Приближение к недосягаемому совершенству Творца

Приближение к недосягаемому совершенству Творца
Фото: пресс-служба Красноярской епархии
Своим взглядом на классику и современную литературу поделилась писательница Марина Саввиных. Материал подготовлен в рамках работы форума «Мiръ Слова»
 – Марина Олеговна, расскажите, пожалуйста, о Вашей текущей литературной деятельности. Какие проекты Вы реализуете?

 – Сейчас все мои силы отданы нашему журналу — литературному журналу для семейного чтения «День и ночь», который вот уже тридцать лет издаётся в Красноярске. Была надежда передать «бразды правления» человеку, готовому нести за него ответственность. И вроде бы нашёлся такой человек, но, видимо, не счёл для себя удобной и выгодной эту работу и в конце минувшего года с нами расстался. Теперь готовлю преемника из своих учеников и лелею надежду посвятить освободившееся время тому, что начато и, увы, пока остаётся без движения. Есть несколько серьёзных идей, которые, наверное, приходят в голову любому пишущему человеку, когда ему переваливает за шестьдесят. Пережитое требует осмысления, многое из того, что возникало в воображении в виде неясных образов, определилось, встало на своё место, и всем этим хочется уже поделиться с современниками и, может быть, с потомками.

Скоро должна выйти из печати моя повесть-сказка «Завещание «Минотавра» с иллюстрациями замечательной московской художницы Ольги Сорочкиной. Книжка для подростков, но, скажем так, для достаточно продвинутых. Фабула этой истории разворачивается вокруг нескольких дерзких гипотез о происхождении современной цивилизации, об устройстве Вселенной, о возникновении и гибели древнего государства на острове Крит. Всё это возникает и проходит испытание на прочность в головокружительном приключении, которое вместе с юным читателем переживает моя героиня. Что ещё? Готовлю к изданию новую книгу стихов. Тружусь над воспоминаниями под условным названием «Былое и люди».

 – Что сегодня входит в круг вашего чтения?

 – К сожалению или к счастью, читаю в основном рукописи, которые авторы присылают в журнал. И, надо сказать, чаще всего это достойная литература. Не пропускаю ни одной новой книги Анастасии Астафьевой. Её повесть-притча «Глафира и президент», опубликованная в нашем журнале в прошлом году, стала заметным событием в культурной среде. С удовольствием читаю прозу красноярцев Александра Астраханцева и Сергея Кузичкина, великолепного очеркиста и рассказчика из Сарова Александра Ломтева, философские эссе Василия Килякова из Подмосковья, потрясающие по мастерству и глубине поэмы Максима Лаврентьева, читаю и перечитываю книги Александра Орлова, свежие рукописи Владимира Алейникова, от которых невозможно оторваться, не добравшись до последней точки. Круг достаточно широк. Не всё из прочитанного, конечно, вспоминается сразу.

 – Какие книги из серии «Жизнь замечательных людей» можете отметить? Как объясняете популярность биографического жанра?

 – Можно сказать, что с «ЖЗЛ» я росла — в родительской библиотеке томики «ЖЗЛ» занимали немало места. Да и сейчас у меня дома под «ЖЗЛ» отведено несколько полок в книжных шкафах. Помню, с какой жадностью читала книгу А.К Дживелегова о Данте, кажется, ещё тридцатых годов выпуска… Гроссмана о Пушкине, Виноградова о Стендале. Сейчас в серии «ЖЗЛ» книг выходит очень много, далеко не все попадают в поле моего зрения. Прочла книгу Варламова о Шукшине. С вожделением смотрю на томик Володихина и Прашкевича — о Стругацких. Наверное, настанет день — дойдут руки. Почему это популярно? Людям всегда интересна жизнь тех, кто добился бессмертия в культуре, в истории. Это ведь, помимо всего прочего, и образцы достижения целей, достойные подражания. Поэтому интерес к серии «ЖЗЛ» не иссякнет. По крайней мере, в нашей стране.

 – Какие экранизации классики и современной литературы Вам нравятся?

 – Четырёхсерийный фильм «Война и мир» Бондарчука, вышедший на экраны в конце шестидесятых прошлого века. «Мастер и Маргарита» Бортко. Кстати, «Идиот» Бортко 2003-го тоже понравился. Что до экранизаций современной литературы… Увы, не могу назвать ничего, что действительно задело бы за живое. Последнее время отечественное кино вызывает стойкое чувство отвращения.

– Как Вы понимаете смысл литературного творчества?

– Одна знакомая писательница воскликнула устами своей героини: «У меня очень даже есть, что сказать человечеству!». Или, как у Блока: «В моей душе лежит сокровище, и ключ доверен только мне!». Это чувство уникальности доверенного тебе благословения Божия, думаю, и есть двигатель художественного творчества, не только литературного. Это движение всегда по асимптоте — вечное приближение к недосягаемому совершенству Творца. Одно из самых сильных чувств, которые способен испытать человек, — восторг и радость совершившегося творческого акта. Может быть, вообще самое сильное.

 – Какие стихи о смысле творчества можете процитировать?

 – Борис Пастернак. <…>
Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

<…>
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

– Сегодня для создания литературных произведений стали привлекать искусственный интеллект. Что Вы думаете о таких проектах?

– Что они опасны и враждебны человечеству. Запретить, конечно, не получится. Но противопоставить этому что-то необходимо.

Беседовала Татьяна Медведева/Издательский совет