9 августа – день памяти великомученика Пантелеимона Целителя, одного из самых почитаемых христианский святых. Он скор на помощь при болезнях, в экстремальных ситуациях на грани жизни и смерти. Этот безмездный врач олицетворяет для нас милосердие и любовь. Об этом рассказывает писатель Константин Ковалев-Случевский – автор книги о Пантелеимоне Целителе, недавно вышедшей в серии «ЖЗЛ»
– Константин Петрович, есть много рассказов о чудесной помощи Пантелеимона Целителя. Какой историей вы можете поделиться?
– Это случилось недавно: у знакомых тяжело заболел маленький ребенок. Врачи не понимали, что происходит: малыш был настолько плох, что буквально таял на глазах, а точный диагноз не могли поставить. Кто-то из близких посоветовал им обратиться за помощью к Пантелеймону Целителю. Мои знакомые – люди современные, успешные, не склонные к экзальтации. Но кто-то им дал масло из лампады от иконы Святого Пантелемона, и они стали растирать им ребенка. И случилось чудо: в течение короткого времени, буквально за неделю, младенец пошел на поправку. Это реальная история. И произошло еще удивительное совпадение: я, еще не зная о случившемся, подарил этой семье свою только что вышедшую книгу о Пантелеймоне Целителе. Мои знакомые сильно удивились этим событиям, и относятся к этому, без сомнения, очень серьезно. Кстати, подобный случай известен в недавней истории, он связан с именем преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны. В основанной ею Марфо-Мариинской обители заболела сестра по имени Стефанида. Ей требовалась операция – трепанация черепа. Такое заключение, по просьбе супруги генерал-губернатора Москвы, дали самые лучшие нейрохирурги. За день до операции Великая княгиня послала Стефаниду в московскую часовню Святого Пантелеимона у Китай-города. Там афонский старец помазал голову сестры елеем из лампады от афонской иконы великомученика Пантелеимона Целителя. На следующий день операцию отложили и потом вообще не стали делать. Все прошло.
– Пантелеимон Целитель – один из самых популярных святых в христианском мире. Как это объяснить?
– Еще до написания книги меня удивляло: в какой православный храм не придешь, увидишь икону Пантелеимона Целителя – может быть не в центре, а где-то в уголке – почти всегда есть его образ. Он так же популярен, как Николай Чудотворец или Сергий Радонежский. В чем дело? Почему такое внимание к нему? Ответ лежит на поверхности – проблемы, связанные со здоровьем, затрагивают всех. У каждого человека дома есть аптечка, люди часто разговаривают о болезнях, лекарствах, о старости, о дряхлении организма. Некоторые круглосуточно принимают горстями таблетки. У жизни есть временной срок. Что для нас важнее – поправить здоровье, «подлатать организм» или по-настоящему излечиться? Многие постоянно ходят по врачам и при этом не могут одолеть недуг, потому что очень часто проблемы со здоровьем имеют духовное измерение.
– Как христианин должен воспринимать болезнь?
– Столетиями христианские подвижники говорили, что источники болезней идут от эпидемии зла, которая возникла после грехопадения. После этой катастрофы человек стал смертным, подверженным недугам. Христиане понимают, что в основе болезней лежит грех. И для излечения важно не только принимать лекарства, нужна и духовная работа, как говорят старцы – молитва, пост и покаяние. Надо искать источник болезни, ее корень. Тогда возможно излечение, а не просто временное преодоление недуга. Мы знаем, что многие святые исцеляли больных и даже воскрешали людей. Как сказано в Евангелии от Матфея: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте». Это потрясающая фраза говорит о том, что Главный врач в нашей истории, в мироздании и нашей Вселенной – это сам Иисус Христос. Слова «даром получили, даром давайте» имеют прямое отношение к Пантелеимону Целителю. Он не брал денег за лечение, был безмездным врачом, бессребреником.
– Бескорыстие – говорит о чистоте души и любви к людям?
– Врач, который лечит за деньги, заинтересован в том, чтобы пациент ходил к нему как можно дольше и оставлял плату. А бескорыстный врач заинтересован в том, чтобы человек излечился как можно быстрее. С античных времен существует клятва Гиппократа, врачи клянутся, что не будут причинять вред больному и выполнят свой профессиональный долг. А что важнее: клятва или заповедь любви к ближнему, о которой говорится в Евангелии? В Священном Писании можно встретить фразу: «не клянитесь»! Мы знаем, как легко бывает нарушать клятву. Тот же апостол Петр клялся, что будет следовать за Христом, но в минуту слабости и малодушия нарушил свое обещание. Клятва помогает лечить, а любовь – излечивает. Исполняя заповедь любви к ближнему, можно побороть болезнь.
Пантелеимон Целитель был очень молодым человеком, когда на рубеже III и IV столетия нашей эры постигал медицинскую науку своего времени. Он был лечащим врачом императора Максимиана (Галерия) и пользовался его доверием. Такое особое положение вызывало зависть и ненависть со стороны целого штата придворных лекарей, которые лечили за деньги. Пантелеимон многим мешал. И на него состряпали донос: его обвинили в колдовстве, что, конечно, было совершенно невозможно для христианина. А потом Пантелеимон попал под гонения, которые шли против христиан. И принял мученическую смерть. Предположительно, ему было всего 29 лет.
– Христианство оказало влияние на становление медицины?
– Христиане стали создавать госпитали, где собирали больных и лечили их, особенно, во время эпидемий. Благодаря тому, что верующие во Христа поддерживали друг друга, они были более жизнеспособными в ситуации испытаний. В языческой Римской империи во время пандемии середины III столетия вымерла половина всего населения. С христианством появилось представление о милосердии и благотворительности – в новом понимании, не как обязанность – что существовало в античности, а как сочувствие, сострадание и любовь. Все это постепенно трансформировало языческую Римскую империю в христианскую Римскую – Византийскую империю. Пантелеимон жил как раз в эти переходные времена.
– Пантелеимон Целитель не пренебрегал научными знаниями?
– Он был высокообразованным медиком, наследником всего опыта античной медицины. Многие рецепты медики в Древнем Риме держали в секрете, на этом зарабатывали деньги. Мы и в наше время видим, что врачи не любят делиться своими знаниями, не всегда объясняют пациенту, что с ним и как его будут лечить. Иногда просто выписывают лекарство, а потом говорят: «Время приема истекло». Как говорят, сегодня спасение утопающих дело рук самих утопающих. Пантелеимон Целитель был как раз идеалом врача, образцом человеколюбия. Он стоит в одном ряду с апостолом Лукой, тоже медиком, врачевателями-бессребрениками Космой и Дамианом, святителем Лукой (Войно-Ясенецким).
– Что можно рассказать об особенностях иконографии Пантелеимона Целителя, его образах в живописи?
– На иконах его изображают юношей с копной густых курчавых волос. Он держит в руках ложечку – лжицу, сосуд или шкатулку с лекарствами. Одна из самых известных икон – житийная икона с клеймами была создана в XIII веке, она находится в монастыре святой Екатерины, на Синае, в Египте. Христианский путь великого святого начался с чуда. Молодой врач Панталеон, это имя значит «во всем как лев», шел по улице и увидел лежащего ребенка, укушенного ядовитой змеей. Он в отчаянии обратился к Богу, чтобы Христос спас этого ребенка. И в то же мгновение ребенок ожил. И это настолько потрясло молодого врача, что он внутренне преобразился, принял крещение и получил новое имя Пантелеимон, что означает «всемилостивый». В Венеции есть храм святого Пантелеимона – собор Сан-Панталон. Там висит огромная картина Паоло Веронезе, которая изображает преображение Пантелеимона. И там же в этом храме есть потрясающие гигантские потолочные росписи, посвященные святому Пантелеимону, его мученическому пути. Почитание этого безмездного врача огромно и в Италии, и во Франции, и в Германии, и в Испании, и в Португалии.
– А как пришло почитание этого христианского подвижника в нашу страну?
– Почитание Пантелеимона Целителя на Руси известно с конца XI века. Оно постепенно проникало из Византии и Западной Европы: стали появляться его иконы, росписи в храмах и обителях. Например, в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде при входе есть большая фреска с изображением святого Пантелеимона и хранится икона с мощевиком-реликварием, привезенная с Афона.
В 1862 году в Россию с Афона из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря приехал иеромонах Арсений (Минин) с частицей мощей великомученика и объездил много городов нашей страны. Тогда проводились крестные ходы, совершались исцеления. После этого началось массовое почитание Пантелеимона. В Москве была построена огромная четырехэтажная часовня Пантелеймона Целителя на пересечении Никольской улицы с Лубянской площадью. В этой часовне находилась чудотворная икона, которую оставил афонский монах. К сожалению, в 1934 году часовню разрушили. Но икону, слава Богу, спасли. Сегодня она находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках.
– Как почитание Пантелеимона Целителя отразилось в русской культуре?
– В 1866 году Алексей Константинович Толстой написал стихотворение «Пантелей-целитель».
Государь Пантелей!
Ты и нас пожалей,
Свой чудесный елей
В наши раны излей.
Сергей Рахманинов создал на этот текст музыкальное произведение для хора. Оно почти не исполняется. Вот Московский Синодальный хор предполагает это вскоре сделать.
У Чехова была маленькая нательная икона Пантелеимона Целителя в серебряной оправе – эту святыню ему подарил отец.
Николай Гумилев в годы Первой мировой войны написал стихотворение «Видение», где к лирическому герою, который «лежал истомленный на ложе болезни» приходят святой Пантелеймон и Георгий Победоносец – они приносят ему исцеление, ободряют его. В уста безмездного врача Пантелеимона поэт вкладывает такие слова:
«Бессонны твои покрасневшие вежды,
Пылает и душит твое изголовье,
Но я прикоснусь к тебе краем одежды
И в жилы пролью золотое здоровье…».
Прозаик Борис Зайцев оставил книгу путевых очерков о посещении Афона. Там он, в частности, пишет об особом почитании русскими людьми святого врача, отмечает, что нам свойственна «карамазовщина» и потому «более чем кому-либо нужна целительная ложечка св. Пантелеймона».
– Свою книгу о святом враче вы писали, когда мир переживал эпидемию ковида. Здесь есть какой-то символизм?
– У моей книги «Пантелеимон Целитель» есть подзаголовок: «Врачевание души и пандемия добра». Давая такое название, я пытаюсь сделать отсыл к переживаемой в течение нескольких лет эпидемии ковида, которая имеет свойства волнообразно возобновляться. Пандемия еще не закончилась, с ней связано много планетарных потрясений, разных социальных ограничений. Напомню, что похожая эпидемия сменила Римскую империю на Византийскую. И сегодня мы стоим у черты тяжелых немирных потрясений, угрожающих существованию всей нашей цивилизации. Что-то во время пандемии вдруг меняется в сознании людей. Современный человек, привыкший к комфорту, вдруг вновь стал понимать: насколько он уязвим перед лицом опасных болезней или ранений. И личность святого Пантелеимона в этих обстоятельствах становится особенно притягательной. Мы все нуждаемся во врачевании души, и на любую эпидемию можем отвечать «пандемией добра». Наверное, многие верующие люди могут рассказать свою историю, как они получили поддержку от этого христианского подвижника. Пантелеимон Целитель скор на помощь при самых разных недугах, является покровителем медиков, воинов, спасает от несчастных случаев, утешает при страданиях от одиночества. В православии его имя призывается при совершении таинства Елеосвящения, во время освящения воды и в молитве за больных.
Беседовала Татьяна Медведева/
Православие.ru