Литература – это огромный мир
Своим взглядом на современную литературу и классику поделилась главный редактор журнала «Камертон», писатель, кандидат философских наук Светлана Замлелова.
Материал подготовлен в рамках работы форума «Мiръ Слова» ко Дню православной книги
– Светлана Георгиевна, какие творческие проекты Вы сегодня реализуете?
– Литература предлагает много возможностей тем, кто занимается ею всерьёз. Литература – это огромный мир, в котором никогда не бывает скучно. Проза, публицистика, драматургия, критика, переводы современной поэзии – это то, чем я занимаюсь в настоящее время. Хочется завершить начатое и приниматься за новое. Кроме творчества, много работы с журналом «Камертон», а ещё с коллегами выпускаем журнал «Великороссъ».
– Что входит в круг Вашего чтения из православной литературы?
– Прежде всего, это, конечно, Евангелие, которое время от времени я перечитываю. В разные периоды жизни на всех оказывают влияние разные книги. Это касается не только светской, но и церковной литературы. В своё время на меня большое впечатление произвели труды о. Серафима (Роуза), книга Виктора Вейника, слово блаженного старца Порфирия Кавсокаливита – улыбающегося святого. Моя кандидатская диссертация посвящена образу Иуды Искариота в литературе, и я при написании стремилась ознакомиться с любыми толкованиями этого образа в православной литературе, как в святоотеческой, так и в современной. Интересует меня феномен русского юродства. Признаюсь, что хотела бы написать роман о блаженной Ксении. То есть рассказать светскому читателю о почитаемой русской святой. Не знаю, суждено ли осуществиться этому замыслу, но мысленно я возвращаюсь к этой идее.
– Как на Ваш взгляд раскрывается христианская тема в творчестве современных писателей, в Вашем творчестве?
– Как мне видится, в современной литературе есть два подхода к раскрытию христианской темы. Первый можно назвать классическим, потому что он наследует русской классической литературе. Второй я бы назвала неофитским. Когда-нибудь второй подход станет предметом социологических и психологических исследований, поскольку, в первую очередь, он интересен с точки зрения не плодов творчества, а перемен в общественном сознании. Русская классическая литература занимается именно раскрытием христианской темы, рассматривая человека, постоянно совершающего выбор между добром и злом. Можно возразить, что этим занимается любая литература. Но главное в том, что понимать под добром и злом. Почему нас отталкивает современное западное искусство? Да потому что добро и зло они перестали понимать по-христиански. Теперь для них добро – защита прав трансгендеров, зло – гомофобия. Ну или что-то в этом роде.
Неофитская литература склонна к прямолинейности: вот я уверовал, теперь молюсь и пощусь; и к схемам: праведный батюшка – нечестивый коммунист. Но жизнь интересна непредсказуемостью и многообразием, а не шаблонами. То же и с литературой.
Когда о церкви пишет священнослужитель – это одно, когда светский писатель – совсем другое. Можем ли мы назвать христианскими писателями Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Лескова, Чехова?.. Конечно. Но ведь не потому, что и они обращались к теме церкви. Не все герои Достоевского читают Евангелие, как Соня (кстати, не будем забывать, чем она занималась), некоторые его герои совершают страшные злодеяния. И тем не менее мы воспринимаем его как христианского писателя. Так же и с Чеховым, который был бы христианским писателем, даже если бы не написал «Студента».
– Кого из писателей-священнослужителей Вы можете отметить?
– Мне нравится юмор и взгляд на человека – смесь жалости и негодования – о. Ярослава Шипова; нравится слово о современном человеке и современной России о. Николая Толстикова; интересны рассказы и стихи о. Дмитрия Дудко, в которых я вижу внутренний рост их автора, понимание скрытых вещей, постижение Божьего замысла; с большим интересом читаю книги о. Андрея Ткачёва, о. Андрея Горбунова. Близки мне статьи протодиакона Владимира Василика.
– Что из классики Вы перечитываете?
– Хочется прочитать очень много самых разных книг. Но к классической литературе обязательно возвращаешься вновь и вновь. Причём как к русской, так и к мировой. Время от времени я перечитываю Дж. Остин и А. Конан-Дойла, П. Мериме и Ф. Мориака, Гёте и Т. Манна, восточную поэзию и сказки народов мира. И, конечно, русскую классическую и советскую литературу. Знаю, что многим сегодня классическая литература кажется скучной. Возможно, это из-за отсутствия привычки читать или из-за изменившегося восприятия современного человека, который попросту перегружен информацией и не успевает её обработать. На меня чтение русской классики действует успокаивающе – ощущение такое, как будто вернулся домой.
– Как сегодня меняется культура чтения? Как поддерживать интерес к книге?
– Современная отечественная литература и отношение к чтению – это отдельный разговор. Для меня деятельность издателя остаётся загадкой. С одной стороны, понятно – много издаётся коммерческой литературы. Но в то же время, под грифом «современная проза» выходят исключительно странные книги. И тут задаёшься вопросом: то ли издание этих книг обусловлено какой-то вредительской деятельностью, то ли издатель под словом «литература» понимает что-то своё. Есть такой принцип – Бритва Хэнлона. Это когда объяснение всяческих странностей стоит искать в недомыслии, а не в злом умысле. Возможно, здесь нечто подобное. А вот чтобы поддержать интерес к книге, не нужно изобретать велосипед. Должна быть государственная политика, нацеленная на просвещение.
Подготовила Татьяна Медведева/
Издательский совет