Семья — не устройство для штамповки детей
Люди не знают, как найти свою половину
— Отец Алексий, можно ли сказать, что христианский брак сегодня тот же, что и 100 лет назад?
— Сущность брака всё та же. Она была заложена Богом в раю между Адамом и Евой и не была подвержена никакому греховному растлению. Можно говорить о том, что брак — это первое таинство, которое стало существовать ещё до грехопадения. И суть брака в любви, когда двое становятся единым неразрывным существом. Но сегодня семья и брак, какими они были в прошлом, не существуют.
— Что же изменилось?
— Раньше брак, как правило, не был личным выбором, союз двух людей определяли их родители. Сегодня же главное — личный выбор. А значит, семья наконец-то может стать тем, чем задумал её Бог, о чём говорит апостол Павел, — малой Церковью, организмом любви. Но это имеет и свою обратную сторону: решение принимают, как правило, люди молодые и неопытные.
— Не в этом ли причина частых разводов?
— И в этом в том числе. Возникает проблема, особенно в православной среде, поиска своей второй половины. Где мой жених? Где моя невеста? Как найти? В прежние времена для этого существовали понятные способы: бал, где молодые люди знакомились, «ярмарки невест», услуги свах. Сейчас многие не знают, с чего начать. Они не могут встретить друг друга, не могут правильно наладить отношения. У них нет понимания, что такое семья. Люди боятся заводить семью, потому что сегодня это огромная ответственность и риск. Им страшно, что не получится, что они ошибутся в выборе человека.
Супружеская измена похожа на убийство
— Из-за этих страхов люди часто живут вместе вне брака. Но Церковь такое сожительство определяет как блуд…
— И это совершенно правильно. Христианин призван хранить чистоту и целомудрие не только в действиях, но и в помыслах. Потому что «похоть, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». Так говорит апостол Иоанн. Апостол Павел утверждает, что блудники Царствия Божия не наследуют. Позволю себе напомнить, что по канонической норме за грех блуда предусмотрено отлучение от причастия на семь лет, за грех прелюбодеяния, то есть супружеской измены, — на 15 лет. Эти нормы были приняты в древности, и их никто не менял. То есть прелюбодеяние практически приравнивается к убийству. И так оно и есть. Оно убивает в человеке человеческое, выявляя в нём исключительно животное и низменное, абсолютно уничтожая в человеке Божие подобие.
— Иногда можно слышать, что сами по себе близкие отношения между мужчиной и женщиной даже в браке греховны.
— Супружеская близость — одна из великих тайн, где двое становятся единым существом. И это не уступка грешному естеству, а великий дар. Да, бытует мнение, особенно среди православных верующих, что интимные отношения могут быть «использованы» только «по назначению» — ради рождения детей. Из этого делается два вывода: взаимоотношения между супругами не могут быть чистыми по определению, и всякое соитие не с целью зачатия является грехом. Это очень опасные воззрения. Исходя из подобных взглядов на интимную близость, верующие супруги начинают избегать этих отношений, опасаются проявлять нежность друг к другу, испытывают чувство вины. Это приводит к охлаждению между ними, а порой и к разрушению брака. Надуманные и неоправданные супружеские воздержания могут быть причиной психических срывов, неврозов, депрессий.
Главное — умножать любовь
— Иногда говорят, что целью брака являются дети, а значит, у здоровых родителей должно быть много детей. Это верно?
— Вменять многодетность в обязанность, навязывать её — неправильно. Бывает, что семья просто не в состоянии это понести, и тогда многодетность становится серьёзной проблемой, от которой страдают прежде всего сами дети. Чадородие не может являться целью брака. Потому что тогда получается, что любой брачный союз с целью чадородия — христианский. Но это же не так. Когда Господь говорит человеку: «Плодитесь и размножайтесь», это не надо воспринимать так же буквально и банально, как слова, обращённые к животному миру. Для человека «плодиться» — это умножать любовь, а не улучшать демографию. Семья — не устройство для штамповки детей, и чадородие не цель брака, а его естественная природа. Брак умножается чадородием. Семья умножается любовью в своих детях. Цель христианского брака — это прежде всего исполнение любви.
— Как правильно учить детей целомудрию?
— Целомудрие воспринимается у нас как система запретов, а не как понимание цельности и чистоты человека. Не как понимание бережного, нежнейшего хранения друг друга в чистоте. И понимание того высокого, к чему призваны молодые, делающие первые шаги в узнавании друг друга, в любви. Это разные вещи: учить целомудрию как запретам или как возрастанию в любви. В итоге у некоторых молодых людей появляется испуг перед интимными отношениями, и это очень плохо. Бояться надо только греха — того, что Божественный дар супружеской любви и близости превратишь в разменную монету, в животную низменную функцию, которая разрушит то, что ты не успел ещё выстроить движением сердца и ума. Поэтому целомудрие не может восприниматься как техническая норма. Вот об этом надо говорить детям.
Крестовский мост