— Какие из Ваших книг наиболее важны для Вас?
— Наверное, каждая написанная книга важна для автора. Но, наверное, самые известные мои книги — это «Сектоведение», «Афонские рассказы», «Иван Грозный как религиозный тип», «Моя Америка», «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви», четырехтомные «Хроники крестовых походов», и последняя — «Кто придумал неоязычество».
Кроме нее, и «Афонских рассказов» все перечисленные книги достаточно объемные, та же «Хроника крестовых походов» состоит из четырех томов. Но это совсем не научное исследование, а своего рода сага, включающая в себя множество переплетающихся линий повествования, хотя и на проверенном и выверенном историческом материале. «Моя Америка» — это автобиографический роман, главная тема которого — путь души к Богу и то, как Божий промысл действует в наших жизнях. Название это обманчивое и читатель скоро начинает понимать, что под словом Америка там подразумевается что-то другое. Что — не буду говорить, чтобы на «спойлерить».
Сейчас готовится новое, переработанное издание «Сектоведения». Третье — самое полное — издание вышло в 2002 году, с тех пор, конечно, изменилось очень многое. Книга уже написана, ее объем увеличен примерно в полтора раза. Она будет издана в двух томах, над первым томом уже работает корректор.
Потихоньку начинаю работу над новой книгой. Меня очень заинтересовала тема фейков, об их роли в истории, и о современных, распространение которых особенно возросло начиная со времени пандемии.
— Вы решили обратиться к теме крестовых походов в связи с современными событиями?
— Книга получилась связанной с современными событиями, и это очень важно. Но сама тема крестовых походов интересовала меня давно. Эта эпоха, двести лет крестовых походов, плюс сто лет до них и двести лет после, во многом определила современное состояние мира. Интересны и крестовые походы сами по себе, и та роль, которую они сыграли — в частности, в разделении церквей, и распространении на Западе неприязни к восточному христианству. А после трагического и предательского Четвертого крестового похода на православном Востоке также перестали воспринимать Запад как позитивную духовную и политическую силу.
В той эпохе можно искать корни и нынешних событий, и в целом русофобии, которая сегодня, увы, укоренилась на Западе. Потому что, хотим мы того или нет, Россия стала восприниматься как наследница Византийской Империи, к которой крестоносцы, и их спонсоры и вдохновители разжигали ненависть. Можно даже сказать, что последний крестовый поход, последняя война, которая соответствует его критериям — это Крымская война, в которой объединенный Запад вместе с Турцией воевал против России.
— С Вашей точки зрения, сама идея крестовых походов была изначально порочной, или она получила неверное воплощение?
— Эта идея изначально была утопической. Понятно, что папа Урбан II планировал не то, что получилось в итоге. Ему казалось, что он нашел гениальный способ решить сразу очень многие проблемы — и его собственные, и европейские проблемы того времени, политические и религиозные. Но, как это часто бывает, один раз запущенные события приобрели свою собственную инерцию и стали развиваться независимо от того, какие были намерения у их инициатора. Урбан II хотел улучшить свое достаточно шаткое политическое положение, избавиться от соперника-антипапы, прекратить раздирающие Западную Европу междоусобные войны, помочь восточным христианам, раз и навсегда разгромить ислам, объединить все церкви под своим началом, и т. д. Среди его идей были и плохие, и неплохие, было какое-то рациональное зерно — но в любом случае события пошли своим путем, и привели к страшным и трагическим результатам.
Ведь главной жертвой крестовых походов оказались не сарацины, и не храбрые рыцари, погибавшие в чужой земле — а православные христиане, жившие и в Византии, и под властью мусульманских правителей, в последнем случае оказалось, что под властью западных христиан православным приходится еще тяжелее.
С Дмитрием Володихиным
— Как можно описать ситуацию с сектами и подобными им структурами в современной России? Что и как изменилось с 90-х годов?
— Секты были в 90-е, секты остаются и сейчас. Но они стали работать по-другому, в каком-то смысле более успешно. Большая часть сект работает через интернет, через соцсети, и это дает гораздо больше возможностей, чем уличная вербовка. В сети можно гораздо больше узнать о человеке и найти к нему индивидуальный подход.
Есть секты со своей структурой, иерархией, лидерами. Но когда мы говорим о методах воздействия на личность, контроля сознания, манипулятивных техниках — все это используется не только в организованных сектах. Те же «инфоцыгане» используют эти методы, и для этого им не нужно создавать организованные группы.
— Какие секты сейчас активнее и опаснее всего?
— Опаснее всего для каждого человека та секта, куда попал он сам или его близкие.
Активность сейчас по-прежнему проявляют неопятидесятники, очень активны кришнаиты. Есть целый громадный мир оккультных сект и групп со своими «учителями», постоянно вовлекающими новых людей.
Очень разрослись «православные» секты, псевдо- и младостарчество: они могут действовать формально даже в церковных границах, но совершенно независимо от Церкви, и только после более или менее значительного скандала покидают церковную ограду, уводя с собой сотни, а то и тысячи людей.
Активны коммерческие культы, «инфоцыгане», пирамиды, которых не делается меньше. Коучинг, психокульты, разные «тренинги личностного роста» и «повышение внутреннего потенциала», и т.д.
Отдельно следует упомянуть неоязычество. Хотя число тех, кто лично состоит в неоязыческих сектах достаточно невелико, по всей России их, может быть, пять тысяч человек — сама эта идеология распространяется очень широко, тут уже счет идет на десятки, если не сотни тысяч. В том числе, людей, разделяющих такие взгляды, немало в силовых структурах, это также внушает определенные опасения, об этом нужно говорить.
Такие увлечения строятся на псевдоисторических концепциях, на фейках, которые сочиняются в громадном количестве, и могут, к сожалению, казаться весьма привлекательными многим людям, не имеющим представления о том, что такое история. Особенно в нынешней непростой ситуации, когда людям говорят, что все наши проблемы — из-за христианства, а без него, дескать, Русь была великой державой, создала цивилизацию, владела всем миром. Что Лондон был основан славянами, и на самом деле его название означает «лоно Дона», что Иерусалим тоже в своем названии имеет корень «Русь», и т.д.
Мы смеемся над украинскими националистами, над их рассказами о том, как древние «укры» построили египетские пирамиды и выкопали Черное море. Но ведь и наши неоязычники недалеко от них ушли.
— Куда может обратиться тот, чьи близкие оказались вовлечены в секту? Где можно получить в таком случае помощь?
— На сайте Центра свт. Иринея есть список наших коллег в разных городах страны, и нужно обратиться к тем, кто находится ближе. На этом же сайте есть общие рекомендации о том, что в такой ситуации можно сделать, чего делать ни в коем случае нельзя. Дальше советы уже должен давать специалист по каждому конкретному случаю.
— Вы много ездите по стране, выступаете. Кто чаще приходит на встречи с Вами? О чем там спрашивают (и о чем не спрашивают, а хотелось бы, чтобы спросили)?
— Чаще всего меня приглашают поговорить о сектах, и на встречах спрашивают о них. Хотелось бы, конечно, больше говорить об истории, показывать ее связь с современностью. И заниматься миссией и катехизацией.
Когда я выступаю перед студентами, всегда стараюсь перевести разговор на современные темы. Говорю им: сейчас у вас есть уникальный шанс узнать о религии, о Православной Церкви все, что вы хотели узнать, но боялись спросить. Существует множество стереотипов и устоявшихся заблуждений в отношении Церкви. А если эти вопросы задают, можно объяснить людям, что все обстоит не так, как они думали. И очень часто они радуются, узнав об этом.
— Каких знаний не хватает больше всего?
— В первую очередь — знаний о Священном Писании. Многие готовы его критиковать, но мало кто перед этим его читал. Не хватает знаний об истории. Многие, например, верят в рассказ о «кровавом крещении Руси огнем и мечом», приходится объяснять, как обстояло дело в реальности, и откуда взялись такие ложные представления.
Часто люди задают вопросы о каких-то церковных обычаях? И очень удивляются, узнав, что наша вера не про свечки или обязательные платки на голове. А недавно, один студент-технарь задал вопрос не в бровь, а в глаз: «Зачем люди верят в Бога?», что дало возможность начать настоящий серьезный разговор о главном, к которому подключилась вся аудитория.
— Вы следите за тем, что происходит в современном западном мире? Как меняется там отношение к религии?
— Западное общество стало постхристианским, отчасти уже и антихристианским, и почти никто там не заметил, как это произошло. А случилось это как в пресловутом примере с лягушкой: если ее посадить в горячую воду, она выскочит, а если подогревать потихоньку — не заметит, как сварится.
На Западе эти изменения произошли в течение последних 30-40 лет. Тихая и терпимая политкорректность за эти годы превратилась в зубастого монстра. Готовая мгновенно загрызть любого несогласного. Люди не заметили, как их лишили возможности выражать свое мнение. Можно тихо жить, частным образом, не соглашаясь с современной повесткой дня — но если начнешь об этом говорить, тут же нарвешься на массу неприятностей. Не обязательно это будет суд, тюремное заключение (хотя, и они не исключены) — но хотя бы потеря работы. В обществе, где люди живут в долг, постоянно выплачивая проценты — это может быть угрозой для благосостояния, и даже для выживания человека.
— Могла бы наша страна стать ориентиром, центром притяжения для людей со здравой системой ценностей во всем мире?
— Для этого нам самим надо жить христианской жизнью! Сейчас мы от нее весьма и весьма далеки. Достаточно посмотреть на статистику абортов. Или на множество шарлатанов, шаманов и гадалок в эфире Первого канала, которых там постоянно показывают.
Невольно вспоминается Ветхий Завет: когда еврейский народ начинал обращаться к звездочетам и гадателям, он терпел поражения от врагов. Когда народ обращался к Богу — были победы.
Беседовал Илья Агафонов/Православное книжное обозрение