Визуальная фотоэнциклопедия России

Визуальная фотоэнциклопедия России
Интервью с Анастасией и Юрием Масловым – редакторами издания «Россия – визуальный код», отмеченном Специальным призом конкурса «Просвещение через книгу». Восьмитомник-фотоэнциклопедия выпущен арт-холдингом «Медиарост»
— Для кого это издание? Кто его читатели?

— Все россияне, да и иностранцы — почему бы нет, там все визуально ясно даже без перевода. Каждый так или иначе воспримет умом и сердцем издание, посвященное сразу всей стране, всему ее достоянию, богатству, красоте.

— Что самое главное, что хотелось передать и выразить в этом проекте?

— Что Россия неисчерпаема и бесконечна — и это не лозунг, не пустые слова.

— В чем главные отличия издания от других аналогичных проектов?

— Справочных изданий и различных путеводителей по регионам достаточно, и мы, готовя проект, конечно, внимательно изучали лучшие из них. Но наша серия действительно выделяется. Во-первых, масштабностью — в восьми крупноформатных альбомах отражены все республики, края, все области России. Во-вторых, концепцией и жанром — проект определен как «визуальная фотоэнциклопедия». В-третьих — художественными задачами.

— Содержание альбомов — только фотографии или также и тексты, справочный материал?

— Визуальный ряд дополнен подписями: иногда краткими, иногда расширенными. Отличной находкой, как все мы убеждены, оказались изредка включаемые цитаты из знаковых стихотворений или песен. Яркий словесный образ сразу начинает перекликаться с конкретным кадром, высвечивать в нем новые смыслы, ассоциации. Это как в настоящей высокой поэзии. А еще мы подбирали строки из национальных эпосов разных народов, от русских духовных стихов до якутского эпоса «Олонхо», признанного ЮНЕСКО нематериальным достоянием человечества. И древние сказания сразу задавали свою атмосферу, свою иносказательность. И каждый альбом открывает издательское предисловие о сути и духе данного региона — емкое и концептуальное.

— Как велась работа?

— Работа над восемью томами шла долго. Помнится, начинали еще во времена самоизоляции, и это было прямо-таки особое испытание, когда постоянно перед глазами кадры, зовущие немедленно отправиться в дальние дали — на Урал, в тайгу и к морю… По заранее оговоренному тематическому плану отбирались лучшие фотографии из уже имевшихся коллекций. Четкий план обязателен, поскольку у нас энциклопедическая концепция. Нам нужно было показать выбранные тематические векторы: достопримечательности мирового уровня, природу и историю, мегаполисы и окраинные села, науку и искусство, спорт и отдых, хозяйство, транспорт и технику, религии и различные национальные традиции. Разумеется, нельзя объять необъятное. Но планомерное наполнение помогло прийти к некоторой законченности каждого тома как отдельного высказывания.

— По каким принципам формировались альбомы?

— Географический принцип оказался очень непрост. На поверхности лежит административно-территориальное деление. Оно законно, однако, иногда противоречит художественным задачам. Например, Якутия, как известно, официально относится к Дальневосточному федеральному округу. Но этот регион, самый крупный по площади в России, столь велик (с востока на запад он простирается почти на 2500 километров и включает три часовых пояса), что мы совершенно правомерно внесли его образы не только в дальневосточный, но и в сибирский тома. Или возьмем Астрахань. Официально она принадлежит к Южному федеральному округу. Но не включить астраханские пейзажи в том «Поволжье» было бы просто странно. В итоге Астрахань у нас и в южном томе, и в поволжском — одновременно. Мы решили буквально подняться выше формальных границ, заданных школьной географией или административно-территориальными картами. Стремились тем самым подчеркнуть идею безграничности.
А для упорядочения неисчерпаемого материала во всем восьмитомнике была выбрана логика, непогрешимая, как природная данность: по ходу солнца — с востока на запад.

— Чего больше в фотоальбомах — пейзажей, портретов, репортажных фото?

— У нас есть и пейзажная, и портретная съемка, промышленный и событийный репортаж, аэрофотосъемка, макросъемка. Основу подборок составляют пейзажи. Есть прославленные, известные всему миру (например, виды Волги, Байкала, камчатских вулканов или озера Баскунчак). А есть пейзажи иные, чью красоту помог впервые уловить чуткий взгляд фотохудожника. Завораживает архитектурное фото: белокаменные и узорчатые храмы «Золотого кольца», древние монастыри-крепости, дворцы Петербурга, подмосковные усадьбы… Не менее важны портреты — лица россиян разных национальностей, возрастов и профессий.

— Какие фотографии из представленных в издании вы считаете лучшими?

— Работы первоклассных фотографов сами по себе прекрасны, тривиальных среди них нет. Они не просто красивые, а — интересные. Со смыслом, с подтекстом, с «изюминкой». Отсмотрены тысячи кадров, отобраны многие сотни. Это была громадная составительская работа.
А дальше в дело вступает искусство дизайнера. Компонуя кадры, важно не просто показать «топовые достопримечательности» регионов, но и создать своего рода визуальную драматургию. Она выражается в образных рифмах. Так, цвет вулканической лавы повторяет цвет раскаленного в плавильне металла. Белизна уникального храма в толще меловой скалы перекликается с белизной озимого поля на Белгородчине. Ритм уходящих в бесконечность вагонов на Транссибе зарифмован с ритмом хайтечной архитектуры… И так далее. С востока на запад. От Тихого океана до Балтики. Бесконечная и неисчерпаемая красота.

Беседовал Илья Агафонов/Журнал «Православное книжное обозрение»