Владимир Даль: «Россия погибнет, когда иссякнет в ней православие»

Владимир Даль: «Россия погибнет, когда иссякнет в ней православие»

Недавно почитатели Владимира Даля отметили 150-летие со дня его кончины. 5 октября (22 сентября ст. ст.) 1872 года оборвалась земная жизнь человека, который подписывал свои сказки псевдонимом «Казак Луганский». Он родился 10/23 ноября 1801 года в городе Лугань (нынешнем Луганске) на Английской улице, которая в 1976 году была названа его именем. Здесь он жил до четырех лет. 22 ноября 1986 года (к 185-летию со дня его рождения) в доме № 12 на улице Владимира Даля был открыт единственный в мире государственный Литературный музей Владимира Даля.

Датчанин по отцу, немец и француз по матери, этот удивительно одаренный человек с богатой судьбой известен прежде всего как создатель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка», которым мы пользуемся до сих пор, и как собиратель «Пословиц русского народа». Он считал, что принадлежность человека к той или другой народности не зависит от его прозвания, вероисповедания или от того, какая кровь в нем течет. Главное в человеке – его дух, душа. «Кто на каком языке думает, тот к тому народу принадлежит. Я думаю по-русски», – говорил Владимир Иванович.

Лютеранин по рождению, Владимир Даль говорил: «Россия погибнет только тогда, когда иссякнет в ней Православие. Православие – великое благо для России». Морской офицер, военный врач, преуспевающий хирург, блестящий офтальмолог и гомеопат, государственный чиновник высокого ранга, ученый-натуралист, фольклорист, лексикограф, этнограф, известный писатель, Даль был другом Пушкина, в котором текла не только русская кровь. Когда сердце раненного на дуэли поэта остановилось, Далю достались «выползина» – прострелянный сюртук Пушкина – и его кольцо-талисман.

Даль общался с императором Николаем I, участвовал в подготовке отмены крепостного права. Об этом и многих других интересных фактах биографии Владимира Даля рассказывает профессор Галина Микиртичан, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургского государственного медицинского педиатрического университета, член Общества православных врачей Санкт-Петербурга имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого)


– Галина Львовна, чему может научить нас, жителей XXI века, умерший 150 лет тому назад Владимир Даль, о котором мы так мало знаем?

– Думаю, прежде всего Владимир Иванович, вклад которого в русскую науку и культуру поистине огромен, может научить нас любви к Родине, к населяющим ее народам, к русскому языку. Даль как патриот своего Отечества способен поднять дух национального самосознания. Он был великим россиянином, трудолюбивым русским человеком. На какое бы поприще ни ставил его Господь, Даль беззаветно служил России. Как военный врач он защищал родину от турок и поляков, как преуспевающий врач лечил людей, как государственный чиновник заботился о крестьянах, как натуралист внес большой вклад в науку. Но наибольшую известность он получил, конечно, как фольклорист, лексикограф, этнограф и писатель. Еще при его жизни были напечатаны все 8 томов его сочинений и «Пословицы русского народа». По словам Николая Гоголя, каждая строчка Даля приближает его к познанию «русского быта и нашей народной жизни». Виссарион Белинский считал Даля «первым талантом после Гоголя в русской литературе». Современники называли творчество Даля «поэтической этнографией».

Поразительно, но в человеке, показавшем нам все богатство русского языка, не было ни капли русской крови. В Дале текла датская, немецкая и французская кровь. Его отца Иоганна (Йохана) Христиана (Кристиана), обрусевшего датчанина, на русский манер звали Иваном Матвеевичем. Он свободно владел восемью языками – немецким, английским, французским, русским, идиш, латынью, греческим и древнееврейским. Мать Юлия Христофоровна, урожденная Юлия-Мария Фрейтаг, говорила на пяти языках. Она обладала голосом европейской певицы, хорошо играла на фортепиано, содержала дом и воспитывала шестерых детей. Старшим был веселый и общительный Владимир. Он любил своих родителей, братьев Карла, Павла и Льва, сестер Александру и Паулину. Их бабушка по матери Мария Ивановна Фрейтаг (в девичестве Мария-Франциска-Регина) происходила из обрусевшего рода французских гугенотов де-Мальи. Прекрасно образованная, она считалась одной из лучших переводчиц на русский язык. Дети читали ее переводы пьес Гете, Коцебу, Иффланда. Все в доме говорили по-русски. Владимир Даль всегда любил литературу, писал стихи, стараясь избегать иностранных слов и несвойственных русской речи оборотов, ратовал за чистоту русского языка, понимал и ценил красоту русского слова, а ведь он знал 13 языков.

За те 150 лет, что мы живем без Даля, русский язык очень изменился, и мы русские «мокроступы» называем «галошами». Но и сегодня мы пользуемся знаменитым словарем Даля, который включает в себя более 200 тысяч слов. Жаль только, что словарь заслонил собой другие заслуги одного из самых интересных людей своего времени. Бог наделил Даля самыми разнообразными талантами. Он обладал обширными знаниями в различных областях науки, играл на нескольких музыкальных инструментах, мастерил мебель, работал на токарном станке. Его биография богата неожиданными поворотами и наполнена яркими событиями. О Дале можно писать романы и снимать фильмы.

– Бывал ли Владимир Даль на родине своих предков?

– В молодости вместе с другими русскими офицерами и гардемаринами Владимир был приглашен на обед к датскому королю. Конечно, он мечтал увидеть отчизну своих предков. Но, проведя в Копенгагене несколько часов в королевском дворце, Даль окончательно убедился, что у него нет ничего общего с Данией, что его Отечество – Россия. Позже он писал, что всегда считал немцев чуждым для себя народом. Всю свою жизнь он с любовью изучал религиозный опыт, нравы, обычаи, язык и культуру народов России, знакомился с ее разнообразной природой. Это нашло отражение в его научных статьях, очерках и художественных произведениях.

«С юности православен по верованиям»

– Как и его семья, Даль с рождения принадлежал к лютеранской вере. При этом в его «малой прозе» часто встречаются названия православных праздников, церковных обрядов, имена святых, жития которых он прекрасно знал. Не хотел ли он перейти в Православие?

– Хотел и перешел. По словам Даля, лютеранство «дальше всех забрело в дичь и глушь». Он считал, что в Православной Церкви сохраняется вся полнота истины, что Греко-восточная Церковь – прямая наследница апостолов, что нет добрее и правдивее русского народа, потому что он православный. Переход Даля в Православие состоялся незадолго до его смерти. Владимир Иванович пригласил православного священника, и тот причастил его по православному обряду.

Не все знают, что, когда по поручению графа Льва Перовского Даль написал «Исследование о скопческой ереси», император Николай Павлович был очень доволен. Но ему сообщили, что автор – лютеранин, и царь посчитал неудобным рассылать книгу, написанную иноверцем. Новое исследование поручили написать Николаю Надеждину, но тот полностью включил в свой труд работу Даля.

Однажды Даль гулял с Павлом Ивановичем Мельниковым-Печерским, который, оказавшись в трудном материальном положении, три года прожил в доме Даля. Владимир Иванович указал на Ваганьковское кладбище и сказал, что здесь и он ляжет. На замечание, что его туда не пустят, ответил, что пустят, так как он умрет православным по форме, хоть с юности был православен по верованиям. Так и вышло. А рядом с его могилой похоронен его сын, умерший в 44 года от сердечного приступа. Лев Владимирович был историком архитектуры, академиком, архитектором при Румянцевском музее, преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он изучал средневековое искусство, памятники русского зодчества, был знатоком русской церковной древности. Его мозаичными фресками украшен Храм Христа Спасителя в Москве.

– Часто бывая на могилах московских чудотворцев – протоиереев Валентина Амфитеатрова и Михаила Труханова, – я лишь недавно узнала, что на Ваганьковском кладбище в Москве похоронен и Владимир Даль.

– Его похоронили в 1872 году в одной могиле с его второй женой Екатериной Львовной Даль (в девичестве Соколовой) вскоре после ее кончины. Ей было 53 года, ему – 71. Она была дочерью героя Отечественной войны 1812 года. В этом браке родились три дочери – Мария, Ольга и Екатерина. Даль был женат дважды. В 1833 году 32-летний Даль женился на 17-летней Юлии Егоровне Андре. Она была лютеранского вероисповедания, происходила из старинного знатного рода. По отцу француженка, по матери немка. В Оренбурге Даль устраивал «четверги» для местной интеллигенции, и Юлия была их украшением. Но семейное счастье было недолгим. Умерла она в 1838 году вскоре после рождения дочери Юлии, имевшей великолепный голос, писавшей сказки и рассказы, рисовавшей, знавшей языки. Дочь скончалась в Риме в 25 лет. Ее старший брат Лев умер в 44 года. Второй сын Даля умер еще младенцем.

Дочь Мария Владимировна от второго брака вышла замуж за выдающегося болгарского просветителя Константина Станишева, впоследствии директора Московского государственного лицея имени цесаревича Николая. Ольга Владимировна Демидова получила домашнее образование и окончила музыкальные курсы при Московской консерватории у Н. Рубинштейна. Екатерина Владимировна была одинока, увлекалась филологией, переводами, опубликовала в журнале «Русский вестник» свои воспоминания об отце и матери.

– А кем был отец Владимира Даля?

– Ивана Матвеевича можно считать создателем первых лечебных учреждений для рабочих на Луганщине. Императрица Екатерина II, правда, пригласила Ивана Матвеевича на должность библиотекаря, но по материальным соображениям он уехал учиться в Германию. В Россию он вернулся с дипломом доктора медицины. Иван Даль был старшим лекарем на Луганском пушечном литейном заводе, который подчинялся Горному ведомству. Отвечал он и за лечение мастеровых на угольной ломке при Лисичьей балке. Ныне это город Лисичанск. Иван Даль написал в рапорте правлению завода об антисанитарии в переполненных казармах и сырых землянках, о нищете работных людей, об инфекциях. В результате на ломке улучшили продуктовое снабжение, построили дополнительные казармы и лазарет. Но отец Даля был не только известным врачом, но и лингвистом, и богословом, и Владимир унаследовал от него способности к медицине и любовь к слову.

«Замолаживает». Начало словаря

– Как Владимир Даль из Луганска попал в Санкт-Петербург?

– Вскоре после его рождения семья переехала в небольшой приморский город Николаев. Там Иван Матвеевич служил старшим лекарем Черноморского флота. Получив в 1814 году дворянство, через год он отправил 13-летнего Володю и его брата Карла учиться за казенный счет в Петербургский морской кадетский корпус. Кадеты получали основательное и разностороннее образование, и Владимир стал одним из 12-ти русских кадетов, которые участвовали в учебном морском походе в Швецию и Данию на бриге «Феникс». Среди них были будущий прославленный флотоводец Павел Нахимов и друг Даля Дмитрий Завалишин. Даль прекрасно учился, что помогло быстрому продвижению по службе. Владимир был произведен в мичманы и на 5 лет отправился служить вместе с Карлом в Николаев. Оттуда ходил под парусами в Измаил, Одессу, Севастополь, затем перевелся в Кронштадт.

– Даль вышел в отставку, потому что в морском офицере проснулся филолог?

– У него все шло параллельно. По пути из Петербурга в Николаев возле почтовой станции Зимогорский Ям ямщик, поглядев на небо, сказал продрогшему моряку: «Замолаживает… Вишь, пасмурнеет. Знать, к теплу». И 18-летний Даль записал в тетради, что слово «замолаживает» в Новгородской губернии означает, что небо «пасмурнеет, заволакивается тучами». С этого нового для него слова и начался его колоссальный труд над словарем. Он записывал слова, пословицы, поговорки, прибаутки, особые обороты народной речи. В Николаеве Даль писал пьесы, стихи, вел «Записки» о семейных отношениях, о службе, плавании по Черному морю. Но из-за морской болезни он сменил профессию, так как хотел приносить пользу Отечеству, а не быть кому-то в тягость.

Профессорский институт в Дерпте. Медицина

– Морской офицер увлекся медициной?

– Да. В 24 года Даль почти без денег приехал в Дерпт (сейчас это Тарту), где жил на чердаке. В Дерптском университете на медицинском факультете за успехи в анатомии и хирургии его дважды наградили серебряной медалью, и он уже мог не платить за обучение, на которое два года зарабатывал уроками русского языка.

В конце 1820-х годов в Российской академии наук возникла идея организовать Профессорский институт в Дерпте, чтобы готовить профессоров для русских университетов. До этого их готовили за рубежом. Кафедру хирургии возглавлял очень талантливый хирург Иван Мойер. Он учил студентов, среди которых были будущие известные хирурги Н.И. Пирогов, В.И. Даль и Ф.И. Иноземцев, благородности и верности делу. Вместе с супругой он открыл первый в Дерпте Бедный дом для стариков.

Три года, проведенные в Дерпте, Даль назвал «золотым веком своей жизни», а будущий основоположник военно-полевой хирургии Николай Пирогов писал, что нигде в России того времени не жилось так привольно, как в Дерпте. Пирогов стал впоследствии основателем русской школы анестезии, знаменитым ученым-анатомом, естествоиспытателем. Он создал первый атлас топографической анатомии. Как хороший приятель Даля Пирогов назвал его человеком на все руки. Как и его отец, Даль стал хорошим медиком. Он так ревностно занимался хирургией и анатомией, что позже в «Дневнике старого врача» Пирогов поставит его имя в один ряд с собой, Иноземцевым и Липгардтом. За годы учебы Даль сделался ловким «оператором» и особенно любил делать глазные операции. Он решил остаться работать врачом в Дерпте. Но началась русско-турецкая война, и всех студентов-медиков призвали на фронт. Далю как самому способному разрешили, однако, защитить диссертацию. На войну он отправился уже доктором медицины.

Военный врач

– Владимир Даль имел награды за участие в войнах?

– Как блестящий военный врач Владимир Иванович был награжден серебряной медалью на георгиевской ленте и Орденом святой Анны. Во время русско-турецкой войны он был ординатором при подвижном госпитале, оперировал и перевязывал раненых. Не успел Даль вернуться из Турции домой, как ему пришлось идти в новый поход – против поляков. В Польше он был дивизионным врачом в корпусе под командой генерал-адъютанта Федора Ридигера (перешедшего в Православие предка ныне покойного Патриарха Алексия II). Когда поляки сожгли мост, Даль из множества пустых бочек соорудил временную переправу через Вислу. После переправы русских солдат Даль начал переводить раненых и проявил героизм, обманув противника, который ушел под воду. Узнав о подвиге Даля, император Николай Павлович наградил его Владимирским крестом с бантом.

По словам Даля, он изучал язык со всеми его говорами в основном в Турецком и Польском походах, записывая областные слова и местные обороты речи.

– То есть война не мешала его работе над словарем?

– Парадокс в том, что без участия в войне, которая свела в воинских частях солдат со всей России, Далю не хватило бы жизни, чтобы собрать огромный материал для будущего словаря, объездив все уголки страны. Свою «копилку» областных слов он пополнял в минуты затишья, расспрашивая солдат, как в их местности называется тот или иной предмет. Однажды пропал вьючный верблюд, перевозивший его «копилку», но казаки спасли из турецкого плена и верблюда, и записки Даля.

После Польской кампании Владимир Даль стал ординатором в Петербургском военно-сухопутном госпитале и знаменитостью Петербурга. Этот русский врач благодаря своему нерусскому происхождению расположил к себе врачей-немцев, ревниво охранявших свои доходы от русских врачей. Он был замечательным окулистом, успешно лечил катаракту. После появления в Петербурге гомеопатов Даль сначала выступил против них, но потом Алексей Перовский, поклонник Ганемана, член Российской академии и писатель, известный под псевдонимом Антоний Погорельский, предложил Далю испытать гомеопатический способ лечения на практике. После этого Даль стал сторонником гомеопатии и построил в Нижнем Новгороде гомеопатическую больницу. Она существовала до отставки Даля.

– С 1830-х годов Даль стал знаменит не только как врач, но и как литератор. Что этому способствовало?

– Его популярность выросла в 1832 году, когда Булгарин нашел неприличными «Русские сказки», изданные Далем под псевдонимом «Казак Луганский». Книгу запретили, но за Даля вступились воспитатель наследника престола Жуковский, с которым Даль познакомился еще в Дерпте, и дерптский профессор Паррот. Владимир Иванович писал, что ему важны не сказки сами по себе, а русское слово, которое у нас в загоне. Он знакомит нас с народным языком, и мы по сей день пользуемся крылатыми выражениями, взятыми из словаря Даля:

  • «Не слыть, а быть»,
  • «Церковь не в бревнах, а в ребрах»,
  • «Правду говорить – никому не угодить»,
  • «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника»,
  • «Назначение человека именно в том, чтоб делать добро»,
  • «Умереть сегодня – страшно, а когда-нибудь – ничего».

«Составитель словаря не указчик языку, а служитель, раб его», – говорил Даль.

«Выползина» Пушкина и его кольцо-талисман

– Дружба с Жуковским помогла Далю сблизиться с Пушкиным. Говорят, Владимир Даль как опытный хирург пытался спасти своего друга, но не смог.

– Не смогли и врачи Арендт и Спасский. Тогдашняя медицина была бессильна. Пушкин мужественно переносил страдания. Даль старался утешить и ободрить его. Друзья поэта назвали Даля его «ангелом-хранителем». Он оставался в доме на Мойке до смерти Пушкина, прожившего после ранения 46 часов 15 минут. Умиравший Александр Сергеевич, бывший до этого с Далем на «вы», впервые сказал ему «ты». Он протянул Далю перстень с изумрудом, который стал для Даля настоящим талисманом. При взгляде на него Владимир Иванович ощущал, что по нему бежит искорка, и ему хотелось сразу написать что-нибудь стоящее. Даль пытался вернуть перстень вдове Пушкина, но она не взяла. Этот дар Даль хранил всю жизнь. Потом его средняя дочь Ольга Владимировна Демидова подарила перстень великому князю Константину Константиновичу – президенту Российской академии наук, а он по завещанию передал перстень в Пушкинский дом – Институт русской литературы в Санкт-Петербурге. Сейчас перстень хранится в Музее-квартире А.С. Пушкина на Мойке, 12.

– А как Владимир Иванович познакомился с Пушкиным?

– Он сам представился поэту в доме на углу Гороховой и Большой Морской, где жил Пушкин. Даль подарил ему свои «Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского». Под их влиянием родилась сказка «О рыбаке и золотой рыбке». Ее рукопись Пушкин подарил Далю, который рассказал поэту, что собирает слова живого народного языка. По настоянию Пушкина он принялся за свой словарь. Два самоотверженных служителя русского языка подружились. В Петербурге Пушкину очень понравилось услышанное от Даля слово «выползина». Так называется шкурка, которую змея после зимы сбрасывает, выползая из нее. Зайдя к Далю в новом черном сюртуке, Пушкин спросил, хороша ли его выползина, и добавил, что из нее он теперь не скоро выползет. Так и вышло: сам снять свой простреленный Дантесом на дуэли сюртук поэт не смог. Чтобы облегчить раненому страдания, выползину разрезали. После смерти Пушкина Жуковский передал ее Далю, а Даль – Погодину. Жаль, что последний сюртук Пушкина затерялся.

Жизнь в Оренбурге

– Одно время Даль с семьей жил в Оренбурге, и когда в 1833 году Пушкин приехал туда собирать материал для «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева», именно Владимир Иванович показал ему все важнейшие исторические места, связанные с восстанием Емельяна Пугачева. После смерти друга Даль навсегда оставил медицинскую практику. Видимо, потому что больше не верил в нее?

– Нет, еще до этого, в 1833 году, он вышел в отставку по военно-медицинскому ведомству. В медицине были те же злоупотребления, от которых он бежал из флота. При губернаторе Оренбургского края Василии Перовском Даль стал чиновником по особым поручениям. Перовский ценил и литературный дар Даля, и его блестящие административные способности.

В 1837 году именно Даль сопровождал наследника престола – будущего императора Александра II – в его путешествии по Оренбургскому краю, где он прожил свои лучшие годы, занимался широкой культурно-общественной деятельностью. При его участии в Оренбурге открыли Зоологический музей, положивший начало Краеведческому музею. За собирание коллекций по флоре и фауне Оренбургского края Даля избрали членом-корреспондентом Петербургской академии наук по классу естественных наук. Он написал такие учебники по ботанике и зоологии, каких еще не знала русская школа. Как натуралист Даль перевел с немецкого на русский язык «Естественную историю Оренбургского края» Эверсманна. В 32 года Даль приехал в Оренбург начинающим писателем, а уехал оттуда известным автором, которого печатали лучшие журналы того времени.

«Несносно честный и правдивый». Русское географическое общество

– Чем Владимир Даль занимался в Петербурге после отъезда из Оренбурга?

– После своей отставки Василий Перовский дал рекомендацию Далю на пост секретаря министра внутренних дел Льва Перовского. Ближе всего стоя к министру, Владимир Иванович был не только его правой рукой, неутомимым сотрудником, посвященным во все тайны государственной деятельности, но и преданным другом. Как заведующий канцелярией и чиновник по особым поручениям при Министерстве внутренних дел, Даль вел самые важные дела, составлял и вводил свод законов о городском самоуправлении. Он принимал деятельное участие в делах по устройству бедных дворян, по улучшению быта помещичьих крестьян, составлял карантинные правила. Редактировал ежегодные доклады и отчеты по министерству, записки для внесения в Государственный совет и Комитет министров. Вот так в одном человеке уживались ученый, литератор, врач и чиновник высокого ранга. В Петербурге о Дале говорили, что он несносно честен и правдив. Когда Даль уехал в Нижний Новгород, граф Перовский, писал, что он без него как без рук.

– В 1845 году по повелению императора Николая I в Санкт-Петербурге при Министерстве внутренних дел Российской империи было создано Русское географическое общество. С 1849 года оно называлось Императорским. Даль был одним из его 17-ти учредителей.

– Он был уже статским советником, почти генералом, писателем, публицистом, журналистом, и по четвергам у него собирались такие известные люди, как академик Бэр, адмирал Врангель, литератор Одоевский, хирург Пирогов, актер Щепкин, географ и путешественник Чихачев и многие другие. Из Сибири в ореоле славы как раз вернулись участники научной экспедиции во главе с Александром Миддендорфом. В министерском доме на площади Александрийского театра (ныне это площадь Островского, 11) на квартире Даля договорились о создании объединения географов России. Русское географическое общество создали для всестороннего изучения родной земли и соседних стран – Китая, Японии, Турции и Туркестана (в ХIХ веке так именовались Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Киргизия, вместе взятые). Русское географическое общество, куда входили известные путешественники Пржевальский, Семенов-Тян-Шанский, Обручев, Миклухо-Маклай, поддержало Даля в его работе над словарем, которая стала делом его жизни. В 58 лет, дойдя лишь до буквы «П», он вышел в отставку и переехал в Нижний Новгород, чтобы полностью посвятить себя работе над словарем.

Нижегородская ярмарка и уникальная икона

– В 1849–1859 годы Даль занимал должность управляющего Нижегородской удельной конторой, управляя в Нижегородской губернии 37 тысячами удельных крестьян, обеспечивая их права и защищая от произвола властей и владельцев.

– Это так. Но главный итог этих 10-ти лет жизни в Нижегородской губернии – огромный материал для словаря, собранный им на Нижегородской ярмарке. Пока она больше месяца торговала, пела и шумела в смешении языков, Даль записывал слова и пословицы во всем разнообразии говоров. На знаменитой российской ярмарке перед ним словно лежал его оживший словарь.

Позже сын Даля Лев Владимирович построит здесь собор. Будучи губернским архитектором Нижнего Новгорода, он написал, как полагают, уникальную икону для нижегородского храма Космы и Дамиана. Этот храм был построен при участии семьи Даля после его смерти. На иконе в образах святых бессребреников, врачевателей и чудотворцев Космы и Дамиана угадываются Пушкин и Даль, которые делали много хорошего людям не ради денег. Еще до сноса храма икону передали в Музей истории религии и атеизма, который размещался в Казанском соборе. Сейчас, если не ошибаюсь, она находится в Санкт-Петербурге в Государственном музее истории религии.

Уйдя в 1859 году в отставку, Даль поселился в Москве, в «Грузинах», где жил и работал до самой смерти. Здесь Владимир Даль подготовил к изданию первое полное собрание сочинений в восьми томах, сборник «Пословицы русского народа» и завершил гигантский полувековой труд всей своей жизни. Первые слова Владимир Иванович записал в марте 1819 года, последние – незадолго до смерти, в 1872 году. В «Толковом словаре живого великорусского языка» содержится книжно-письменная, просторечная, диалектная, профессиональная, церковнославянская и иная лексика. Более 30 тысяч пословиц, поговорок и загадок приводятся автором для наиболее точного разъяснения значений слов.

– На чьи средства издавался словарь?

– Московское Общество любителей российской словесности выдало Далю ссуду в 3 тысячи рублей на издание первого тома. Ознакомившись с ним, император Александр II взял на себя все издержки за издание. Ко второму изданию Даль подготовил большое количество новых статей, в том числе из откликов читателей.

– Как была оценена кропотливая работа Даля?

– За первые выпуски словаря он получил золотую Константиновскую медаль от Императорского Русского географического общества. После выхода в свет всего словаря Даль был удостоен престижной Ломоносовской премии – главной научной премии в России того времени. В награду за свой труд он получил одну тысячу рублей. Даль был избран в почетные члены Императорской академии наук. Были и премия Геймбюргера, присужденная Далю Дерптским университетом, и членство в Обществе любителей Российской словесности, и активное участие в Обществе истории и древностей российских.

Музеи Даля в Луганске и Москве

– А кому достались личные вещи Даля?

– В 1986 году литературные музеи Владимира Даля были открыты в Луганске, где он родился, и в Москве, где он был похоронен. Единственный государственный музей находится в Луганске, а в Москве он был создан на общественных началах. Правнучка Даля Ольга Станишева, ставшая балериной, всю жизнь хранила личные вещи прадеда. В конце жизни Ольга Владимировна передала Луганскому музею негативы личного архива семьи, рисунки, книги и пианино, ставшее жемчужиной экспозиции. Сейчас музей Владимира Даля является филиалом Музея истории и культуры города Луганска. В музее также хранятся коллекция изданий Толкового словаря Даля, полное собрание его сочинений, редкие литографии, прижизненные издания литературных произведений и его научные труды.

Рисунки и фотографии правнучка Даля подарила и в московский Музей В.И. Даля, расположенный на Большой Грузинской улице (д. 4/6, стр. 9). В этом доме Даль прожил последние 13 лет своей жизни. Этот дом помнит Писемского, Аксакова с сыновьями, других известных людей того времени. Даль рано вставал и до полудня работал, в любую погоду гулял, после чего продолжал работать. Отдыхая от умственного труда, иногда мастерил мебель, имея в доме токарный и слесарный станки.

Небольшой общественный музей В.И. Даля расположен в двух комнатах дома, построенного в 1780 году. Музей открылся 12 октября 1986 года, и в нем всегда был всего один сотрудник – директор. 4 октября 2010 года, в день памяти Даля, в музее была представлена книга «Владимир Даль в счастливом доме на Пресне». Она рассказывает о фольклористе и писателе, его предках и потомках, об истории борьбы за «Дом Даля», о его спасении от сноса в 1960–1970-е годы. Один из старейших деревянных особняков Москвы, переживших пожар 1812 года, и памятник федерального значения был спасен. Но в конце 2016 года Галине Маланичевой пришлось обратиться за помощью к Владимиру Путину, чтобы вновь спасти «Дом Даля».

Памятники

– Существуют ли памятники Владимиру Далю?

– Известно, что собирались установить памятник перед главным фасадом «Дома Даля», но не нашли финансы даже для небольшого бюста. Не знаю, как сейчас, но к концу 2018 года памятник Владимиру Далю, так много сделавшему для России, у музея не был установлен. На Ваганьковском кладбище на могиле писателя стоит гранитный памятник в виде креста с орнаментом и надписью на церковнославянском языке.

Памятник Далю установлен перед его музеем в Луганске. В этом городе есть также памятник перед зданием университета, который носит имя В.И. Даля. Памятник А.С. Пушкину и В.И. Далю установлен в Оренбурге.

В Калужской области памятник Далю украшает галерею скульптур в этнографическом парке-музее ЭТНОМИР (это Боровский район, деревня Петрово). Он стоит рядом с памятниками Льву Толстому и юному Михаилу Ломоносову. Скульптор Алексей Леонов изобразил Владимира Ивановича записывающим гусиным пером очередное «словцо» в толковый словарь.

– Галина Львовна, кем лично для вас является Владимир Даль?

– Как для врача мне ближе всего, конечно, его врачебная деятельность, но я понимаю, что его как врача невозможно отделить от ученого, литератора, писателя, этнографа, фольклориста, создателя словаря, – настолько удивительно талантливым и разносторонним он был. Это без преувеличения гениальная личность. Он отличался прямотой, искренностью, отзывчивостью, трудолюбием. Чрезвычайно скромно оценивал свои труды. Каждый грамотный человек, говорящий по-русски, должен помнить о человеке, подарившем нам «Толковый словарь живого великорусского языка», «Пословицы русского народа» и многое другое. Владимир Иванович Даль заслуживает того, чтобы мы знали его потрясающую биографию.

16 октября 2001 года, к 200-летию со дня рождения писателя, была выпущена почтовая марка России. На ней изображен московский «Дом Даля» и его знаменитый портрет кисти Василия Перова. В 1872 году этот ставший хрестоматийным портрет художник-передвижник написал по заказу Павла Третьякова. 70-летний Владимир Иванович запечатлен на портрете сидящим в кресле со сложенными на коленях руками. Это последний год его жизни. Внутренний взор Даля словно обращен в глубину прожитых им лет. На портрете он напоминает святых старцев Древней Руси. Невозможно не преклоняться перед этим великим человеком, невозможно не любить Родину, которой он посвятил всю свою жизнь. Упокой, Господи, душу раба Твоего Владимира. Прости все его согрешения вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное.

– Аминь. Вечная память рабу Божьему Владимиру. Будем молиться о нем и стараться быть благодарными Богу за таких людей, дарованных Им России!

Беседовала Ирина Ахундова/Православие.ru