В очередном номере газеты «Завтра» вышло интервью с главным редактором конкурса «Лето Господне» им. И.С. Шмелёва Сергеем Арутюновым
- Сергей Сергеевич, в нашей стране проводится множество литературных конкурсов, в том числе для молодых авторов, для детей и юношества. Чем похож и чем от них отличается конкурс "Лето Господне", редактором которого вы являетесь, и какова его география?
- Этот конкурс, названный в честь Ивана Сергеевича Шмелёва, сейчас вступает уже во второе десятилетие своей истории, начавшейся в 2014 году. С идей организовать его выступила Русская православная церковь, а сам замысел конкурса подразумевал, что в его орбиту будут включены участники не только из Российской Федерации, но также из-за рубежа, в том числе из Украины, Беларуси, Казахстана, других постсоветских республик — то есть, со всего Русского Мира.
Мы получаем работы практически отовсюду, где дети думают и пишут по-русски. Мы и раньше знали, что в новых российских регионах Донбасса — качественное гуманитарное образование, но доказательства этого тезиса лучше видеть собственными глазами. Дети там прекрасно подготовлены и, вдобавок, "рано повзрослели", превосходно разбираясь в том, о чём пишут (не только о войне и мире). Приходят работы даже из стран "дальнего зарубежья" — например, из Австрии, где работает школа при российском посольстве.
Бессменный глава конкурсной комиссии — председатель Издательского совета Русской православной церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент.
Главная задача нашего конкурса — выявление литературно одарённых детей, которые пишут работы на выбранную ими тему: или из списка предлагаемых организаторами конкурса, или на свою собственную. Подразумевается только, что свободная тема лежит в общем русле конкурса — удивления чуду бытия и вообще душевного движения навстречу жизни, а не против неё.
С 2014 года только одна тема остаётся у нас неизменной — евангельские начала русской литературы, — подразумевающая показ присутствия евангельского наследия в литературном наследии прошлого и современности. Она сопряжена с именем Ивана Шмелёва, посвятившего Православию и русскости всю свою жизнь. Остальные темы год от года варьируются.
Так, тема 800-летия святого благоверного князя Александра Невского была у нас не год, а два года подряд, и мы получили огромное количество работ, посвящённых святому князю Александру. Из них одних вполне можно, полагаю, сверстать целый том страниц на 650.
В нынешнем году было решено интенсифицировать сотрудничество с Дальним Востоком, и мы организовали специальные очные семинары и вебинары в рамках передвижной книжной выставки "Радость слова". Не могли предложить ничего лучшего, чем наследие Владимира Клавдиевича Арсеньева — и что же? Об Арсеньеве присылают свои работы дети не только с Дальнего Востока. Так, юноша, который никогда не был ни во Владивостоке, ни в Хабаровске, ни в Благовещенске, ни в Комсомольске-на-Амуре, ни на Сахалине, пишет замечательную работу, где структурно разбирает знаковые для Арсеньева стилистические ходы, делает обоснованные выводы, тонко реконструирует мысль и внутреннее чувство писателя-путешественника. Не сомневаюсь в том, что этот юный автор уже как минимум будущий литературовед.
В число конкурсных тем постоянно включается творчество наших писателей-"деревенщиков", а также писателей — лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Общий же охват тем — наша история, литература, краеведение.
Никогда не забуду отзыв, который был опубликован одним из украинских изданий примерно в 2017 году: "Такие конкурсы, как "Русский медвежонок" или "Лето Господне" — это щупальца "Русского мира", протянутые в самое сердце нашей страны". Цитата, согласитесь, "от обратного" подчёркивающая тот факт, что наш конкурс особым образом формирует молодых людей в возрасте 13—17 лет, зовёт их ответственно размышлять и о себе, и о судьбе нашего Отечества, нашего народа, нашего языка.
- В каких жанрах чаще всего пишут конкурсанты "Лета Господня", и как происходит процесс оценки их работ?
- Чаще всего поступают прозаические работы, хотя и поэтические тоже встречаются. В число работ конкурсного финала теперь относительно редко попадают сочинения реферативного плана, наполненные до отказа сухими данными: мы ищем в работах следы именно личного душевного труда, выражающегося в незаезженных метафорах и сравнениях.
Работы у нас принято рассматривать дважды — сначала грамотность и соответствие теме сверяет жюри педагогов, а второе жюри — это уже литераторы, писатели, оценивающие художественные достоинства присланных работ. И случается так, что сочинениям, не получающим достойных баллов у педагогов, литераторы за одну-единственную фразу могут дать самую высокую оценку.
- Каковы масштабы конкурса? Сколько работ ежегодно рассматривается в его рамках? Как изменялось их число с течением времени?
- При открытии конкурса в 2014 году, видимо, сказались и эффект новизны, и всплеск патриотических настроений в российском обществе — тогда нам прислали больше 1600 работ, в следующие сезоны было от 1100 до 1200 работ, во время коронавирусных ограничений, когда детей посадили на дистанционное обучение, работ стало чуть меньше тысячи, но затем их стало вновь больше тысячи, и с 2021 года количество их снова растёт.
- Получается, за время существования конкурса через него прошло несколько тысяч участников? Понятно, что далеко не все они стали или станут писателями, литераторами, но даже десять тысяч читателей — это огромная культурная сила…
- Наша сила в том, что конкурс задаёт православные нравственные координаты. Наша главная задача — пробудить в детях любовь к русскому слову, истории и культуре. Уже семь лет я главный редактор конкурса, и с каждым годом всё сильнее убеждаюсь в том, что мы делаем нужное и важное дело, приносящее замечательные плоды.
- Каким образом проводится финал конкурса?
- Когда в Москву приезжают финалисты очередного сезона — это время, ради которого все мы работаем, лучший момент, объединяющий всех организаторов, святые для каждого из нас дни.
Обычно финалисты приезжали к нам в конце марта, во время школьных каникул, но сейчас мы подразделяем приезд на две части: старшая группа (10—11-е классы), которой нужно готовиться к ЕГЭ, по-прежнему приезжает в конце марта, а младшая и средняя (6–7-е и 8–9-е классы) — на рубеже апреля и мая.
Над программой их пребывания в Москве работаем месяц-полтора. Нам нужно, чтобы душа ребёнка открылась, расцвела, а для этого мало отвести его в "Москвариум", где показать больших акул, черепах и крокодилов. Поэтому, например, в нынешнем году у нас было посещение Архангельского, где финалисты — они же дети ещё! — бегали друг за другом у древних седых гротов, но потом увидели немецкие танки в музее Вадима Задорожного, и веселье немного стихло. Постояли и у самого непримечательного, казалось бы, экспоната — мотоцикла из украинского ещё Крыма, с "трезубом". Описать выражение их лиц не берусь: некоторые наши дети из Донбасса, а те, что не из Донбасса, тоже не из космоса…
В прошлом году я водил их по Царицыно, до того — по литературной Москве. Те, часы, которые проводишь с ними — особое состояние: и слушают с благодарностью, и спрашивают обо всём на свете. Представители "эффективного менеджмента" сказали бы, что дети "мотивированы", но это не так — они воодушевлены, одухотворены, и быть частью этого воодушевления, одухотворения — дар и не напрасный, и не случайный.
- Из участников конкурса сколько отбирается в финал?
- Как правило, 36—38 человек. Порой приходится, экономя на всём остальном, приглашать в Москву на очный этап до сорока с лишним финалистов, и только потому, что их просто нельзя не пригласить — настолько очевиден их талант.
- Как сами конкурсанты воспринимают своё участие в финале?
- Быть в таком возрасте отмеченным — огромная ответственность перед собственным будущим. Никто, впрочем, не зазнаётся, и мы не стремимся к тому, чтобы каждый наш лауреат становился профессиональным литератором. Дело в тех самых ценностях, о которых так много говорят, но разговоры о них зачастую остаются разговорами.
Кстати, о ценностях сугубо материальных: стараемся, чтобы помимо грамот и наборов книг каждый участник получил нечто полезное. Уже не забудется, как одна из победительниц обрадовалась ноутбуку: в многодетной семье не у каждого ребёнка есть смартфон…
В завершение программы финалисты оказываются в Храме Христа Спасителя, либо в Белом, либо в Сергиевском зале, где владыка Климент напутствует их. На церемонию приезжают и другие архиереи, а в числе наших постоянных гостей — изумительный хор воспитанниц Волоколамского женского монастыря, безукоризненные московские кадеты под руководством одного из членов жюри, поэта и генерального директора форума славянских искусств "Золотой Витязь" Александра Орлова. Церемонию награждения неизменно ведёт заместитель владыки Климента иеромонах Макарий (Комогоров), на котором лежит огромное множество конкурсных обязанностей. Отвечает за организацию и заочного, и очного этапов Елена Кульбовская.
Все эти люди призваны создать особенный внутренний климат открытости на все стороны света, ощущение торжества, остающееся с юными словесниками на всю жизнь. Когда разъезжаются, они уже ощущают себя друзьями, переписываются, и видеть это радостнее всего.
- Работаете ли вы с финалистами и лауреатами конкурса в дальнейшем?
- Конечно, работаем. При конкурсе образовался кружок финалистов и лауреатов, прошедших с нами не один сезон. Выросшие из конкурсного возраста авторы приходят к нам волонтёрами, помогают работать с нынешними участниками конкурса. В 2022 году мы решили объединить их студией "Слово", где проходят встречи с литераторами, журналистами и кинорежиссёрами. Гостями студии были поэт и кинодокументалист Олеся Шигина (она специально приехала из Донбасса, чтобы показать нам фильм об ополченцах), замечательный драматург, лауреат Патриаршей премии и мастер Литинститута Владимир Юрьевич Малягин, главный редактор газеты "Вечерняя Москва" Александр Иванович Куприянов и некоторые другие.
В 2023 году мы решили работать со всеми конкурсантами — даже с теми, кто не прошёл в финал. Так родилась наша литературная мастерская "Мартовская капель", в которой участников конкурса учат литературному мастерству. Из шести наших мастеров пятеро закончили Литературный институт, а вот шестой мастер, поэт Игорь Витюк — действительно системный стратег обучения юных писателей, поскольку в дополнение ко всему — настоящий ракетчик и программист. Занятия "Мартовской капели" идут по три-четыре часа, и никто не устаёт: дети жадно ловят слова Елены Нестериной и Екатерины Ратниковой, Игоря Витюка и Анастасии Черновой, Владимира Малягина и Александра Евсюкова не потому, что они открывают секреты, как хорошо заработать на писательстве, а как вникнуть в себя и отправить фразу в полёт. Чтобы присутствовать на онлайн-занятиях, участники с Дальнего Востока встают в два или три часа ночи. Это ли не героизм? Но есть и цель: после занятий в "Мартовской капели" двое-трое самых одарённых студийцев зачисляются в число финалистов.
Беседовал Владимир Винников