— Вадим Федорович, вы являетесь членом координационного совета Мирового поэтического движения «Мир без стен». Мы живем в такое время, когда «стены», казалось бы, навсегда разрушенные, вновь воздвигаются. Что могут противопоставить этому писатели и поэты?
— «Мы хотим построить более гуманный мир в XXI веке, используя братский и универсальный язык поэзии!» — основной лозунг движения. Если политики не могут договориться между собой, эту миссию должны взять на себя писатели, художники музыканты, люди творческих профессий, ориентированные на вечные ценности: любовь к ближнему, милосердие, сострадание, смирение, ответственность, добро, справедливость, жертвенность.
Большинство разумных людей понимают, что мир близок к катастрофе. И поэты могут противопоставить этому только единственное оружие — Слово.
Поэзия не спасает мир, она является одной из его основ, невидимым скрепляющим веществом. Она дает ему духовную полноту, является тонкой связью между объективной реальностью, данной нам в ощущении, и тем невидимым миром, о котором мы можем только догадываться, но который и будет нашей настоящей жизнью после окончания наших земных дел.
— Какое отношение к себе, к русской литературе, культуре вы встречаете сейчас за рубежом?
— В последнее время мне посчастливилось участвовать в крупных международных литературных форумах в Индии, Китае, Венесуэле, Колумбии, Турции, Кубе, Белоруссии, Вьетнаме, а также выступить в онлайн-формате на всех континентах: Европе, Азии, Африке, Америке и в Океании.
Самым значимым событием было проведение в 2023 году Первого Конгресса мирового поэтического движения в Колумбии и Венесуэле, на котором собрались представители литературных сообществ всех стран мира. Должен сказать, что каких-то провокационных выпадов не происходило и неприязни со стороны коллег я не почувствовал, хотя жаркие и острые этическо-политические споры были (в основном, с европейскими поэтами).
Русская культура и литература вызывает у всех большое уважение, но оно относится к нашему классическому наследию. Современного российского литературного процесса и его героев, к сожалению, в мире почти не знают, поэтому отдельные его представители вызывают живой интерес. Убежден, что нам жизненно необходимо расширять наше литературное пространство, вовлекать в него как можно больше наших зарубежных друзей. Если хотите, совершить культурную экспансию, чтобы объяснить миру, что мы хотим, какие ценности проповедуем.
— В одном из интервью Вы говорили, что изучение иностранной литературы у нас много лет было ориентировано прежде всего на европейскую и американскую литературу. Но с чего начать человеку, который хочет приобщиться к литературе Азии или Южной Америки? Есть ли журналы, которые печатают современных авторов из этих стран на русском языке?
— Да, я говорил, что на протяжении десятилетий успехом русского писателя за рубежом считалось признание на Западе (в Европе и Америке), а их литература являлась жизненным ориентиром. Мы почему-то считаем Нобелевскую премию главной литературной премией мира, хотя она и учреждалась в расчете на другие страны. К тому же, она является больше политической, чем литературной премией. Список российских лауреатов является неоспоримым доказательством этого факта.
Но перед нами есть целые малоисследованные континенты, с более древней культурой и литературой, например, такие страны как Индия, Китай или арабский мир. И вот здесь для современного писателя непочатый край работы.
Для этого мы проводим два раза в год акции, которые в одно и то же время идут во многих странах мира, например, «Свободная Африка», «И снова Куба», «Земля наш общий дом», издаем электронную антологию «Поэтический Планетариат», совместные печатные сборники, организуем школы молодых поэтов, проводим международные фестивали и многое, многое другое.
— А из современных русских писателей и поэтов кто вам близок?
— Россия — страна литературная! Настолько литературная, что несмотря на отсутствие официального признания профессии писатель (в реестре профессий нет такой специальности), количества пишущих, сочиняющих, рифмующих (особенно!) людей со временем в ней не уменьшается, а увеличивается! Иногда я думаю, что в России живет 150 миллионов потенциальных авторов. Сегодня почти каждый человек немножко писатель. Он пишет в социальных сетях, выражает свое особое мнение, возмущается неправильным с его точки зрения порядком вещей. Он знает, как исправить ситуацию, поэтому в жанровом состязании по причине большинства побеждают критики!
В России за спиной каждого человека, взявшегося за перо, стоят великие литературные авторитеты Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Толстого, Чехова, Бунина, Тютчева, Маяковского, Есенина и многих других классиков не только русской, но и мировой литературы. Соответствовать им невозможно, но в наших силах следовать традициям, заложенным ими, и нести свой малый крест во имя русской литературы!
Из писателей моего поколения (чуть старше и чуть моложе) я читаю своих знакомых: Валентина Распутина, Владимира Крупина, Юрия Полякова, Александра Орлова, Дмитрия Мизгулина, Василия Килякова, Игоря Смолькина (Изборцева), Виктора Кирюшина, Константина Ковалева-Случевского, Дмитрия Володихина и многих других.
Для меня современные русские писатели, те люди, творчество которых захватывает вне зависимости от того, в каком веке они жили. С удовольствием перечитываю «советских поэтов», которых сегодня забыли: Заболоцкий, Мартынов, Твардовский, Тряпкин, Тихонов, Симонов, Смеляков, Слуцкий, Тарковский, Тушнова. Из прозаиков читаю Бунина и Чехова, но я их всегда читаю!
— Вас сегодня называют православным писателем, в этом качестве вы стали номинантом Патриаршей литературной премии. А вам самому близко такое определение? Что в первую очередь отличает творчество православного писателя от творчества писателя не православного?
— На форуме «Мiръ Слова» мы обсуждали правомерность называться православным писателем и пришли к выводу, что лучше быть писателем, исповедующим православные ценности. Писатель — это все-таки профессия. Мы же не говорим православный металлург или православный таксист. В моем жизненном опыте, к сожалению, были случаи, когда люди, называющие себя «православными писателями», просто хотели для себя банальных преференций. Писателя же всегда характеризует прежде всего талант, а христианина от нехристианина отличает вера.
— Так или иначе, о современной православной литературе говорят, как минимум с начала 1990-х годов. Что в ней изменилось за это время? Как изменились авторы и читатели? Проявления каких тенденций вы ждете в обозримом будущем?
— В 1990-х годах литература, которая долго была под запретом, мощным потоком обрушилась на читателя. Тогда же появилась первая возможность познакомиться и с писателями с православной жизненной позицией. Сегодня огромную роль в литературной жизни играет интернет, и он коренным образом изменил нашу жизнь.
Грядущее человечества в саморазвитии и созидании. Бог дал нам такую возможность. Созданные по Его образу и подобию, мы можем творить! Сам являясь Всемогущим Творцом, Он и в человека заложил возможности творца, вдохновленного любовью, добром и миром. Недаром удавшиеся результаты творчества после долгих мучений и поисков вызывают радость, несравнимую ни с чем. Кто испытал это — по-настоящему счастливый человек.
Но есть опасение, что наши произведения могут быть направлены не во благо. Опять все зависит от выбора художника. Своим талантом можно распорядиться по-разному. Есть искушение впасть в прелесть. Создавая мир воображаемый, нужно всегда учитывать, что он может стать реальностью. Произнесенное вслух, написанное на листе, снятое в фильме может сбыться. Все страшные истории, невероятные приключения не существуют сами по себе, а основываются на метафизическом опыте человечества. Все это уже когда-то было и может случиться вновь. Поэтому ответственность человека-творца перед обществом безгранична.
Беседовала Мария Хорькова/
Журнал «Православное книжное обозрение»