Новый год Колюшки

Автор: Елена Нестерина Все новинки

Войти в душевный мир человека

Войти в душевный мир человека
Фото: Наталья Коньюшина
– Вячеслав Дмитриевич, какие интересные тенденции, имена, события в современной литературе Вы можете отметить? 

– Русская литература, вопреки прогнозам и пустым характеристикам ораторов либерального толка, пребывает сегодня в преддверии своего расцвета. Поэзия наша многообразна по интонации, образности и «лирической философии», в ней есть приметы реального и духовного миров, высокий стоицизм и любовь к родной земле. Самые главные имена – Светлана Сырнева, Анатолий Аврутин, иеромонах Роман (Матюшин), Диана Кан, Николай Зиновьев, Николай Беседин, Геннадий Емкин, Евгений Семичев, Виктор Кирюшин. Современная русская проза мучительно пытается осмыслить все изломы отечественной истории, войти в душевный мир человека нового столетия, обозначить его связь с поколениями отцов и дедов. Назову здесь Петра Краснова, Виктора Никитина, Владимира Крупина, Веру Галактионову, Василия Килякова, Михаила Тарковского, Лидию Сычеву, Наталью Моловцеву. На глянцевой поверхности того литературного процесса, который находится в зоне внимания СМИ, – другие сочинения, имена и приоритеты. На самом деле это – поддельный, псевдолитературный поток, который, кроме авторского самовыражения и политических издательских задач, не содержит в себе практически ничего художественно ценного. Как только государство изменит выражение своего лица и обратится с участием к простому русскому человеку, подлинная литература откроется читателю во всей своей широте и глубине, во всей своей красоте и удивительной тонкости.

– Что входит в круг Вашего чтения? 

– В журнале «Подъём» (Воронеж) я веду отделы поэзии, критики, краеведения, и потому соответствующие рукописи проходят через мои руки. Это – рабочие обязанности, но они позволяют видеть литературные проблемы изнутри. Параллельно я читаю книги по истории русского XX века, истории русской литературы, работы выдающихся отечественных критиков и мыслителей, среди которых особо выделил бы Михаила Лобанова и Александра Панарина.

– В этом году отмечается 10-летие Патриаршей литературной премии. Кого из авторов, получивших эту награду, Вы можете отметить?

– В числе лауреатов – много хороших авторов, и это определенно подчеркивает точность оценок жюри премии. Назову лишь тех, чьи произведения особенно люблю и с большим уважением отношусь к их личностным качествам: Владимир Крупин, Борис Екимов, протоиерей Ярослав Шипов, Валентин Курбатов, протоиерей Николай Агафонов, Михаил Тарковский. 

– Как, на Ваш взгляд, писателю лучше рассказывать о Боге, о святости?

– Делать это стоит исподволь, не наглядно и назидательно, но постепенно показывая, как в душе и в сознании героев рождается ощущение и понимание своей органичной связи с Богом. Хуже всего, когда такие задачи выполняются лапидарными средствами. Это отдаляет подобную литературу от души современного читателя. С одной стороны, превращая ее в некую тематическую категорию, а с другой – придавая ей оттенок сочинения, написанного по специальному заданию.

– Какие новые книги у Вас недавно выходили?

– У меня были изданы в разные годы три книги литературной критики: «Русский песнопевец» (2008), «Терпение земли и воды» (2011), «Сны о любви и верности» (2014). В последней была также представлена и театральная критика. Сейчас я готовлю четвертую книгу «Предназначение», в которую войдут мои литературно-критические статьи и публицистика минувшего пятилетия. 

– Как сегодня меняется культура чтения? Как ее поддерживать самим писателям? 

– Виртуальное пространство накладывает отпечаток на чтение наших современников. Меняется ритм и глубина дыхания в произведениях, читатель стремится поглощать книги быстро и необременительно. В свою очередь, рациональный и во многом циничный рынок предлагает ему в качестве литературы тексты поверхностные, написанные неряшливым, порой нахальным и безапелляционным языком. Опусы, в которых высокие задачи сочинителем не то что не подразумеваются – они просто не приходят в его неприспособленную для литературного творчества голову. Конечно же, одновременно создается литература подлинная, которая лишена широкого выхода к читателю. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, государство должно твердо обозначить свои позиции – нравственные, духовные, воспитательные. Как сказано в известной театральной сказке, «тень должна знать свое место». А самим писателям нужно пытаться вести разговор с аудиторией доверительно и честно, не пытаясь на люди говорить и писать одно, а жить совсем по-другому.

– Какие литературные проекты Вы реализуете? 

– Я являюсь председателем творческого Совета по критике Союза писателей России. Практически каждый год проходит круглый стол, организованный по инициативе Совета, на котором обсуждаются важнейшие проблемы современной литературы. Прежде он проходил в дистанционном, заочном режиме, а материалы – статьи и мнения – выкладывались на страницы сайта «Российский писатель». Сегодня эти круглые столы обрели реальную площадку в мероприятиях фестиваля русской словесности и культуры «Во славу Бориса и Глеба», который проходит в городе Борисоглебске Воронежской области в начале августа. В текущем году планируется провести уже третий подобный форум. Организаторы фестиваля считают наши дискуссии одной из центральных смысловых скреп этого праздника.
Кроме того, я участвую в работе жюри многих региональных конкурсов, среди которых «Хрустальный родник» (Орел), «В начале было Слово…» (Вологда), совещания молодых критиков в Ярославле, Новосибирске, молодых поэтов – в Воронеже, молодых прозаиков – в Самаре.

Беседовала Татьяна Медведева 
Заставка - lutavr.ru
Вячеслав Лютый родился в городе Легнице Польской народной Республики в семье офицера Советской армии. Окончил Воронежский политехнический институт, Литературный институт им. А.М. Горького. Поступал в Литературный институт по специальности «поэзия», окончил – по специальности «критика». Был звукооператором Воронежского Академического театра драмы имени А.В. Кольцова во второй половине 1980-х, потом – заведующим литературной частью московского Экспериментального театра под руководством Вячеслава Спесивцева.
С 1997 года работает в воронежском журнале «Подъём». Член Правления Союза писателей России и Воронежской региональной организации СП РФ. Член жюри конкурса «Новая библиотека».
Издательский совет