Небесные покровители семьи: правда и мифы о святых Петре и Февронии

Небесные покровители семьи: правда и мифы о святых Петре и Февронии

Пример благоверных князей Муромских крайне важен для сохранения семьи, любви и верности, столь стремительно утрачивающих былую ценность в условиях XXI века. 

С 2008 года день благоверных князей Петра и Февронии Муромских отмечается как официальный всероссийский праздник — День семьи, любви и верности. Веками в начале июля к мощам этих святых в Муром стекались тысячи паломников, а теперь этот праздник также получил и светское значение. Тем не менее вокруг этих угодников Божиих накопилось немало мифов, которые сегодня активно используются в антицерковной критике.

О подлинном облике святых Петра и Февронии, а также о том, почему именно они были избраны Русской Православной Церковью в качестве Небесных покровителей христианской семьи, Царьград побеседовал с автором посвященного им исследования, вышедшего в серии «ЖЗЛ», доктором исторических наук, профессором исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Дмитрием Володихиным.


Царьград: Для начала хотелось бы понять, кто же такие житийные благоверные князья Петр и Феврония. Действительно ли это муромский князь Давыд Юрьевич и его супруга Ефросиния?

Профессор Дмитрий Володихин: Бесспорно то, что Петр и Феврония Муромские — это не какая-нибудь байка, не легенда, а реальные исторические персонажи. Но насчет того, кто это, в исторической науке идет дискуссия. Некоторые считают, что благоверный князь Петр — муромский князь Давыд Юрьевич. Другие уверены, что он — один из князей XIV века, правивших в Муроме, связанный родством с семейством дворян Овцыных. Третьи думают, что он — один из выдающихся князей этой земли XII века Ростислав Ярославич. То есть, иными словами, мы не знаем точно, с кем из князей Муромского дома Рюриковичей соотносить князя Петра, канонизированного Церковью. Но нет никаких оснований сомневаться в том, что это историческое лицо.

Ц.: Таким образом, если мы знаем жизнеописание князя Муромского, князя Давыда Юрьевича, его супруги и других людей, с которыми соотносится житийный князь Петр, то нет никаких оснований утверждать, как это сегодня часто делается, что у святых Петра и Февронии не было детей?

Профессор Володихин: И тут все достаточно четко. В житийной повести о святых Петре и Февронии, составленной в XVI веке, скорее всего, Ермолаем-Еразмом, монашествующим московским книжником, нигде не сказано, что у них не было детей. Святые Петр и Феврония приняли иноческий постриг незадолго до кончины. А все время от заключения брака и до пострига они были мужем и женой. Не сказано, что они принимали какие-то обеты воздержания. И если мы соотносим их с теми историческими персонажами, которых я перечислил, то у Давыда Юрьевича дети были, у Ростислава Ярославича дети были. И только в одном случае — у князя XIV века — детей не было. И то мы это знаем не вполне достоверно. Поэтому, если относиться к источникам корректно, то более вероятно, что все-таки у них было потомство.

Ц.: Пройдемся немножко по Житийной повести о святых Петре и Февронии. Критики часто издеваются, мол, что это за змий, против которого сражался князь Петр, от отравленной крови которого князь заболел, а в итоге был исцелен благоверной Февронией? Как Вы, историк, но при этом воцерковленный православный человек, относитесь именно к этой детали Жития?

Профессор Володихин: Конечно же, здесь речь идет не о каком-нибудь древнем ящере или ожившем птеродактиле. Житийная повесть о святых Петре и Февронии, составленная в XVI веке, носит признаки постоянного использования христианской символики. И под змеем здесь выступает порождение преисподней, возможно, даже сам падший ангел, который соблазняет героев и ведет их по неистинному пути. А брань, которую они ведут с ним, не есть действительный поединок мечника с зубами дракона, но брань христианина, который пользуется мечом словесным, с соблазнами, исходящими от сатаны и его прислужников.

Ц.: Другой объект критики — это сама история знакомства и брака святых. Почему-то считается, что та часть их житийной повести, где сама Феврония как бы принуждает князя Петра на себе жениться, противоречит христианскому восприятию брака. Как здесь быть?

Профессор Володихин: И здесь нет никаких противоречий. У христианина есть два пути: брак и монашество. Никто не говорит, что Петр и Феврония изначально замышляли монашество. А для мужчины и женщины в таком случае остается путь брака. И если кто-то его избегает, как это было изначально с князем Петром, то это неправильно. Более того, существует даже правило Трулльского собора, в котором сказано, что здоровый мужчина или женщина, избегающие брака, но при этом не принимающие монашества, осуждаются Церковью. Все это просто-напросто путь к разврату. Поэтому попытки князя Петра этого брака избежать просто получили в ответ вразумление от самого Господа, шедшее через Февронию. Он на ней женился, и брак его очистил: от дурных помыслов и от неверного пути в этой жизни.

Ц.: Достаточно интересный момент с описанным в Житийной повести боярским бунтом, учиненным против князя Петра. Что это? Некая экстраполяция XVI века, связанная со сложными отношениями царя Иоанна Васильевича Грозного с боярами?

Профессор Володихин: Скорее всего, да. Но учтите, Ермолай-Еразм был книжник, и ему были открыты хронографы, которые повествуют о судьбе русских князей и византийских императоров. Поэтому, помимо того, что происходило перед его взором в этой реальности, он имел еще огромное количество исторических примеров. И в составленной Житийной повести он показал, что всегда существует опасность из-за греха гордыни впасть в мятеж, восстать против своего государя; Господь все равно смирит и приведет восставших к правильному положению вещей, но через боль и потери.

Ц.: Тем не менее есть и святые Димитрий Донской с Ефросиньей Московской, и другие благочестивые пары, которых тоже можно было бы избрать в качестве Небесных покровителей семьи, брака и супружеской верности. Но почему, на Ваш взгляд, Церковь выбрала именно Петра и Февронию?

Профессор Володихин: Почитание этой святой четы сложилось издревле, даже не в XVI веке, а гораздо раньше. И эта историческая традиция почитания благоверных князей Петра и Февронии как покровителей семьи есть не изобретение нашего времени, а уходит корнями в русское Средневековье. Просто позднее Церковь и христианское сообщество России воспользовались тем, что уже есть, ничего не придумывая, ничего от себя не добавляя.

Ц.: В чем же вообще суть их жития, в том числе того же жизнеописания, которое вы достаточно подробно привели в своей книге, вышедшей в серии «ЖЗЛ»? В первую очередь для современных людей XXI века, к сожалению, зачастую невоцерковленных?

Профессор Володихин: Суть очень проста. Христианину дается аванс. А окончательная желанная награда — спасение души. Аванс — это Крещение. Между Крещением и смертью жизнь может длиться долгие десятилетия, быть тяжелой, опасной, нагружать огромным количеством соблазнов, в ней чередуются грехопадения и восстания от греха. Автор повести говорит с читателями: вам как христианам обязательно выпадут испытания, и они затронут вашу семью. Посмотрите на святых Петра и Февронию. Как они испытывались, как страшно они испытывались! Их изгнали, но тем не менее они не разрушили брака перед лицом Бога. Их унижали, их хулили, но они не отступились от того, что является их христианским долгом. Учитесь у них, претерпевая тяготы и лишения, борясь с соблазнами, все равно оставаться добрыми христианами, все равно строить свою жизнь на основе веры, а не на основе мимотекущих сегодняшних интересов.

Ц.: В 2008 году официально на государственном уровне был установлен День семьи, любви и верности, приуроченный как раз ко дню благоверных Петра и Февронии. Уже, наверное, сотни скульптурных изображений этих святых есть в разных городах. На Ваш взгляд, насколько важно установление этого праздника на государственном уровне?

Профессор Володихин: Хороший праздник. И в большинстве своем неплохие памятники, а в паре случаев — даже талантливые. Знаете, пусть лучше наши города украшаются символами супружеской любви и верности, чем какой-нибудь ерундой вроде бесчисленных и вызывающих сейчас только смех памятников Владимиру Ильичу. Поэтому я, безусловно, без единой оговорки положительно отношусь и к этому празднику, и к этим памятникам.


Царьград