Наша задача — актуализация христианства

Наша задача — актуализация христианства

Одно из самых громких и узнаваемых имён на рынке православной литературы – издательство «Никея». Сегодня мы беседуем с главным редактором «Никеи» Николаем Бреевым


- Здравствуйте, Николай. Расскажите, пожалуйста, кем, когда и как было основано издательство «Никея».

- Издательство основано в 2008 году, его основали двое прихожан Храма Рождества Богородицы в Крылатском. Соответственно, нашей задачей было разработать нишу современной модной и актуальной православной литературы.

- А с чьего из священноначалия благословения было создано издательство?

- Издательство было создано при храме. Достаточно скоро, правда, статус этот оно переросло, и стало независимым брендом на рынке, поэтому большинство проектов религиозных мы отдаем на гриф Издательского совета, а какие-то проекты к нам приходят просто от знакомых священников, архиереев и т. д. Но в целом, конечно, мы начали свою работу с идеи миссии.

- Издательство является исключительно религиозным? Или «Никеей» выпускается и светская литература?

- На сегодня большая часть выпускаемой литературы религиозная, но мы также разрабатываем и другие направления, и в скором времени будем запускать новые линейки. В частности, в 2017–2018 году мы активно выпускали детские книжки, привязанные к религиозной тематике.

- Какие авторы являются главными для издательства? Кто из них выражает главную идею?

- С 2018 года один из лидеров продаж православной линейки — архимандрит Андрей Конанос. Спрос на его книги отражает запросы и интерес со стороны читателей к открытому, свободному диалогу о вере, о том, каким образом в современных реалиях не просто быть верующим по традиции, а искать свой личный путь.

- Какие книги издательства вы бы посоветовали прочесть в первую очередь?

- В первую очередь – вышеозначенный автор, он очень легкий и доступный, и, в принципе, достаточно понятно говорит о сложных вопросах, и очень много камней преткновения разбирает в религиозном аспекте. Посоветовал бы читать Антония Сурожского, книги Саввы Мажуко. Смотря, какой запрос. Если это запрос, связанный с какими-то практическими проблемами в семье или личностном росте, то очень у нас очень большой выбор, и надо смотреть точечно, что именно, какой запрос у конкретного человека. Но, в общем, наверное, вот три автора, которые на сегодня отражают самое актуальное.

- В чем заключается почерк издательства? Может быть, художественное оформление? Какой-то посыл, какой заложен в книгах?

- Почерк — во-первых, внимание к деталям. Наши редакторы детально и профессионально подходят к каждому проекту. Мы уделяем большое внимание и тексту, и визуальному оформлению, обеспечивая качество, которое нас, наверное, и отличает. Очень важен, конечно, дизайн, потому что он задает определенный тон и тоже раскрывает наш подход к теме. Наша задача — это актуализация христианства.

Мы стараемся каждый свой проект продумать, отвечая, в первую очередь, на вопрос, зачем он нужен читателю, какую пользу, эмоцию, навык он принесет. Мы очень внимательно работаем над визуальной стороной, зачастую у нас идут достаточно жаркие споры на эту тему. Приводятся разные гипотезы о том, каким образом должна выглядеть обложка, и в целом оформление той или иной книги. Плюс серьезный отбор и выбор темы и авторов. Мы не переходим никогда грань, за которой издавать можно всё подряд. Для нас очень важно, чтобы произведение автора не было переливанием из пустого в порожнее, чтобы он приносил какую-то свою добавочную стоимость, смысловую ценность.

- Кстати, об обложках и вкусах закупщиков. Многие ваши книги отличаются по дизайну от книг, издаваемых другими православными издательствами. Сталкивались ли вы, в связи с таким подходом, с проблемами распространения своих книг в приходах?

- У нас вообще, в принципе, практически нет провокационных обложек. И такой инструмент, как провокация, мы не используем. Проблемы возникают, но не очень часто. С другой стороны, есть аудитория, которая боится всего нового, и считает, что православная традиция — это уход от современности в некую свою неразвивающуюся визуальную систему знаков. И там очень комфортно, в византийских узорах, в какой-то старой графике. Такая аудитория, возможно, наши книги может и не воспринять, хотя мы сами активно используем, актуализируем, осовремениваем в том числе и визуальные традиции русской иконописи и всего того, что есть в замечательной и богатой традиции Церкви.

- Как Вы считаете, с чем связан успех издательства? Почему покупатели обращаются именно к вашим книгам?

- Мы достаточно хорошо попали в практически отсутствующую нишу в 2008 году. Соответственно, тогда было очень много литературы для внутреннего употребления и достаточно небольшое количество книг, которые пытались говорить на современном языке (и визуальном, и художественном) о тех проблемах, которые волнуют человека либо верующего, либо ищущего духовного пути. Поэтому мы, наверное, были одними из первых, кто поставил себе задачей установить мостик между основной аудиторией и аудиторией ищущей.

- Каковы сегодня проблемы распространения книг на светском и церковном рынке? Отличаются ли они в Москве и в регионах?

- Если говорить в целом о книжном рынке, то есть ощущение, что чтение становится атрибутом далеко не каждого человека, неким элитарным занятием, и в основном тех людей, которые заинтересованы в личном и духовном развитии. За последние пять лет на светском рынке можно видеть всплеск интереса к прикладной тематике, деловой литературе, литературе по личному развитию. Все это отражает некий более прикладной запрос к книге. Книга как возможность убить свободное время сейчас уходит в прошлое.

Ценятся качественные проекты, наполненные, ценностные, важные для своего читателя. Есть, конечно, аудитория любителей интеллектуального чтения, которое является для них исключительно интеллектуальным удовольствием, но это не очень большая читательская ниша. Если говорить о том, где сейчас сконцентрирован основной рост книжного рынка, то он там, где есть экономическое развитие: Москва, крупные города, где фиксируется движение людей в сторону от выживания к развитию. Мы это видим также и на православном рынке. В целом в регионах идет падение экземплярных продаж книг. Связано это, наверное, и с ростом среднего чека, т. е., книги становятся дороже. А низкокачественная, дешевая литература по-прежнему имеет своего читателя, но эта аудитория сужается.

- Как Вы думаете, связана ли проблема книгораспространения с появлением электронных книг и Интернета?

- Пиратство действительно вносит свои коррективы. Достаточно большое количество книг, выложенных в электронном виде, скачивается бесплатно, с одной стороны. С другой стороны, мы видим тенденцию достаточно серьезного роста электронных книг на светском рынке, именно продаж электронных книг. И с каждым годом читатель становится все более ответственным, предпочитая потратить не очень большую сумму на покупку, нежели чем на неблагодарное дело неуважения к чужому труду, когда берется бесплатно то, что является трудом многих и многих людей.

Но в целом я бы не сказал, что пиратство внесло какой-то фундаментальный вклад в политику книжного рынка, потому что здесь, скорее, проблема ухода тотального чтения и той читательской аудитории, которая приходила за развлечением, в какие-то другие продукты — Интернет, кино, сериалы и т. д.

- Для вашего издательства легче распространять светские книги или все-таки церковные?

- Исторически нам легче распространять церковные книги. Но, с другой стороны, более понятно и прозрачно работает светский книжный рынок. С этой точки зрения там достаточно понятные законы и механизмы работают рыночные, в то время как на православном рынке очень часто на принятие решений о закупке действуют вкусовые предпочтения. Может быть, кому-то просто не нравится обложка или название, безотносительно даже содержания. В то время как на светском рынке не столько значим контент, сколько значим спрос на него. С одной стороны, это имеет свои минусы, когда какая-то откровенная ерунда может попасть на полки и хорошо продаваться. С другой стороны, это позволяет нам, как издателям, больше контактировать с реальным читателем, нежели чем с закупщиками, вкусовые предпочтения которых достаточно сложно спрогнозировать.

- И последний вопрос, наверное, об издательских планах. Какие новинки «Никеи» ждут читателей в будущем году?

- У нас достаточно обширные планы. Каждый год мы выпускаем от 70 до 100 новинок, именно новых наименований, в разных нишах и в разных тематиках. И 2019 год – не исключение. И на 2020 год мы также ставим в планы развитие и в религиозной линейке, и также мы будем развивать литературу для менее воцерковленного читателя, который хочет найти смыслы и ценности в своей жизни, открыть нечто, что может быть источником для его внутреннего и духовного роста… Постараемся совместно с ним открыть ему какие-то новые горизонты возможностей в этой жизни.