На сайте Санкт-Петербургской духовной академии появилось сообщение о выходе в свет второго издания книги «Тайна ответа: введение в рациональную теологию» директора Института теологии Санкт-Петербургского государственного университета, профессора Санкт-Петербургской духовной академии Дмитрия Викторовича Шмонина. Монография имеет гриф «Рекомендовано Издательским советом Русской Православной Церкви». Мы связались с автором «Тайны ответа» и задали ему несколько вопросов
- Дмитрий Викторович, первое издание (2021) получило премию Издательского совета «За просвещение через книгу». В чем особенности нового, второго издания? Кому оно предназначено?
- Второе издание расширено и дополнено разделами, посвященными современным проблемам теологии как части социально-гуманитарного знания, которая одновременно является и своего рода вершиной науки. Несмотря на наш секулярный век. Это размышления о связи философии и теологии, о мировоззрении, о специфике богословского знания внутри науки и вне ее, «сверху», об особенностях труда богослова и о связи веры и разума.
Кому предназначена? Всем, кто готов потратить время на то, чтобы на исторических примерах увидеть, осознать, что теологическая рациональность — неотъемлемая черта нашего знания, нашей интеллектуальной культуры. В ней — основания современной науки, нормативности морали, здравого смысла наконец. Опыт использования в учебном процессе показал, что «Тайна ответа» полезна и аспирантам, и студентам.
- Насколько я понимаю, это и весьма подробное пособие по истории средневековой философии? В ней представлены основные персоналии восточной и западной христианской мысли — от ранней патристики до самой поздней схоластики, развивавшейся уже в новое время.
- Да, студенты философских факультетов вполне могут использовать книгу и как учебник средневековой философии, точнее, христианской философско-богословской мысли. В этой огромной эпохе трудно различить философию и богословие. Но я стараюсь это делать, показывая специфику богословского уровня рационального знания.
- В чем эта специфика?
- Об этом я говорю в новом, завершающем разделе, которого не было в первом издании. Если кратко, то, будучи «членом семьи» гуманитарных и общественных наук, теология обладает ярко выраженными особенностями, которые нужно рассматривать вместе.
Во-первых, она направлена на осмысление и описание нормы, нормативности (в этике, научном познании, праве, в других смыслах и направлениях знания). Причем не с произвольных, частно-философских точек зрения, а исходя из вероучения, с точки зрения вечности.
Во-вторых, теология может выступать связующим звеном, даже объединяющим началом для наук, включая философию, и — пусть это не покажется странным — для научного мировоззрения. Замечу, о научном мировоззрении я говорю не как об абстракции, которую некоторые противопоставляют мировоззрению религиозному. Я это понятие использую в том же смысле, в каком его употреблял Владимир Иванович Вернадский. О том, что между научным мировоззрением и теологией нет никаких противоречий, я тоже говорю в новом, заключительном разделе книги.
- Но это, видимо, касается в основном естествознания?
- Не только. Теология сосредоточена и на смысловом описании всего природно-социального мира, сотворенного Богом, поскольку центральной фигурой в этом мире является человек. Это — в-третьих, и это означает, что теология — наука не только нормативная, но и дескриптивная, описательная.
И в-четвертых, у теологии самая понятная по происхождению аксиоматика. Никаких смутных интуиций и гипотез, выдаваемых за доказанные теории. Только очевидные факты и переживаемые нами их последствия: сначала было Слово. Онтологический характер первоначала с указанием на авторство. Об этом хорошо бы задуматься тем, кто все еще критикует теологию за «ненаучность».
- Вы упомянули об опыте использования Вашей монографии как учебника. Где учатся по «Тайне ответа»?
- Магистранты богословского отделения в Санкт-Петербургской духовной академии. Для них это учебное пособие к курсу западной патристики и схоластики. Аспиранты используют разделы, касающиеся теологии науки. В Институте теологии Санкт-Петербургского государственного университета ей тоже находится применение…
- Скажите несколько слов об Институте теологии. Как он развивается?
- Мы располагаемся в здании Двенадцати коллегий, в самом сердце Петербургского университета. Институту предоставлены помещения рядом с домовым храмом, который в прошлом году освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Сейчас идет набор на бакалаврскую и магистерскую программы по христианской теологии (профиль «Православие»), а также в аспирантуру. И на бюджетные места, и по договору.
- Девушек принимаете?
- Принимаем и юношей, и девушек. Мы ведь не священников готовим — это дело духовных семинарий. Мы готовим светских специалистов, разбирающихся в своей вере, в своей религии, плюс к этому имеющих представление о других традициях и достаточно широкие познания в гуманитаристике и социальных науках. Конечно, у них есть и перспектива потрудиться в Церкви.
К приемной кампании 2025 года нами подготовлены уникальные образовательные программы. В новые учебные планы «вшиты» (без увеличения нагрузки и какой-либо платы) дополнительные квалификации. На уровне бакалавриата теолог получит диплом «учитель ОРКСЭ», а это фактически педагогическое образование. Ну а магистр к теологическому диплому получит даже два диплома: «учитель обществознания» и «специалист в сфере национальных и религиозных отношений». То есть мы стараемся выполнить поручения Святейшего Патриарха Кирилла, который еще в 2018 году в своем программном выступлении перед теологами дал четкую установку, зачем нужна теология в светских вузах: воспитание нравственной, социально-ответственной личности студента, а также профессиональная подготовка преподавателей и специалистов для государственной службы, обладающих не только знаниями о религии или религиях, но и религиозным мировоззрением. Кстати, в этом сила университета — возможность привлечь лучшие силы. Педагогику читают профессора Института педагогики СПбГУ, другие специальные курсы — представители других профильных факультетов и институтов. Библейская тематика, древние языки обеспечиваются кафедрой библеистики, которая вошла в состав Института теологии.
Беседовал иерей Анатолий Колот/
Богослов.ru