Завершившийся недавно очередной Международный Славянский форум искусств «Золотой Витязь» - повод для самого вдумчивого разговора с основателем, вдохновителем и руководителем форума Николаем Петровичем Бурляевым о том, какой путь прошёл форум за тридцать лет работы, и о многом другом
Награда XI литературного форума "Золотой Витязь"
- Николай Петрович, первый «Золотой Витязь» состоялся в 1992-м году. Как преобразились славянские искусства за эти годы?
- Славянские искусства с трудом выживают, держатся, и во многом благодаря «Золотому Витязю» их можно ежегодно слышать и видеть на нашем кинофестивале, театральном, литературном, музыкальном форумах,а также на форуме изобразительных искусств, куда я приглашаю лучших славянских кинематографистов, деятелей театра, музыки, литературы и живописи.
То, что сделал форум «Золотой Витязь» за тридцать лет для славянского искусства, крайне важно для «собирания камней» славянского мира, разрозненного, расторгнутого на составные части, рассоренного между собой. Форум, в отличие от политиков, которые разделяются, чтобы властвовать, сплачивает славян через культуру.
- Кого из лауреатов 2021-го года вы особенно выделяете для себя, и почему?
- Мне очень трудно сейчас вам обозначить всех достойных лауреатов, поскольку за год я провожу пять масштабных форумов, и всюду есть талантливые работы, и в кино, и в театре, и в музыке, и в литературе, и в живописи.
Но я бы особенно выделил «апостолов» нашей российской культуры – гениального русского художника Александра Шилова с его непревзойдёнными полотнами, которые останутся в истории свидетельством о том, как прекрасна была Россия в то время, когда он жил и запечатлевал образы героев нашего времени.
Далее – и это будет отмечено на нашем театральном форуме – новая блистательная работа одного из самых выдающихся режиссеров двадцатого и двадцать первого века Никиты Сергеевича Михалкова, пьеса «Двенадцать», которую он рискнул поставить после фильма, признанного уже классикой, на театральной сцене.
Никита Сергеевич – может быть, последний профессионал, христианин, который знает все системы Станиславского, Чехова и других, но имеет свою систему, умеет выразить то, что хочет выразить, всегда знает, чего хочет, всегда рискует. Он тот, чьи фильмы в наш «перестроечный» период, в эти тридцать лет, неизменно служили добру. Его фильмы – образцы традиционного искусства, дальше которого, в формальные эксперименты, Никита Сергеевич не идёт.
К нему очень много претензий «пятой колонны», мол, зачем он ударился в политику и стал выпускать «Бесогон», который пытались закрыть, потому что он начал говорить о том, о чём думает большинство нашего народа…
Кроме того, отмечу удивительные оркестры, которые премировал «Золотой Витязь»- Владимира Федосеева и Михаила Плетнёва. Грядет у нас и новый лауреат, это Валерий Гергиев.
С митрополитом Климентом (Капалиным)
- Если посмотреть чуть шире, без близкого знакомства с какими современными явлениями нашей национальной культуры всякий русский человек – русский только по крови, но не по духу?
- Я согласен с тем, что говорил Достоевский: Быть русским – значит быть православным.
Помимо Александра Шилова, назову ещё замечательных живописцев Сергея Андрияку, Дмитрия Бирюкина.
В театре я видел потрясающие постановки Глеба Панфилова с Инной Чуриковой. Он продолжает традиции русского реалистического психологического театра, который пытаются оплевать, затрамбовать «инноваторы» театрального дела, такие, как Серебрянников, Богомолов и их подражатели.
В кино есть гениальный аниматор Александр Петров.
В музыке, помимо Федосеева, Плетнева, Гергиева – потрясающие хоры Минина, хор Данилова монастыря, Кубанский казачий хор. Вот что нужно поддерживать. Что мы ещё с вами обошли?
- Словесность…
- Словесность? Тут дело сложнее, поскольку словесность у нас сейчас в загоне. Её не печатают, а если и напечатают что-то, сто экземпляров, то кто это читает? Словесность на должном уровне не поддерживается государством, тем ведомством, которое должно поддерживать, несмотря на то, что такой поддержки требует наш Президент в своём указе об основах государственной культурной политики.
- Снимаетесь ли вы сейчас, режиссируете ли?
- Знаете, я в принципе не рвусь от начала «перестройки» ни снимать кино, ни сниматься в кино… потому что участвовать в этом «рыночном» процессе нашего пошлого рыночного кино, нашего кинопроката, ставшего отделением американского кинопроката, я просто не хочу. Мне вполне достаточно того, что было создано нами прежде. Это будет жить, это будет возвышать душу человека. На этих фильмах, которые мы создали, нация будет осознавать, что можно было делать такое кино, и может быть, когда-нибудь мы перешагнем через пропасть «рыночной» культуры, и вот тогда те образцы шедевров, которые создавали в прошлом веке, станут примером для тех, кто пойдёт дальше нас…
А пока – безвременье, и мне приходится больше заниматься продюсерской деятельностью и «собиранием камней».
- Что бы вы сделали в кинематографе, если бы силы человеческие и век человеческий были бы беспредельны?
- Если даст Бог и поможет государство, я бы осуществил проект, на который получил благословение Святейшего Патриарха - фильма о Сергии Радонежском.
Когда я пришел с этим проектом к бывшему министру культуры Владимиру Мединскому, он мне ответил – «сделайте блокбастер о Сергии Радонежском».
Я, конечно, не стану делать блокбастер и могу лишь сожалеть, что те кто управляет нашей культурой и занимается кинопроцессом, подчинились системе «доходного промысла».
Я категорически против рыночной культуры и постараюсь доказать руководству государства, что культура и рынок – понятия несовместимые. Пора культуру выводить из унижения рынком.
Когда мы очнёмся и вспомним, что мы – Россия, а не Америка с их духовным примитивизмом и супер-технологиями, и вернёмся на правильные пути развития культуры, тогда, быть может, я вернусь в кино.
Сегодня я защищал в Минкультуры свой новый проект документального фильма об Андрее Тарковском, 90-летие которого мы будем отмечать уже в 2022 году. Я хочу снять фильм об Андрее Тарковском-верующем человеке. О нём создано много документальных фильмов, но я хочу создать мой фильм об Андрее Тарковском. Фильм о моём друге и учителе,с которым мы создали фильмы «Иваново детство» и «Андрей Рублёв», которого я люблю, о котором молюсь каждое утро, который часто приходит ко мне во сне, и мы с ним беседуем подолгу, глубоко и светло – так, как при жизни говорить не могли…
С Владимиром Крупиным
- Ваш Тарковский – чего он, как вам кажется, хотел, но не успел сказать при жизни, и сказал бы сегодня, если бы был жив?
- Мне сложно говорить за Тарковского, что бы он сейчас сказал. Он успел то, что успел.
Однажды он принимал участие в спиритическом сеансе, вызвал дух Пастернака и задал ему вопрос, сколько фильмов он снимет. И ему был ответ – семь фильмов. Тарковский удивился – «Только-то»? А в ответ – «Зато гениальных».
Он снял семь фильмов, ставших сокровищами для всего мира. Тарковский– режиссёр номер один на планете. Так считаю не только я, но и самые выдающиеся режиссёры мира. Мне лично об этом говорили о том, что Тарковский – режиссёр номер один в мире, такие выдающиеся режиссёры, как Анджей Вайда, Кшиштоф Зануси, Тео Ангелопулос, Бертолуччи, Эмир Кустурица. Эмир мне говорил: «Чтобы понять, что такое режиссура, я тысячу раз прокручивал на монтажном столе вашу новеллу «Колокол» из «Андрея Рублёва».
- В советском кинематографе вы воплотили на экране подспудную нервность эпохи, её неудовлетворённость настоящим. Что с нашим временем? Нервно ли оно, беспокойно ли, ищет ли себя, и если да, то где?
- Сложный киноведческий и культурологический вопрос. Не мне на данные темы сейчас рассуждать. Я не воплощал специально и сознательно какие-то «нервные» моменты, хотя в предлагаемых обстоятельствах, может быть, от меня этой нервности требовали и Тарковский, и тот же Мельников в фильме «Мама вышла замуж», и Баталов в «Игроке» по Достоевскому, и Тодоровский в «Военно-полевом романе». Но в этих образах, в предлагаемых обстоятельствах был всё равно – я. А я сам человек несуетный и спокойный, хотя из-за моих киноролей думают, что я такой же нервный, как мои герои.
- Каким видится вам наступивший век, что у него за выражение лица? Как будто чуть менее кровавый, чем предыдущий, что он таит в себе? Победит ли в нём Христос, или явится Антихрист, и обманет, и попытается погубить?
- Это тоже не та тема, на которую я дерзну что-то говорить… Лицо нашего времени двояко. Как говорил Достоевский, Бог и дьявол борются в этом мире, и поле битвы – сердце человека…
С одной стороны, такие лица, как Чубайс, Греф, Швыдкой, которые тянут нас прочь от культуры – от Достоевского, которого ненавидит Чубайс и открыто об этом говорит. Греф откровенно заявляет – зачем людям давать культуру, нам трудно будет ими управлять. Швыдкой, который нанёс огромный ущерб нашей культуре, и его деятельность ещё требует разбора, что он сотворил за то время, пока был министром культуры.Культуру нужно реорганизовать, вернуть из рынка в нормальное состояние. Один из названных выше говорил на коллегии в Минкультуры о том, что культуру надо подвинуть на панель. И он её туда подвинул, и теперь наша задача – её с панели возвращать.
Ныне я стал депутатом Госдумы, где буду посильно добиваться этого, требовать увеличение бюджета на культуру до бюджета Министерства обороны. Поскольку культура есть главная оборона – оборона души человека. Потеряем душу – потеряем государство.
Необходимо реорганизовать Минкультуры, работу которого я наблюдал последние пять лет в качестве Первого Заместителя Председателя Общественного Совета при Минкультуры. Те, кто управляет культурой, люди в большинстве своём далёкие от понятия «культура». Чиновникам от культуры нужно устраивать серьёзные экзамены. Это я окончательно понял, когда пришёл на отбор кадрового резерва чиновников – то есть, тех, которые в будущем хочет руководить культурой. Посидел, послушал тридцать человек соискателей. Одной соискательнице лет двадцати семи я задал простой вопрос – пожалуйста, назовите русских поэтов девятнадцатого века. В ответ –молчание. Минутное молчание. Столбняк, и никакого ответа.
Когда она ушла, вошёл ещё один человек такого же возраста, молодой мужчина, и я задал ему тот же самый вопрос. В ответ та же самая реакция. Почему культурой руководят те кто от неё весьма далёк, не понимает культуру всем сердцем.
Медаль XII литературного форума "Золотой Витязь" (фото - Алексей Ларионов-Смирнов)
- Не кажется ли вам, что весь теперешний либерализм заключён в Смердякове Достоевского, и шествует примерно туда же, куда и он?
- Либеральную, так сказать, группу лиц я вам назвал. Но есть и другая группа лиц, противоположная ей: были Валентин Распутин, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский, Василий Шукшин. Сейчас есть Никита Михалков, есть прекрасные писатели, которым не дают дороги в рыночном книжном мире. Есть потрясающие музыканты, которых иногда показывают по каналу «Культура», а на всех остальных телеканалах – тотальная деградация.
Тридцать лет «перестройки» телевидение занимается понижением духовного уровня народа, как будто для них нет Указа Президента от 2014 года «Об основах государственной культурной политики», где прописано чёрным по белому, что мы должны опираться на традиционные духовно-нравственные ценности, аккумулировать всё самое лучшее, светлое и гармоничное для передачи грядущим поколениям. А чем занимаются главные государственные телеканалы? Они игнорируют этот Указ Президента. Тогда для чего издаются указы? Их в принципе должны исполнять все. Значит, нужно заняться тем, чтобы потребовать от телевидения исполнения Указа Президента и прекращение понижения духовного уровня народа через маргинальные программы о пьяницах, убийцах, насильниках.
Я двенадцать лет провожу Международный славянский литературный форум «Золотой Витязь». С трудом добился, где-то на пятый год, поддержки от Агентства по печати, и каждый год они нас унижают тем, что на огромный форум (в 2021-м году в форуме участвовало двадцать три страны ближнего и дальнего Зарубежья, вплоть до Америки, Аргентины, Сербии) – выделяется от восьмисот тысяч до миллиона рублей. Как на эти деньги провести международный литературный форум, пригласить авторов, поселить в гостинице, питать, арендовать залы? Такое отношение я вижу и в Агентстве по печати, и в Минкультуры. Смотрю на чиновников – вроде люди русские. Но почему тогда в них такая скрытая, латентная русофобия, пренебрежение к своему, традиционному?
Да, они читали Указ Президента, Мединский говорил, что Указ – Конституция для культуры, но почему они так плохо этот Указ выполняют? По простой причине: потому что у чиновников, даже если бы у них было желание, отсутствует право как бы то ни было влиять на культурную политику, проводить её в жизнь. Их тут же одёрнут и скажут – цензура. «Это нельзя». Мединский оправдывался, когда его упрекали, что он что-то запрещает - мы никого не запрещаем, мы только даём деньги, и это действительно так.
Чему давались государственные средства? Правда, это было до Мединского – известной, крайне непристойной инсталляции на Санкт-Петербургском мосту, антихристианской постановке «Тангейзер» в Новосибирске, антихристианскому, антиисторическому фильму «Матильда».
Сколько дали на театр «Гоголь-центр» Серебрянникову, озвучил Путин, когда его упрекали, что вы там делаете с бедным Серебрянниковым. Он ответил: мы ему за три года дали – миллиард рублей, триста миллионов – Минкультуры и семьсот миллионов – Правительство Москвы.
Так что происходит? Почему Минкультуры, еще недавно, при Мединском, давали государственные гранты пьесам, пропагандирующим «однополую любовь» между школьниками, на откровенную русофобию, антипрезидентские выпады?
Пора приводить всё в порядок, и это возможно.Но даже если произойдёт чудо и мы добьемся того, что бюджет культуры увеличат с запланированных 0,7% ВВП на 2022 год до 3%, всё останется так же, как есть, в этой системе безответственности и полной вседозволенности. Расхитят эти деньги, и будут давать инсталляциям, подобной Санкт-Петербургской, патологиям в театре, антихристианским постановкам. Всё будет так же, потому что никак нельзя, по закону, принятому Ельциным в 1992-м году, государству регулировать или влиять на эти процессы.
Поэтому нужно принять – не буду говорить «идеологию», этого слова очень боится наша «пятая колонна» - «Мировоззрение Государства Российского». И закрепить это как закон. Мы уже добавили в Конституцию понятие «Бог», признали на государственном уровне, что Он есть, и пора сделать следующий шаг – понять, что у России особая миссия. Недаром люди, жившие на Западе, говорили, что спасение России есть спасение мира, гибель России – есть гибель мира. На нас особая ответственность: мы должны и сами не погибнуть, и стать примером для вырождающегося, демонизированного человечества.
- Что бы вы пожелали одарённым людям, упрямо не уходящим из искусства в иные области?
- Я был против того, чтобы мои дети стали актёрами в наше «рыночное» время. Слава Богу, из пяти детей лишь одна дочка стала актрисой, но и она сейчас больше занимается женским делом, родила мне трёх внуков…
Но я бы вот что посоветовал – то, что советовал моим детям. На своём юбилее я собрал своих детей и сказал им в чём, по-моему смысл жизни человека, и этого я им пожелал. Цель – не в том, чтобы побольше у этой жизни урвать всевозможных благ – домов, машин, земли, бриллиантов, яхт. Мы ничего с собой в мир иной не можем взять, всё останется тут. Цель в том, чтобы успеть за короткую жизнь послужить Господу и Отечеству. Больших задач, по крайне мере, у русского человека, нет, да и вообще в мире у человека нет – Господь, твой народ, твои традиции, твои ценности, которые сейчас во всём мире преданы.
Как много было гениев на Руси, подвижников, пророков! Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Александр Невский, Кутузов, Суворов, Нахимов, Чайковский, Рахманинов, Свиридов, Бондарчук, Тарковский, Шукшин… Много было великих душ на Руси, а Россия одна. Они остались и останутся в памяти только потому, что успели послужить Господу и Отечеству. Этого я и желаю всем нам.
Беседовал Сергей Арутюнов
Фото - Александр Беланов