– Владыка, предлагаю Вам с сегодняшнего дня начать небольшой цикл программ, посвященных загадкам в Евангелии и в целом в Библии. Я их несколько дипломатично называю загадками, а некоторые люди, далекие от Церкви, называют их нестыковками. Хотелось бы обсудить с Вами эти отдельные моменты.
– С большим удовольствием я готов поговорить об этом, тем более что в отношении Священного Писания Вы в какой-то степени правы – это не столько большая загадка, сколько тайна, безмерная глубина, которую можно постигать всю жизнь.
Есть люди, которые решили для себя, что они наизусть знают Священное Писание, но в какой-то день перед ними в хорошо знакомом тексте вдруг начинает открываться что-то такое, что раньше было от них сокрыто.
Примером тому может служить великий подвижник Древней Церкви – богослов, святитель блаженный Августин, епископ Иппонийский. У него есть замечательная книга, называющаяся «Исповедь», и эта книга не о покаянии, а о его жизненном пути, его исканиях Бога.
В ней он пишет, что когда был еще совсем молодым, он увлекался философией, читал Платона, Аристотеля и в конце концов взял в руки Священное Писание. Поначалу текст Библии показался ему слишком уж простым, а язык Библии – несравнимым с языком Платона, и он отложил эту Книгу книг в сторону.
Потом, по прошествии многих лет, когда он уже регулярно читал Священное Писание, он написал: «Подо мной была бездна премудрости, а я в своей лодке плавал на поверхности и думал, что здесь мелководье». Так вот, Священное Писание, прежде всего Евангелие, – это Книга жизни, которая открывает пред нами глубины не человеческой мудрости, а Божественной премудрости.
– Давайте перейдем непосредственно к евангельским тайнам, сокрытым от нас. Думаю, что после Ваших пояснений станет немного понятнее одна из евангельских историй, когда Иисус на берегу моря изгнал из одержимого бесов, которых в нем было очень много – целый легион, и повелел этому легиону бесов войти в стадо свиней, потому что они просили Его об этом. У меня сразу возникает вопрос: почему Иисус разрешил бесам войти в стадо свиней, которое в итоге бросилось в бездну и нанесло урон людям?
– Господь ни одного чуда не совершает для того, чтобы удивить людей, поразить их какой-то невероятностью или невозможностью того, что на самом деле совершилось. Все чудеса Христовы носят сотериологический, то есть, как говорят богословы, спасительный характер – они направлены на спасение и духовное преуспеяние человека.
В случае с исцелением бесноватого Господь показывает, что бывает с человеком или с любым созданием Божиим, если от этого создания отходит Бог и оно полностью оказывается во власти темных дьявольских сил. В Евангелии описано, как множество бесов сильно мучили этого человека, описаны его страдания, но бесы все-таки не побуждали его броситься с крутой скалы в море и покончить жизнь самоубийством. То есть Господь каким-то образом не позволял бесам проявить всю свою губительную силу, удерживал их.
А здесь эта удерживающая сила была снята, чтобы мы увидели, где действует созидательная сила Божия, которая исцеляет больного и возвращает его к полноценной жизни, а где действуют силы дьявольские, где дьявол обладает полнотой власти и сразу же возникает погибель, временная и вечная.
По сути дела, это некий урок для нас, учащий нас тому, что мы должны стремиться к Богу и избегать всего, что связано с дьяволом, к которому нас приближают наши грехи, страсти, пороки. К Богу же нас приближают добродетели и исполнение заповедей Божиих.
– Но ведь дальше возникает несколько противоречивая ситуация. Исцелив бесноватого, одержимого нечистыми духами, Господь ему сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь. Но в следующей евангельской истории, когда Господь воскрешает девушку, Он запрещает ей об этом говорить. Почему в одном случае Он велит рассказать обо всем, а в другом запрещает?
– А потому, что нет каких-то универсальных рекомендаций, которые действуют всегда, во всех обстоятельствах и для всех, поэтому в зависимости от ситуации Господь дает и разные повеления.
В чем особенность ситуации, связанной с бесноватым? В этом году Господь впервые сподобил меня посетить Святую землю, и я побывал на местах, где все это происходило, в том числе и в Гадаринской земле. Это регион в Израиле, который находится на противоположной стороне Галилейского озера. Место, где обитал этот бесноватый, расположено недалеко от Генисаретского озера, где на самом деле есть крутые обрывы, а город был выше в горах.
Как говорит Священное Писание, вера от слышания, а слышание от слова Божия. Господь творил чудеса в основном среди толпы, в центре города, и поэтому каждый человек, у которого есть глаза, разум, мог увидеть, проанализировать и сделать для себя выводы, что раз Иисус Христос, Которого все воспринимали как обычного человека, творит такие чудеса, то Он, видимо, Великий Посланник Божий, и от этого в человеке зарождалась вера.
Здесь же город был далеко, и как когда-то Господь, посылая Своих апостолов, говорил им: идите по всему миру и проповедуйте, – так теперь в качестве апостола Он посылает этого человека. В чем же ценность апостольства именно этого исцеленного бесноватого? В том, что в этом городе все прекрасно знали, кем он был, и теперь они увидели, кем он стал.
Этот человек прежде постоянно докучал жителям этого города, нападал на них, причинял множество неприятностей, и в этой местности людям невозможно было спокойно ходить. Его заковывали в цепи, но он разрывал оковы, и вдруг он исцелился. Конечно же, это заинтересовало людей, и они спустились к морю.
Но мы знаем, что не все жители города были готовы принять это, город из-за этого разделился, и большинство жителей оказались не на стороне Христа. Честно говоря, меня это всегда удивляло. Господь оказал людям такое благодеяние, почему же они просят, умоляют Христа как можно скорее удалиться от их пределов? Да потому, что им стало жалко свиней. Оказывается, ценность для людей составляло их имущество, добро.
Помните, Господь говорил, что посеянное семя может упасть в тернистую почву, когда человек вроде бы и готов принять слово Божие, но заботы века сего, земные попечения, привязанность к земному богатству, словно сорняки, заглушают его.
С другой стороны, оставить этот город без евангельской проповеди, конечно же, было нельзя, потому что, по-видимому, среди жителей этого города были люди, готовые откликнуться на проповедь Христа. И вот в качестве проповедника Иисус Христос посылает туда этого исцеленного человека.
Мы видим, что это не было бесплодным, потому что уже после разрушения Иерусалима в 68 году, после Вознесения Христова христианские общины особенно обильно возникали и формировались именно в этом Десятиградии, и большего количества монастырей, чем здесь, нигде на Святой земле не было. Правда, в последующие века все они пришли в запустение, тем не менее после разрушения Иерусалима христианство процвело именно в этом регионе. Поэтому некая логика во всем этом есть.
В других местах Евангелия Господь иногда не повелевает и даже запрещает рассказывать о каких-то чудесах, опять же в силу того, что чудо людьми, которые не готовы к тому, может быть обращено им не во спасение, а в погибель, в соблазн. По-моему, здесь логика ясна, почему Господь повелевает этому исцеленному человеку идти в Десятиградие и там проповедовать, а в других местах он запрещает делать подобное. Для того чтобы все это понимать, нам нужно погружаться в стихию Священного Писания.
– С этим мы более-менее разобрались – почему в одном случае Господь запретил говорить о содеянном, а в другом разрешил. Но мы знаем из Евангелия, что зачастую, когда Он запрещал что-то рассказывать, люди все равно шли и рассказывали, и Сердцеведец Господь наверняка знал, что они будут это делать.
Владыка, как Вы считаете, в тот момент, когда люди, ослушавшись Христа, рассказывали другим об этом, может быть, делясь своей радостью, что они, к примеру, обрели зрение, получили какое-то исцеление, они совершали грех?
– Знаете, что такое «грех»? Грех – это страсти. Один и тот же поступок может быть грехом, но может и не быть грехом, поэтому по страсти поступали эти люди или нет? Когда в жизни человека происходит что-то хорошее, ему хочется поделиться этим с другими. Иногда это становится неким хвастовством, пустозвонством и может возбуждать в ком-то зависть, в ком-то другие страсти.
И совсем другое дело, когда, преисполненная милостью Божией, душа человека ощущает себя некой изливающейся чашей, и невозможно выразить всю благодарность Богу, переполняющую человеческое сердце.
Господь говорит: идите по всему миру и проповедуйте. Но еще Он говорит: не бросайте жемчуга вашего перед свиньями. Если кто-то не готов принять какие-то Божественные истины, иногда полезнее промолчать, а когда кто-то готов их принять, то бывает полезно сказать это. Поэтому и в наше время бывают разные ситуации.
– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы: 11 сентября – Усекновение главы Иоанна Крестителя. Сам Господь сказал о нем, что это величайший из пророков. Расскажите более подробно об этом дне.
– Иоанна Крестителя называют последним пророком Ветхого Завета и первым апостолом Нового Завета, первым в полном смысле этого слова христианским мучеником, пострадавшим за правду. Иоанн Креститель именуется Иоанном Предтечей, потому что Промысл Божий устроил его рождение незадолго до рождения Иисуса Христа, чтобы этот великий пророк приготовил человека к встрече с Богом.
Мы уже сегодня говорили, что для того, чтобы слово Божие было кому-то произнесено, нужно, чтобы человек был готов его принять и услышать. И вот, чтобы приготовить людей к встрече с Самим Спасителем мира, Господь посылает в мир Своего предтечу, который предшествует Иисусу Христу и проповедует покаяние во очищение души и тела, потому что только чистой душой, чистой совестью можно воспринять Божественные евангельские слова Христа.
Иоанн Предтеча был проповедником чистой, непорочной жизни и покаяния и строгим обличителем человеческой неправды. Конечно же, любой грех, совершаемый человеком, для него трагичен, смертелен, наносит глубокую рану его душе. Но грех бывает вдвойне тяжелее, если он публично совершается людьми, которых в наше время принято называть лидерами общественного мнения.
Во времена Иоанна Крестителя Иудея находилась под властью Римской империи. После смерти Ирода Великого, известного своей жестокостью, во время правления которого родился Иисус Христос, римский император разделил Иудею на четыре части. Каждая из этих частей была поручена своему управителю, который назывался четверовластником.
Одной из таких частей Иудеи управлял Ирод, четверовластник, который совершил страшный грех – пользуясь своей властью, он незаконно завладел женой своего родного брата и начал с ней сожительствовать. Подданные стали брать с него пример, и эта смертоносная зараза стала повсеместно распространяться.
Поскольку грех Ирода был совершен на глазах всего общества, Иоанн Креститель обличил его открыто и всенародно, за что Ирод заточил его в темнице. Но еще больше злобствовала жившая с Иродом в блуде Иродиада, возжелавшая стать полновластной царицей в этой четвертой части Иудеи.
Однажды Ирод устроил праздник по случаю дня своего рождения, на который было приглашено много знатных гостей. Иродиада послала на этот праздник свою дочь, и та так хорошо станцевала перед гостями, что захмелевший Ирод стал клясться и божиться перед своими высокими гостями, что за такой танец он готов отдать ей полцарства.
Девочка не знала, чего ей просить у Ирода, поэтому пошла и посоветовалась с матерью, а той не нужно было полцарства, ей нужно было все царство и царь вместе с этим царством, но преградой этому стал Иоанн Креститель. И поэтому Иродиада сказала: «Пойди и попроси в награду голову Иоанна Крестителя».
Услышав это, царь очень опечалился. С одной стороны, совесть его все-таки говорила, что Иоанн Креститель – великий праведник, и Ирод боялся народного возмущения, потому что народ считал Иоанна Крестителя великим пророком. Но, как сказано в Евангелии, ради клятвы перед возлежащими он отдал воинам приказ пойти в крепость, в которой был заключен Иоанн Креститель, и отрубить ему голову. И его приказ был исполнен.
Ученики Иоанна Крестителя забрали его тело и с честью его погребли. Иоанн Креститель мученически завершил свой жизненный путь за правду, за истину, и сейчас он предстоит пред Престолом Божиим и является крепким молитвенником за нас.
В православных храмах, особенно в тех, где есть древнерусские иконостасы либо иконостасы, написанные в наше время в древнерусских традициях, над царскими вратами, чуть выше местного нижнего яруса икон помещается так называемый Деисис – композиция, состоящая из трех икон. В центре изображается Иисус Христос, дальше идут ряды святых – апостолов, мучеников, святителей, а справа и слева от Христа изображены Божия Матерь и Иоанн Креститель. Для нас это является напоминанием Церкви о том, насколько близка молитва и ходатайство Иоанна Крестителя о нас перед Богом.
Праздник, который празднуется в Церкви 11 сентября по новому стилю, Усекновения главы Иоанна Крестителя, относится к разряду великих. И хоть он не является двунадесятым, по своей значимости находится в одном ряду с такими праздниками, как Успение Пресвятой Богородицы и Преображение Господне.
День этот постный, хоть и знаменует собой торжество правды, которую убить невозможно; с другой стороны, Ирод совершил кровавую расправу над Иоанном Крестителем, поэтому верующие православные христиане чтут этот праздник не только торжественным богослужением и молитвой, но и постом.
– У нас еще есть вопросы телезрителей.
– «Владыка, Вашими трудами в Томске появилось несколько икон, написанных на Святой Горе Афон. Сохранилось ли сейчас у Вас общение с этой монашеской республикой или в ближайшее время нам не стоит ждать святынь с Афона?»
– Какие бы барьеры люди ни строили на земле, эти барьеры не являются чем-то несокрушимым и не доходят до небес, особенно в наше время, когда средства коммуникации позволяют общаться с кем угодно. При помощи Интернета, мобильного телефона люди стали очень близки друг другу.
Конечно, логистика посещения Святой Горы Афон для граждан Российской Федерации сейчас усложнилась, и для того, чтобы попасть на Афон, нужно получить греческую визу, а европейские страны в силу политических мотивов дают ее не всегда охотно и не всем гражданам Российской Федерации, да и сам путь на Гору Афон довольно сложен.
Прямых самолетов, связывающих Грецию и Россию, нет, поэтому даже тем людям, у кого есть европейская и греческая виза, приходится добираться окольными путями, а это достаточно дорого. Но связь с Афоном, в частности с нашим русским Пантелеимоновым монастырем, с другими афонитами продолжается, ведь на Афоне есть мобильная связь, можно вести переписку.
На Афоне подвизаются многие мои знакомые. С кем-то много лет назад мы учились в духовной семинарии и академии, некоторые знакомы по Троице-Сергиевой лавре, где они начинали свое служение, свой монашеский путь. Мы поздравляем друг друга с праздниками, просим не забывать нас в молитвах. А что касается святынь, теоретически это возможно, хоть сейчас это намного сложнее в силу каких-то логистических проблем.
– «Когда проходит общегородской крестный ход, есть ли какая-то закономерность в том, как выстраивается духовенство? Как это происходит в монастырях, когда братия идет на общую трапезу?»
– Существуют определенные правила проведения не только крестных ходов, но и богослужений, потому что, как сказано в Священном Писании, Бог не есть Бог неустройства, но мира. Этот порядок прежде всего определен временем хиротонии священника.
В Церкви всегда присутствует почитание старших младшими, поэтому священник, который раньше был рукоположен и приступил к пастырскому служению, становится ближе к возглавляющему богослужение – епископу либо настоятелю прихода. Те же священники, которые были рукоположены позднее, а следовательно, если говорить мирским языком, имеют меньший стаж в Церкви, становятся чуть дальше. В таком же порядке они идут крестным ходом.
Этот порядок не является чем-то цементирующим, что ли, что и обойти его невозможно. На отдельных службах он может быть изменен предстоятелем, возглавляющим богослужение.
Не секрет, что есть священнослужители, обладающие хорошим музыкальным слухом и великолепным голосом, а другие не имеют певческого таланта. Бывают богослужения, когда определенные песнопения нужно петь не хору, а именно духовенству, и тогда предстоятель подвигает к себе тех, кто может хорошо и правильно петь, а более статусные священники отодвигаются немного дальше. В отдельных ситуациях такое решение может быть принято.
Ведущий Виталий Стёпкин (записала Людмила Белицкая)/
Телеканал "Союз"