей точкой войны на Донбассе. Гордеева Ульяна сложным метафоричным языком описала свое понимание и ощущение войны. Темы работ нам подсказывает сама жизнь. Даже случайно услышанный в автобусе разговор может стать основой сюжета.
Да, мои ученики пишут о войне, потому что уже девять лет она – неотъемлемая часть нашей жизни. Но литература всегда была зеркалом жизни, а война – «это такая особая жизнь». Два года назад в школу пошли дети, рожденные в 2014 году. Они никогда не видели мирной жизни! О чем будут писать эти ребята через несколько лет?
Но все работы жизнеутверждающие, исполненные веры. И нынешний сезон не стал исключением. Балакай София писала о подвиге простой русской женщины, жительницы Волновахи, которая жила рядом с позициями нацистов, но смогла спрятать в своем доме нашего танкиста. Водько Маргарита писала о Свято-Иверском монастыре, о подвиге монахов, о том, как живут дончане в условиях войны. Я помогла девочкам как в выборе темы их заочных работ, так и в поиске материалов. Каких-то творческих разногласий и споров у нас не возникало. Пожалуй, это первый случай в моей практике творческого наставничества.
- Наша работа над интерактивной картой педагогов конкурса близится к финалу: скоро на ней появятся имена тех учителей, включая ваше, которые работали с конкурсом с 2014-го года. Как вы воспринимаете нашу инициативу? Окажется ли она решающим шагом на пути создания педагогического сообщества, объединённого совместной работой с литературно одарёнными детьми?
- Это замечательная инициатива, особенно в Год педагога и наставника. Было бы здорово создать такое педагогическое сообщество - площадку учителей- единомышленников, встречаться, общаться. Есть дети «Лета», но ведь есть и учителя «Лета»! А еще предлагаю создать хрестоматию для школьников разных возрастов, куда вошли бы работы наших конкурсантов. «Какой должна быть современная детская литература?»- этот вопрос часто задают сегодня и учителя, и родители, и писатели. А ведь она уже есть, причем созданная самими детьми.
Сейчас много пишут и говорят о русской национальной идее. Спорят, в чем она должна состоять, пишут статьи, книги. Но мне кажется, что эта самая идея замечательным образом сформулирована в каждой детской работе, присланной на конкурс «Лето Господне» - жить по совести, по закону Божьему, уважать историю, предков, любить Родину, быть Человеком.
Вы знаете, «Лето Господне» уже давно перестал быть только конкурсом, это сообщество, социальная сеть, незримые нити, которые связывают людей, живущих в разных уголках нашей большой Родины. Два года назад на финале конкурса я познакомилась с удивительной девочкой, тонкой, чуткой, талантливой - Юлей Касаткиной. Она тогда училась в педагогическом колледже, а сегодня учится заочно на филфаке и работает в школе учителем русского языка и литературы. Общаемся мы с Юлей. Говорит мне недавно: «Хочу со своими шестиклассниками писать на «Лето..». Представляете, как это здорово! Выросли дети «Лета», стали учителями, а теперь уже их ученики пишут работы на конкурс!
- Насколько важно для вас ежегодное участие в конкурсе? Чувствуете ли вы, что и он, в числе других, единит вас, учителя именно русского языка и литературы, с до сих пор не разрешённой проблематикой и нашего прошлого, и настоящего, и будущего? Ощущаете ли вы, что вопросы, поставленные и русской классикой, и современной словесностью, острее звучат в Донецке, Горловке, Макеевке, ежедневно подвергаемым обстрелам?
- Мои ребята принимают участие в конкурсе с 2017 года - всего 7 сезонов! Поэтому «Лето Господне» - уже часть жизни. Язык, культура, история неразрывны и жизни, и в литературе, это процесс, который связывает воедино что было, есть и будет.
Любая экстремальная ситуация, связанная с отстаиванием своей идентичности, обостряет восприятие всего, что происходит вокруг, и особенно того, что покушается на твою идентичность. Отношение к нынешним событиям - для меня четкий маркер «свой-чужой». Классика на то и классика, чтобы видеть в ней не только прошлое, но и настоящее, будущее. Лично для меня события с 2014 до начала СВО – это Шолохов, «Тихий Дон»: «один народ разорвали». А с февраля 2022 года - «Война и мир» Толстого, где есть Наташа Ростова, отдающая раненым свои подводы, а есть офицер-карьерист Берг, скупающий по случаю за бесценок мебель. А Достоевский, кажется, все это время был где-то рядом с нами!
- Накладывает ли отпечаток на работы с Донбасса девятилетнее противостояние, вы знаете не понаслышке. Как вы находите, есть ли в них различные видения будущих десятилетий, или каждый человек в республике видит его примерно одинаково? Многие ли сегодня стремятся отстраниться, уйти в вымышленные миры, чтобы не видеть повседневности? Каким будущее видите именно вы, переживающая донбасскую драму от самого её начала?
- Жизнь дончан на самом деле не выглядит так, как многим кажется: проснулся от артиллерийского залпа, бодро расправил плечи и пошел навстречу подвигу. Нас избыточно героизируют, мифологизируют порой. Это обычная жизнь, со своими проблемами и заботами, обычной бытовой рутиной, с которой сложно порой справляться, но проходит она на фоне, во-первых, постоянной внутренней напряженности, во-вторых, в условиях хронической непредсказуемости. И бессилия перед свершающимся.
Я не думаю о том, каким будет будущее, я хочу, чтобы закончилась война. Закончилась победой. Чтобы ребята наши вернулись, чтобы матери не хоронили своих детей, чтобы идти по улице и не прислушиваться, не думать, что сейчас сюда прилетит. Думаю, со мной согласится большинство моих земляков. А вообще у нас живут очень русские люди разных национальностей, любящие Россию искренне и бескорыстно. Прошлогодний референдум о вхождении ДНР в состав РФ был самым честным и самым народным. Моя соседка, бабушка 94 лет, плакала, когда к ней избирательная комиссия приехала. Да разве только она? Когда бываю на «большой земле», неловко чувствую себя от того, что люди постоянно чем-то недовольны: властью, зарплатами, ценами, дорогами. Да такой Родиной, такой историей нужно гордиться, нужно её всегда поддерживать, а не ныть бесконечно по поводу каких-то бытовых неудобств!
Люди по-разному переживают то, что происходит. Это нормально, у каждого свой психологический порог принятия действительности. Жизнь в Донецке такова, что полностью отстраниться не получится. Например, ты уходишь в вымышленный мир, но тут наступает День воды. Хочешь-не хочешь - нужно возвращаться и набирать воду для бытовых нужд. Кстати, мобилизация в феврале 2022 года очень четко показала, обозначила, кто есть кто. Были взрослые, называвшие себя «мужиками», месяцами скрывавшиеся в квартире. Были «философы», рассуждавшие, что это не их война. А были пацанята с винтовками Мосина, в железных касках и без «броников», которых сразу бросили на штурм Волновахи и Мариуполя.
- Насколько, по-вашему, вера и в будущее, и в свет и земной, и иной жизни определяет человеческую жизнь и судьбу?
- Это, пожалуй, единственное, что определяет и человеческую жизнь, и судьбу.
- Верите ли вы, что и из числа лауреатов нашего конкурса вырастет новое поколение донбасской словесности, что непременно войдёт в историю современной русской литературы?
- А смысл этим всем заниматься, если бы этой веры не было? Они уже наша современная литература.
Беседовал Сергей Арутюнов
Мероприятие реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов