«Они пишут стихотворные тексты, посвящённые православной тематике и пронизанные духом православия…»
Людмила Вязмитинова - организатор и член жюри Международного конкурса современной духовной художественной литературы «Молитва», известный литературный критик, поэт
- Людмила, Вы как руководитель литературных фестивалей, клубов, мастерских хорошо знаете современное литературное пространство. Особенно поэзию. Скажите, с Вашей точки зрения, можно ли в настоящее время говорить о развитии православной поэзии как части современной русской литературы?
- Я руковожу сейчас литературным клубом «LitClub ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД», фестиваль, который он проводит – «Поэзия со знаком плюс» и литмастерская «Личный взгляд». Но литпространство я действительно стремлюсь отследить настолько широко, насколько это возможно в наше время бесконечных дроблений и самоизоляций. И на Ваш вопрос отвечу утвердительно: да, вполне. С одним уточнением: это не тексты о православии, а тексты авторов, принадлежащих православной культуре, в которых достаточно чётко проявлена эта принадлежность. В своё время я участвовала в фестивалях, которые приводил известный специалист в области религиозной поэзии Борис Колымагин, но там речь шла о поэзии духовного поиска. Эта тема гораздо шире, но и на тех фестивалях было очень много стихов, посвящённых православной тематике. Со времени 1990-х – времени возвращения православной культуры в широкий обиход жизни нашего социума, прошло уже много лет. Сейчас знание этой культуры и жизнь в соответствие с её требованиями и установками стало нормой, пусть даже далеко не все называющие себя православными христианами, соблюдают всё и должным образом, чтобы этой норме соответствовать. А поэты – это неотъемлемая составляющая социума, в том числе исповедующего православие, и сообразно этому они пишут стихотворные тексты, посвящённые православной тематике и пронизанные духом православия. Лет пять назад мне довелось быть в жюри конкурса, проходящего в рамках фестиваля «Под небом рязанским» (куратор – Людмила Салтыкова), и там была номинация «религиозная поэзия», и среди отнесённых к этой номинации стихотворений – а их было очень много, и они хорошо встречались залом на чтениях фестиваля – были очень неплохие, как отражавшие дух православия, так и непосредственно посвящённые православной тематике.
- Скажите, сами понятия «духовная литература», «православная поэзия» как они воспринимаются сейчас в литературном сообществе?
- По-разному, конечно, но, как я уже говорила, эпитет «духовная» сильно расширяет круг рассматриваемых произволений, но и та, и другая занимают своё законное и никем не оспариваемое место в литературном пространстве. Другой вопрос, что сегодня это пространство сильно разобщено, и отдельные его составляющие могут мало соприкасаться друг с другом, а насельники этих составляющих плохо представлять, чем там занимаются авторы. А ведь есть ряд авторов православной тематики, которых можно назвать признанными авторитетами. Например, о. Сергей Круглов, о. Константин Кравцов, Светлана Кекова, Елена Лапшина, Наталья Черных… Но вообще-то поэзия наших батюшек – отдельный разговор.
- Вам не кажется, что молодые поэты даже чаще более органично и свободно рассказывают в своих произведениях о вере в Бога, чем их старшие товарищи?
- Не соглашусь – тоже по-разному бывает. Другой вопрос, что молодые пишут сообразно своему времени, точнее, сообразно той ситуации, которая соответствует их времени. Может быть, более спокойно, с большим пониманием сути церковной жизни и сообразно тому, какая она сейчас. Да и возможности узнать о сути православной культуры и церковной жизни у них больше – вон сколько соответствующей литературы выпускается, идёт насыщенная церковная жизнь, свободно и комфортно можно посещать святые места. А уж просто духовной литературы – огромное количество.
- Как Вы думаете, в чём может быть самая главная польза от проведения конкурса духовной художественной литературы?
- На мой взгляд самая главная – привлечение к ней внимания широкой публики, поскольку она явно нужна гораздо большему кругу людей, чем те, кто сегодня реально с ней соприкасается. Это включает в себя и привлечение средств в эту сферу, и возможностей её донесения до широкой публики, и привлечения литературоведческих и критических сил для её осмысления.
- Чего Вы хотели бы пожелать участникам конкурса «Молитва»?
- Прежде всего – хороших соперников по конкурсу. Это позволит приобщиться к корпусу хорошей поэзии авторов-единомышленников, получить радость от их текстов, от знакомства с ними и от ощущения, что каждый – это частичка большого коллектива, делающего нужное себе и другим дело. Ну и конечно – победы!
Беседовала Ирина Ордынская