Святоотеческое наследие и церковные древности

Доброцветов Павел
Святоотеческое наследие и церковные древности
Фото: sdamp.ru
Интервью с П.К. Доброцветовым, научным редактором издания
— Кто читатель семитомника, кому он адресован?

— В своем по сути авторском избранном собрании сочинений известный русский церковный ученый, патролог и историк Церкви, профессор Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии (ныне — академии) Алексей Иванович Сидоров (1944-2020) поместил свои научные, учебные и научно-просветительские работы, написанные им за 35 лет — в 1986-2019 годах.
Преимущественная их тематика — наследие святых отцов и церковных писателей в контексте истории христианской Церкви. Издание адресовано широкой православной аудитории — преподавателям и студентам православных учебных заведений (в том числе студентам МДА и СДС, которым профессор А. И. Сидоров непосредственно преподавал) в качестве учебных пособий.
С другой стороны, это издание будет интересным и всякому желающему хотя бы отчасти прикоснуться к изучению святоотеческого наследия через призму православной богословской науки.

— Насколько полным является собрание трудов профессора А. И. Сидорова? Какие работы вошли в него? Где они публиковались ранее?

— Семитомник включает в себя тексты, написанные в течение 35 лет — с 1986 по 2019 год, либо специально созданные ради этого издания, либо публиковавшиеся ранее — в виде книжных изданий, предисловий к изданиям переводов, статей в научных журналах и в интернете.
По большей части данный семитомник не является изданием новым и оригинальным. Но собирает многолетние, многочисленные и подчас разрозненные и труднодоступные работы автора в единую хронологическую и тематическую церковно-историческую и патрологическую канву, создающую определенную парадигму видения святоотеческого наследия Алексеем Ивановичем и способствующую использованию этих трудов в образовательном процессе. Несомненно, что это своего рода итог трудов профессора, как он сам его видел.

— Какие периоды церковной истории и спектр вопросов охватывает это издание?

— Можно сказать, что практически всю двухтысячелетнюю историю православного христианства: с точки зрения хронологии данное издание охватывает период с апостольских времен и по XV века на греческом Востоке и отчасти на Западе и сирийском Востоке, и XVIII-ХХ века в России с представителями русской церковной науки и богословия, прежде всего, связанными с изучением святоотеческого наследия, как священномученик Иларион (Троицкий), мученик Иоанн Попов, Н. Н. Глубоковский, С. М. Зарин, архимандрит Киприан (Керн) и др.

— Что вы могли бы сказать о профессоре А. И. Сидорове как ученом и авторе своих трудов?

— Профессор А. И. Сидоров был целиком погружен в науку, в чтение научной литературы, во многом литературы иностранной и в 1980-90-е годы труднодоступной в России. Всякий читатель его трудов заметит обильную цитацию иностранных источников и чтения на языке оригинала, которые он прорабатывал и предлагал отечественному читателю. К примеру, в своем 1 томе он цитирует около 160 русскоязычных и около 170 иностранных авторов и издателей, а в 5 томе — при 160 русскоязычных, 340 иностранных. Профессор А. И. Сидоров был как научная персоналия известен на Западе и поддерживал научные и личные контакты с такими православными учеными, как протоиерей Иоанн Мейендорф, Жан-Клод Ларше, католическими, как кардинал Кристоф Шенборн, английский священник-иезуит Ричард Прайс — издатель деяний Халкидонского Собора, а две книги профессора Сидорова были изданы на сербском языке — учебник по патрологии и книга по аскетизму. Русские тексты этих книг также вошли в семитомник.
При этом церковная наука никогда не была для него безыдейным копанием в текстах и интеллектуальной игрой ума, хотя и с этим опытом он был знаком по своему светскому образованию. Вклад его в отечественную церковную науку, в отечественную патрологическую науку, несомненно, превосходит сугубо научные рамки и включает в себя также и популяризацию науки, а точнее — просветительскую деятельность, педагогику и основание научной школы, четкую и принципиальную православную позицию.

— Каковы главные вопросы для современной патрологии, можно ли найти ответы на них в этом издании?

— Полагаю, что главный идейный посыл всей деятельности профессора Алексея Ивановича Сидорова — утверждение церковности и православности отечественной богословской науки и духовного образования. Великой ценностью для Алексея Ивановича Сидорова было Святое Православие. Всякое уклонение от него — вероучительное ли, нравственное — вызывало в нем неприятие. Он не питал никакой симпатии к экуменизму, западничеству, этакому «всечеловечеству» без определенных национальных и религиозных границ, и был противником расколов и разделений в церковной жизни, а также своего рода «интеллектуализма» в патрологии — превращения изучения святых отцов в некую пара-церковную интеллектуальную «игру в бисер», отвлеченную философию или филологию, не ведущие к спасению. Изучение святых отцов, по его мнению, должно умудрять, а не надмевать.
В подходе к святым отцам Алексей Иванович всегда демонстрировал свое почтительное и почитательное к ним отношение. Чтобы понять мысль конкретного святого отца, нужно думать о нем, молиться ему, говаривал он. Различного рода отклонения от православного церковного христианства и их носители вызывали с его стороны нелицеприятные характеристики, нередко по-народному натуралистичные и прямые, иногда даже публичные. Далеко не все его любили за эту прямоту, но почти все, хотя бы даже невольно, его уважали.
Еще одной отличительной чертой, характеризующей подход профессора к изучению святоотеческих творений, было активное привлечение материалов дореволюционной патрологической и богословской науки: он тем самым подчеркивал необходимость не только вероучительной, но и научно-академической непрерывности в преемственности современного ученого предшествующим поколениям отечественных православных исследователей, почтительного отношения к их трудам. Недаром, как я уже сказал выше, Алексей Иванович всегда с теплотой отзывался о Епифановиче, Бронзове, о. Георгии Флоровском, о. Иоанне Мейендорфе, Е. А. Карманове и других ученых как о своих учителях.
Он соединял в себе сразу три традиции — русскую дореволюционную, отечественную современную и также западную традиции в патрологии. И из каждой старался взять все самое лучшее и полезное.

— Как велась работа над изданием? По какому принципу отбирались работы для публикации?

— Подбор работ для публикации был делом самого автора и его предпочтений. Могу лишь отметить, что не все статьи Алексея Ивановича вошли в это издание. Например, не вошла серия статей об Оригене, вышедших в начале 2000-х в журнале «Альфа и Омега». Дело в том, что как сам признавался автор в 3 томе своего издания, он со временем пересмотрел в критическую сторону свое первоначальное положительное отношение к Оригену. Так что это авторское решение, авторский выбор. То же относится и к некоторому пересмотру отношения к наследию Евагрия Понтийского, также посмертно осужденного вместе с Оригеном.

— Издание планировалось как пятитомник, но затем вышло в семи томах, почему?

— Алексей Иванович планировал заранее сам содержание каждого тома, включая 7-й — историко-церковный и русско-богословский, который был готов давно и лишь ожидал своей очереди после окончания работы над томами патрологическими. Автор лишь внес некоторые дополнения в том 6-й, куда вошли его некоторые самые последние тексты. Оба этих тома вышли уже после его кончины.

— Что в сборнике представляется наиболее важным и актуальным для современного читателя?

— Я полагаю, что важными и актуальными являются все тома данного издания. А несмотря на разностороннее знакомство Алексея Ивановича с зарубежной научной литературой, о чем я уже говорил ранее, глубинная русскость и православность автора, отразившиеся в его работах, в наше поворотное время, полагаю, особенно востребованы в отечественном богословии. Думаю, что России в целом, так и отечественному богословию и духовному образованию в частности, в нынешних нелегких обстоятельствах еще предстоит пройти определенный путь освобождения от слепого раболепства перед всем западным, очищения от самых разных чужеродных примесей и возвращения к своим исконным православным истокам, корням, о чем так настойчиво говорили священномученик Иларион (Троицкий), о. Георгий Флоровский и о чем, цитируя их, говорил в своих последних двух «патрологических этюдах» в 6 томе профессор А. И. Сидоров.

— О чем еще важно упомянуть, говоря об этом издании?

— Наверное, можно упомянуть о редакторской работе по унификации оформления текста и ссылок на первоисточники и научную литературу. Дело в том, что тексты писались в разное время и оформлялись в разных изданиях по разным критериям, подчас уже несколько устаревшим и потому многое пришлось дооформлять. Кроме того, каждый том собрания снабжен указателями: именным (древних и новых авторов) и библейских цитат, что также облегчает научную и учебную работу с этим изданием.

Беседовал Илья Агафонов/Журнал «Православное книжное обозрение»