— Кто Ваш читатель? Кому адресованы Ваши книги, что самое главное из того, о чем хочется сказать в них?
— Моим соотечественникам в первую очередь, современникам, людям всех возрастов. О чем хочу им сказать? Да о том, что рассказал бы, коль смог, самому себе лет сорок-пятьдесят назад, чтобы не жалеть потом о потерянном напрасно времени. О том, например, что узнал, будучи уже тридцатилетним, от архимандрита Иоанна (Крестьянкина), написавшего мне в 1992 году:
«Живи не как хочется, но как Бог велит…
Оставаясь коммерсантом, не забывайте, что успех ваших дел будет зависеть на половину от того, будете ли вы богатеть в Бога… Можно быть капиталистом Богом благословленным и нищим — разбойником…
И увидите чудо в жизни своей.
Божие благословение всей семье
Арх. Иоанн»
Недолго после этого и других писем от старца я оставался коммерсантом, уже в 1992 году оставил бизнес, алтарничал в храме, стал редактором вестника Псковской епархии «Благодатные лучи». А к концу «девяностых» в издательствах Москвы и С.-Петербурга вышли первые мои книги прозы и публицистики.
И доселе продолжаю писать и, в меру сил и возможностей, напоминать, что жить надо не как хочется, но как Бог велит. В том числе и самому себе.
— В чем сейчас задача русского писателя?
Писать в духе и силе сказанного Тютчевым:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Пусть не забывают об этом истинные сыны Отечества, пусть гордятся этим, восхищаются, любят Родину, верят в нее и учат этому своих детей. Пусть слышат и те, кто не нашел себе места в России, кто, в забвении разума причисляя себя к культурной, экономической и политической элите и пренебрежительно называя Родину «эта страна», мыслят ее будущее, в лучшем случае, в виде ряда ровно остриженных кустиков в каком-нибудь версальском парке; для них у России осталась лишь одна тайна, неподвластная их уму: почему она еще жива, почему, вопреки их логики и их здравого смысла, не рассыпалась, не распалась на горсть беспомощных карликовых государственных образований, на манер швейцарских кантонов? Но эту тайну им никогда и не удастся разгадать! Пусть эта тайна сводит их с ума, обессмысливает их существование и ведет их прямой дорогой в преисподнюю, где им самое и место!
А нам, писателям, писать в духе и силе проговоренного Пушкиным:
Сильна ли Русь? Война, и мор,
И бунт, и внешних бурь напор
Ее, беснуясь, потрясали —
Смотрите ж: все стоит она!
Всю энергию своего художественного дарования, мастерство, все знания и умения положить на то, чтобы эта пушкинская самоотверженная, горячая, деятельная любовь к Родине хотя бы искрой запала в душу каждого читающего жителя России, чтобы она, как «пепел Клааса», стучала в каждом, не утраченном для вечности, русском сердце.
Не бояться, наконец, вместе с Александром Суворовым восклицать: «Я — русский, какой восторг!» Ведь, в конце концов, все мы, жители России, к какой бы национальности не принадлежали, для западного мира — русские. Особенно солдаты…
— Готовы ли наши соотечественники, в первую очередь молодые поколения, к серьезному разговору о самых важных вещах?
— Время ли думать о том, готовы или не готовы? Надо, не боясь, говорить правду, помня, что по слову народному, правда двенадцать цепей разорвет, что она и в огне не горит, и в воде не тонет, что она прямо идет — ни обойти ее, ни объехать, что деньги смогут много, а правда — всё!
— Куда ведут сегодня пути русской культуры? В чем главные опасности для нее, на что есть надежда?
— Если говорить именно о Русской культуре, а не о суррогате, не о том, что рядится в ее одежды, то пути ее прямы. Ведь это у лжи кривые дорожки, а правда, как говорят в русском народе, с ложью не дружит, правда, на которой незыблемо стоит творчество настоящего русского художника, такого, например, как Василий Белов, Валентин Распутин, Виктор Лихоносов, ушедший недавно в вечность Владимир Костров… Хотя столько иной раз на эту правду наваливается лжи, что и надежды не видно…
Потерпим. И будем учиться быть такими, каким видел русского человека Иван Ильин:
«Быть русским, — писал он, — значит не только говорить по-русски. Но значит — воспринимать Россию сердцем, видеть любовью ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный самим русским людям, и в то же время — указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательства других народов и требовать для этого дара — свободы и самостоятельности на земле. Быть русским значит созерцать Россию в Божьем луче, в ее вечной ткани, ее непреходящей субстанции и любовью принимать ее как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни. Быть русским значит верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и ее строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за нее и нашу победу».
— Кого из молодых авторов Вы видите продолжателями своего дела? Чьи имена стоило бы выделить, кого в первую очередь стоит рекомендовать читателям, почему?
— Есть состоявшиеся молодые авторы, которых без сомнения можно и нужно отметить. Это, например, прозаики Вячеслав Лямкин из Бийска, у которого есть прекрасная детская проза, Елена Басалаева из Красноярска, Александр Евсюков из Москвы, Михаил Калашников из Воронежа. Из публицистов я бы выделил Андрея Авраменкова, который сейчас тоже переехал в Воронеж из Луганска…. Из поэтов Инну Кучерову из Донецка и Наталью Джурович, которая живет одновременно в двух православных странах России и Черногории. Так что будущее у нашей литературы есть, есть писатели, вот только бы читателей им побольше!
— О чем еще важно сказать в сегодняшней ситуации?
— Попробуем увидеть видеть свою Родину Россию «в Божьем луче». И не только увидеть однажды, но видеть постоянно! И все тогда, у нас, с Божией помощью, получится!
Беседовала Вера Шарапова/Православное книжное обозрение