«Веленью Божию, о муза, будь послушна…»

«Веленью Божию, о муза, будь послушна…»
Фото: из открытых источников
Интервью писателя Анатолия Байбородина, номинанта Патриаршей литературной премии 2024 года
— Ваш предыдущий разговор с читателями «Православного книжного обозрения» состоялся весной 2021 года. С тех пор судьбу нашей страны и всего мира изменили эпохальные события — начало СВО, и открытого противостояния России и Запада.

— Скромно, тихо, щадяще названная, Специальная военная операция — не столь политико-экономическая мировая война, сколь мистическая — сражение православного Русского мира с демоническим Западом. А посему совершенно современны и злободневны слова преподобного Сергия Радонежского святому князю Дмитрию Донскому: «Если требует чести — отдай, если ищет золота — отдай; но за веру православную и Христову Церковь нам подобает и кровь свою пролити и живот свой положити».

Тридцать лет российские властители духа, а вернее, растлители, захватившие телевиденье и мировую интернет-паутину, погружали народ в бездну порока, ведущего нацию к вымиранию, а Российскую империю к распаду. И лишь Божиим чудом Русский мир, найдя спасительную опору в православном христианстве, выдюжил, а потом в противостоянии демоническому Западу стал возрождаться духовно, нравственно, что породило державно-политическое, хозяйственно-экономическое возрождение.
Можно ли было вообразить из лихих девяностых и нулевых, что Русский мир породит сонм героев, положивших души за други своя, сонм государственных мужей, мыслителей, художников, верно и талантливо служащих родному народу и Отечеству?! В нынешнем возрождении Русского мира велика заслуга Православной Церкви, служившей спасению нации, которую тогдашние властители насильственно увлекали в бездну. Впрочем, сии властители-растлители лишь затаились, но обладают достаточной силой во власти, а предатели страшнее откровенных врагов.

— Как вы можете оценить влияние этих «лихих девяностых и нулевых» на русскую литературу, и на жизнь русского народа?

— Трагедия российской, которую грех называть русской, массовой литературы заключалась в том, что на ее престоле четверть века восседала либо «раскрученная халтура» — дурили читателя, зрителя, слушателя, либо «мыльные оперы» — и опять дурили, либо многоликая, сладко искусительная дьявольщина— влекли ко греху, пороку и духовной смерти. Но истинная трагедия российского «искусства» была в том, что властители-растлители выбросили с корабля современности понятие народности, согласно которой двадцать веков оценивалось народное творчество, и три века светское искусство, в том числе и литература.

Называясь русской, тогдашняя ходовая российская проза, да и часть нынешней, утратила русскость, — суть народность, над воплощением в творчестве и теоретическим обоснованием которой трудились в полемических схватках славянофилы и западники. И русская народность гениально воплотилась в творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова, Шмелева, а потом и в творчестве избранных советских писателей.

И слава Богу, что ныне в российской литературе стал оживать и укрепляться сей истинный критерий русского искусства, и нынешний, избранный Богом российский писатель с точки зрения русской народности стал ощущать себя воспитателем детского сада, засевающим в души народа, подобного детям, любовь ко Всевышнему и ближнему. И если даже сочинитель без церковной риторики засевает лишь любовь к ближнему, то уже любовь ко Всевышнему. Вспомним: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4:20)

А в более высоком духовном восхождении писатель, бывший воспитатель детского сада, — в одном лице и священник, проповедующий любовь, смирение, покаяние, и прихожанин, исповедующий грехи, колотя в грудь: Боже, милостив буди мне грешному! (Лк. 18:13)

— Как продвигается работа над Вашими произведениями? Что удалось выпустить в последние годы, что еще в работе, что в замысле? То, над чем Вы сейчас работаете, как-то связано с нынешней исторической ситуацией? Где читатели могут ознакомиться с Вашими произведениями?

— Творческий метод, что стихийно сложился в моей писательской судьбе, причудлив и тревожен: оставляя сочинения в рыхлом виде, я оброс черновиками тридцатилетней, двадцатилетней, десятилетней давности, и, Бог весть, успею ли дюжину черновых художественных повествований и дюжину художественно-публицистических довести до ума. И все же постепенно, с трудом переписываю черновые повествования, рассказы, очерки, публикую в российских журналах и книгах издательства «Вече».

Вот и ныне для «Вече» готовлю книгу повестей и рассказов, где более о старосельской сибирской жизни, что современно и злободневно. Я не страдаю журнализмом, как сплошь и рядом нынешние сочинители, кои часто из деловых соображений торопятся изложить драматические, трагические текущие события. А коль излагают журналистским языком, о художественности не заботясь, то и выходит у эдаких деловитых торопыг не художественная проза, а журналистика.

В моем понимании современно то, что всегда злободневно, как, скажем, «Слово по полку Игореве», былины, шедевры древнерусской и средневековой русской словесности, с точки зрения православной духовности превосходящей литературу XIX века. Впрочем, избранные шедевры литературы и XIX века восходили к средневековой духовности. Мою прозу обвиняли в этнографизме, фольклоризме и орнаментализме, что я почитаю за ее достоинства. Этнографические музеи печалятся о сохранении шедевров народного прикладного искусства, я, подобно музейщикам, ставил задачу запечатлеть для потомков во всей мудрости и красе русский народный, суть крестьянский язык, изумительно образный, богатый пословицами и поговорками. Так же по-музейному старался увековечить в сочинениях обычаи, обряды, мифы и легенды русского народа в ретроспективе веков. К сему составил, издал «Русский месяцеслов», где православные календарь и краткие жития святых, а также народные обычаи, обряды, поверия, приметы и календарь хозяина.

Сочетая прозу с публицистикой, ныне завершаю и книгу очерков и статей, куда войдет крупное очерковое повествование «Воевода Земли Русской. Памяти преподобного Илии Муромца, Киево-Печерского чудотворца». Крестьянский сын, воин, святой молитвенник, Илия Муромец — истинный и завершенный образ русского народа. Очерк посвящен российским воинам, что ныне, подобно былинному и святому богатырю Илии Муромцу, с оружием в руках обороняют Русскую Землю от супостатов. Хотелось бы издать очерк о святом богатыре и отдельной книгой.

— О чем Вы еще считаете важным сказать читателям «Православного книжного обозрения»?

— Желаю не тратить короткое, словно летняя ночь, драгоценное время земного обитания на заурядные зрелища, на чтение заурядных сочинений, но, посвящая большее время чтению Святого Писания и Священного Предания, читайте, коли пожелаете, и шедевры русской художественной литературы, что не от лукавого, но от Бога, где мудрость не дольняя, но горняя, ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом. (1 Кор 3:18-19). Читайте сочинения, про кои можно сказать словами Александра Пушкина: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», где сочинитель приказал вдохновению: «Велению Божию, о муза, будь послушна… », где писатель «милость к падшим призывал».

Беседовала Вера Шарапова/Журнал «Православное книжное обозрение»