Поэзия Лермонтова – путь в русскую героику

Орлов Александр
Поэзия Лермонтова – путь в русскую героику
Фото: Сергей Ломов

- Александр Владимирович, есть ли в ваших стихах невольные, а, возможно, сознательные отсылки к поэзии Лермонтова?

– Безусловно, но я бы уточнил, что не конкретно в каких-либо стихотворениях, а, например, в сборнике «Кимера», за который я был удостоен Лермонтовской премии. Когда вышла эта книга, я втайне надеялся, что хоть кто-то в отзывах, которых было немало, заметит перекличку с Михаилом Юрьевичем. Радует, что это смогли увидеть его земляки, причастные к Всероссийской премии имени Лермонтова. Вы знаете, каждый из нас проходит первичный этап социализации, то есть семейного дошкольного образования, и этот этап у меня, как я полагаю, и у многих ребят в СССР, начинался с русских народных сказок, сказок Пушкина. Но дверь в русскую героику открывал Лермонтов своим великим стихотворением «Бородино»! В этом сражении принимал участие тезка великого поэта – будущий адмирал русского флота, мичман Михаил Лермонтов, под командованием которого три десятка добровольцев из Гвардейского экипажа отсекли передовые части дивизии Дельзона и закрыли дорогу корпусу пасынка Наполеона неаполитанскому вице-королю Богарне.

Мой дед был участником Великой Отечественной войны, а бабушки – детьми этого трагического времени. Никто из них не получил высшего образования, но все читали наизусть и вслух стихотворение, сочиненное под впечатлением от генерального сражения Отечественной войны 1812 года. Это с самого раннего возраста произвело на меня глубочайшее впечатление, и мои две книги стихов «Епифань» и «Кимера» содержат стихотворения, посвященные самой страшной трагедии народоубывания в истории человечества. Это памятное обращение и к моим прадедам, погибшим в первый год войны под Ленинградом и Москвой, и ко всем, кого мы вспоминаем вечными строками:

– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…

- Чувствуете ли вы сами лермонтовское влияние на свою поэзию и какими предпосылками можете это объяснить?

– Так случилось, что предпосылок было немало. Мой покойный отец был историком и журналистом, и у него были увлечения, которые отчасти передались и мне. Его пристрастием была Отечественная война 1812 года, и одновременно он занимался военным мундиром русской армии. В доме у нас были каталоги XVIII и XIX веков, и к ним прилагалась цветная открытка, на которой красовался Михаил Юрьевич в форме корнета лейб-гвардии Гусарского полка. В детстве я не мог оторвать от нее глаз, мне казалось, что именно так выглядит настоящий герой, а ведь кроме стихотворения «Бородино» я еще ничего не знал, но мне казалось, что в этом образе существует тайна. Еще папа был специалистом по Шотландии, откуда происходил род Лермонтовых. Он любил стихи Роберта Бернса, которого в раннем возрасте переводил Лермонтов, а также изучал язык шотландских горцев, так называемых хайлендеров.


Я живу на Ленинском проспекте, будучи школьником, гулял с собаками по Нескучному парку с Владимиром Ивашовым, исполнителем роли Григория Печорина в двухсерийном фильме Станислава Ростоцкого «Герой нашего времени», и его супругой Светланой Светличной, которая играла в этой картине девушку-контрабандиста.

Но одно из самых важных событий произошло в Пятигорске в 2019 году, когда я был награжден статуэткой МСЛФ «Золотой Витязь» за сборник стихов «Епифань», а спустя некоторое время после этого Николай Петрович Бурляев предложил мне возглавить форум. Именно в Пятигорске в день рождения Лермонтова я для себя понял главное, после того как вечером с друзьями побывал на небольшой поляне возле северо-западного склона горы Машук. По моим ощущениям, предполагаемое место дуэли мистическое и зловещее, и у меня более нет никаких сомнений в спланированном убийстве Лермонтова. Я не оперирую фактами, но мое эмпирическое восприятие категорично. Вызвать храбреца на дуэль мог только человек, ощущающий разностороннюю и неимоверную поддержку. Не было дуэли, скорее всего был выстрел на изготовке. Это был самый удачный момент для поверенных сил зла. Поэтому далее от испуга содеянного, боязни справедливой кары было покинуто место, где убили поэта-фронтовика XIX века. Загадка убийства Лермонтова сопоставима с загадкой убийства Пушкина. По моему мнению, Лермонтов – единственный, кто открыто решился принять терновый венец русской поэзии, он осознавал, на что идет. Он не боялся смерти, а стыдился предстоящих попыток обесчестить его. Неуемная смелость поручика Тенгинского 77-ого пехотного полка в боях с воинственными мюридами Кавказского имамата – это жажда чистой смерти, попытка уйти от убийства и последующих многолетних интриг, окольцевавших и распинавших его имя. Смерть от сабли или пули горца подобна спасению чести. Это смерть христианина, смерть поэта, смерть воина, смерть дворянина.

- Ощущаете ли вы нравственную ответственность за то, что происходит и в столице, где преподаете, и во всей нашей великой стране?

– Подобная ответственность должна быть у каждого человека, проживающего в России. Наша Родина является общим домом. Я же не могу придерживаться одних мировоззренческих установок на уроках, которые веду в школе, и по-иному воспринимать историю и современные события во время поездок по стране. Мы не просто одна держава, в которой объединились представители разных народов и конфессий, мы единое целое, которое именуется русским миром, а он неимоверно многообразен. Потому ответственность – нормальное состояние русского человека. Лермонтов был ответственным человеком и безупречно смелым во всем.

- Каковы перспективы современной российской поэзии? Кого из поэтов вы можете порекомендовать для чтения молодежи?

– Поэзия бессмертна как бессмертна молитва, а русская поэзия настолько мощна, что помимо русских поэтов дала мировому сообществу огромное количество пишущих на русском языке авторов. Если говорить о современниках, то ими являются мои друзья: Владимир Костров, Виктор Николаев, Олеся Николаева и многие другие…

- Может ли подлинная поэзия составить конкуренцию массовой культуре?

 – Что касается конкуренции, то составить ее сегодня не может никто, и это исключительно из-за разнообразия форм. Массовая культура, как правило, характеризуется производством ради потребления и в большинстве своем не может содержать в себе духовную или нравственную часть. А подлинное искусство всегда элитарно, то есть консервативно и традиционно. Так было, есть и будет. Оно создается привилегированной частью общества и может получить широкое, массовое признание спустя длительное время. И это признание будет зависеть от общего уровня народного образования, который сам по себе является государственной задачей.

- Кого бы вы выделили из представителей вашего поколения в современной русской литературе?

– Возрастная периодизация поколения, как правило, условна, но если мы будем ориентироваться на рожденных в семидесятые годы XX века, то я бы выделил Анастасию Астафьеву, Арсения Замостьянова, Максима Замшева, Максима Лаврентьева, Алексея Шорохова, Сергея Шулакова…

- Как вам удается совмещать работу учителя истории, обществознания, литературы в столичной школе с подвижнической деятельностью директора Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь»?

– Гармонично! Мне не нужно раздваиваться, так как я ощущаю единение в любом деле, которое приносит пользу моему Отечеству, к тому же у меня прекрасные соратники: Василий Киляков, Владимир Крупин, Юрий Малягин, Дмитрий Мизгулин… Но я еще и классный руководитель кадетского класса. Как правило, ребята, мои ученики, участвуют в мероприятиях, которые проводят Издательский Совет Русской Православной Церкви и Международный славянский форум искусств «Золотой Витязь». Что духовно и нравственно обогащает, воспитывает и указывает на подлинные ориентиры. Представляете, что ощущали ребята на сцене рядом с Василием Лановым, Альбертом Лихановым, Виктором Потаниным, Юрием Соломиным…

- Длительное время вы сотрудничаете с Издательским Советом Русской Православной Церкви. Расскажите, пожалуйста, об этой деятельности.

– Мои коллеги и я трудимся под началом митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина), который является главой ИС РПЦ. Вы знаете, у нас много работы: ежегодно проводятся Международный детско-юношеский конкурс имени И.С. Шмелева «Лето Господне», Международный открытый конкурс «Просвещение через книгу», Международные литературные конкурсы имени Ф.М. Достоевского и С.Т. Аксакова, Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Но в работе единомышленников всегда присутствует чувство легкости, и я рад трудиться вместе с протоиереем Владимиром Вигилянским, иеромонахом Макарием (Комогоровым), Константином Ковалевым-Случевским, Вячеславом Лютым, Мариной Саввиных….

- Что на вас произвело самое большое впечатление в Пензенской области?

– Отвечу вам как директор Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь» и буду честен. На сегодняшний день я могу назвать немного мест в России, где бы проводилась такая масштабная работа, и это вдохновляет и вызывает уважение. Здесь, в центре европейской части России, работают Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», музей-усадьба В.Г. Белинского, Дома-музеи В.О. Ключевского и А.И. Куприна, музей А.Н. Радищева, Пензенский литературный музей. Ежегодно вручаются три Всероссийских литературных премии: имени М.Ю. Лермонтова, имени В.Г. Белинского и имени А.И. Куприна. В Пензе издается журнал современной литературы, культуры и общественной мысли «Сура», автором и лауреатом которого я являюсь. Таких культурных центров, работающих во имя сохранения национального достояния и традиционных ценностей не так много, как хотелось бы, и это имеет фундаментальное значение именно сейчас, когда происходит беспрецедентная агрессия «наперсников разврата» на все русское.

- Какие чувства испытываете вы, покидая Тарханы?

– Думаю о том, как в нашей стране переплетается общая и семейная история. Тамара Михайловна Мельникова, посвятившая свою жизнь Лермонтову и его наследию, может быть, невольно именно она объяснила закономерность моего появления на Пензенской земле. Это случилось, когда Тамара Михайловна рассказывала о детских годах Лермонтова, о его общении со старыми солдатами, участниками почти пятнадцатилетнего периода кровопролитных войн, навязанных народам Европы императором Франции Наполеоном. Мое детство прошло в окружении ветеранов Великой Отечественной войны, я запоминал их рассказы, пел с ними песни, каждый год 9 мая приходил с дедом-ветераном на праздничный концерт в «Зеленый театр», любил походную кухню и залпы салюта на Воробьевых горах. Вот вам и еще одна параллель...


Александр Владимирович Орлов – автор семи стихотворных сборников и трех книг малой прозы, лауреат Всероссийских премий им. А.П. Платонова (2011), Ф.Н. Глинки (2012), С.Н. Бехтеева (2014), Н.С. Лескова (2018), Д.Н. Мамина-Сибиряка (2020), Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» Издательского совета РПЦ (2018, 2019, 2021), Международной литературной премии «Югра» (2019), Международного литературного Тютчевского конкурса «Мыслящий тростник» (2020), обладатель «Золотого Витязя» (2019), «Бронзового Витязя» (2017) и специального приза Издательского совета РПЦ «Дорога к храму» (2017) Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь»


Беседовал Валерий Сухов/Тарханы.ru