Церковь преображает душу человека

Церковь преображает душу человека

14 марта отмечается День православной книги. О значении литературы для духовной сферы человека, путях, ведущих к христианской вере и жизни в Церкви, мы говорим с Сергеем Тимченко, руководителем издательства «Ковчег», главным редактором журнала «Славянка»


– Сергей Владимирович, как Вы пришли к вере?

– Я с детства был крещен. Бабушка водила меня в храм, она была глубоко верующим и очень смиренным человеком. Воспитанием религиозных чувств я обязан ей. Потом началась юность-молодость, в моей жизни появилась Москва, и все церковное потихонечку забылось. А после окончания вуза пришло время задуматься о смысле жизни, о том, для чего мы приходим в этот мир? Это было в конце 1970-х, все религиозное было еще под уголовным запретом. Однако это не останавливало любыми путями узнавать о Православии. Я думал тогда: «Как же так: десятки поколений русских людей были христианами. Православными были Пушкин, Достоевский, Гоголь. Многие великие ученые – Лобачевский, Менделеев, Ломоносов являлись христианами. Неужели они были не правы? Неужели они не верили искренне в Бога? Не мог русский народ в своих идеалах ошибаться…». Размышляя логически, я понял: чтобы стать церковным человеком, познать Бога, нужен не просто ум, а гигантский ум. И этим гигантским умом обладает в совокупности весь русский народ. Постепенно приходило и понимание, что ум – есть нечто второстепенное в человеке, и не ум определяет нашу сущность. Постепенно расставлялись новые приоритеты, открывались новые и важнейшие понятия духовной жизни, такие как страх Божий и смирение, духовная нищета и ведение нашего сердца.

Смиренность была у моей бабушки, была и остается в русском народе. Смирение – начало премудрости. Когда ты смиряешься, не надо уже искать чего-то своего в понимании мира. Но ты прилепляешься к тому, что уже до тебя нашли целые поколения русских людей. К той великой Истине, которая является на протяжении многих веков источником жизни для многих народов.

– Следующим шагом стало воцерковление?

– Да, ты начинаешь понимать, какое это высочайшее достижение мировой культуры – Православие и приходишь на послушание к нашему священноначалию. А дальше Церковь уже начинает вести тебя по многотрудному пути спасения… Еще в начале 1980-х я стал ходить в храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Потом был Псково-Печерский монастырь, где меня отцы вразумляли, в том числе отец Андриан.

– Вы не только издатель, но и писатель. Как в Вас все это сочетается?

– У меня это одновременно произошло: учеба в Литературном институте и воцерковление. Я учился у Михаила Петровича Лобанова. Это не просто мастер, педагог, профессор. Для меня он воплощал идеал русского человека, который сочетает в себе смиренную евангельскую премудрость с интеллектом, с мужественностью, с любовью к людям. Я прошел его школу, мы дружили. Я продолжал с ним общаться и после окончания института: приезжал к нему домой, мы до глубокой ночи обсуждали разные жизненные проблемы. Я горжусь, что земля Российская продолжает рождать таких колоссов, таких великих людей как Михаил Петрович Лобанов.

Закончив Литинститут и став церковным человеком, я понял, что в занятии прозой, как таковой, нет ничего худого. Но есть еще целый материк знаний и культуры – материк Православия. Я его обнаружил – и это было для меня неожиданным открытием. И вся моя личная литературная деятельность показалась мне незначительной и мелкой. И я себе поставил цель: сначала надо овладеть тем духовным богатством, которым обладает Православие. А потом, Бог даст, я буду и что-то свое писать.

Помню, уже в 1990-е годы я был на одной философской конференции, и Сергей Петрович Капица заявил: «Как мы можем общаться с Церковью, когда у нее и языка нет, на котором она может говорить с народом?». А в это время по телевидению выходила программа митрополита Кирилла – нашего будущего патриарха. Когда я смотрел эти передачи, меня поражало, что владыка говорил так, как никто на центральном телевидении. И во время беседы с Сергеем Капицей я ему возразил, заметив, что большинство светских русских людей и не догадываются о тех колоссальных духовных ценностях, которые таит в себе православная культура. Что есть многотомные сочинения Феофана Затворника, святителя Игнатия (Брянчанинова), многотомные труды святителя Иоанна Златоуста, охватывающие смысл и философию всей человеческой жизни.

К сожалению, часто человек начинает говорить и судить о православной культуре, не слышав даже самих имен многих великих святых. Это – беда. Это все равно, что рассуждать о значении Толстого, понятия не имея о «Войне и мире», о «Севастопольских рассказах», об «Анне Карениной».

– Какие книжные проекты вы реализуете в издательстве «Ковчег»?

– «Ковчег» уже 27 лет занимается издательской деятельностью. Мы издаем молитвословы, Евангелия, псалтири, труды святых отцов – это спасительный набор книг. Своеобразной нашей визитной карточкой стала серия многочисленных популярных брошюр катехизического плана, а также подарочная «Золотая серия» издательства «Ковчег», которую мы выпускаем уже более 10 лет.

Мы начинали издаваться в советское время, когда Церковь была под запретом, а религиозная пропаганда каралась уголовной статьей. Я много лет просидел в Ленинской библиотеке в спецхране. Там читал книги на духовные темы. В издательстве «Современник», где я работал в отделе прозы под началом Ярослава Шипова, мы готовились издать книгу «Десять веков русской святости». Хотелось включить в нее как можно больше материала –житий и творений наших святых. Пока мы ее готовили, началась перестройка, и мы смело издали книгу под церковным названием «Жития и творения русских святых». Сейчас много хороших православных книг издано. Но людям хочется читать еще больше. Особенно нужна талантливая художественная литература.

– Вы строго оцениваете современных авторов?

– Может, это только для меня лично современная православная проза оставляет желать лучшего, но я считаю, что православной художественной литературе еще предстоит развиваться. Нам нужна художественная литература уровня Ивана Бунина, Ивана Шмелева, Андрея Платонова, Константина Воробьева, Василия Белова и Валентина Распутина, написанная верующими людьми, исповедующими Православие. Почитайте любого современного писателя, а потом быстренько перейдите на Толстого и Лескова, и вы сразу же поймете, о чем я говорю. У русских классиков такая проза, начиная читать которую, вы уже не можете оторваться. А сейчас, к сожалению, многое создается на потребу.

– Вы еще издаете журнал «Славянка». Он занимает особую нишу…

– Да, это еще одна из форм исповедания нашей веры, красоты Православия, духовной красоты православных женщин, утверждения великого значения семьи. Журнал «Славянка» – он ведь не только семейный, но и политический: борьба за нравственность, за семью, на мой взгляд – основа любой политики.

– Вы также издаете литературу для детей. Это ключевое направление?

– Для России сегодня это жизненная необходимость – воспитание православного подрастающего поколения. У России сегодня три важнейших института, на которых еще зиждется наша национальная государственность – это Церковь, семья и армия. Сейчас в храмах много людей среднего поколения: от 30 до 50 лет. Их дети понимают: родители ходят в храм. Это становится семейной традицией. Нам надо выждать момент, когда подрастет поколение православной молодежи, которая придет в Церковь, придет в армию, на государственную службу. Тогда можно что-то всерьез изменить в стране. Сейчас это сложно. Идеология потребительства, идеология рынка чумой прошлась по сознанию русских людей. Сегодня мы сами, своими силами не в состоянии изменить кардинально жизнь России, привести ее к знаменателю правды и справедливости. Но то, что невозможно человекам, возможно Богу. Если обратимся к Нему в своих молитвах, с Его помощью возможно все. Когда мы молимся – мы объединяемся.


Краткая биография 

Сергей Владимирович Тимченко родился 1 марта 1956 года в Армении в семье военнослужащего. В 1973 году поступил в Московский инженерно-физический институт. После окончания МИФИ работал в НИИ космического приборостроения, Институте механики МГУ. В 1989 году окончил Литературный институт по отделению прозы, семинар М. Лобанова. В 1992 году организовал православное издательство «Ковчег». Основатель и главный редактор православного женского журнала «Славянка» и «Общенационального Русского журнала» (2007-2008 гг.).


Издательский совет