Время, когда были заложены основы нашей цивилизации

Время, когда были заложены основы нашей цивилизации
Фото: Юрий Чаус
Историк и писатель Алексей Карпов, номинант Патриаршей литературной премии, рассказал о своих книгах
— Что главное в Вашей работе для Вас, какие книги — самые важные? Кто Ваш читатель, о чем Вы считаете особенно важным говорить с ним, почему?

— Я себя считаю в равной мере писателем и историком (наверное, историком даже больше, чем писателем). И пишу в основном книги исторические — главным образом, рассказывающие об истории домонгольской Руси. Больше всего книг у меня вышло в серии «ЖЗЛ» — отчасти потому, что я работаю в издательстве «Молодая гвардия», но главное, потому, что рамки серии позволяют решать те задачи, которые я ставил и ставлю перед собой.

За четверть века в сериях «ЖЗЛ» и «Малая серия ЖЗЛ» (а также в серии «Русский мир в лицах» издательства «Русский мир») у меня вышло десять книг. И выделить какую-то одну из них я не могу. Для меня они важны именно вместе, в совокупности: мне хотелось через биографии ключевых фигур русской истории изложить историю Руси за три с половиной столетия — с начала X века, легендарных времен княгини Ольги, до 40—60-х годов XIII века, эпохи Александра Невского и разорителя Руси Батыя. (Ведь это важнейшие, ключевые века русской истории!) Причем желательно без каких-либо пробелов. Признаюсь, что две последние книги — о князе Всеволоде Большое Гнездо и его сыне, князе Юрии Всеволодовиче, — написаны были, по большому счету, именно ради этой цели. Этот же период, X-XIII века, охватывает и биографический словарь, посвященный людям Русской Церкви (издательство «Квадрига»).

Наверное, читать эти книги не очень легко, ибо зачастую я вводил в ткань изложения чисто исследовательский материал — в основной текст или обширные примечания к нему. А потому сказать с точностью, кто мой читатель, мне трудно. Во всяком случае, это человек, интересующийся своим прошлым, имеющий начальные сведения по родной истории. А отчасти и профессиональный историк, специалист по тем или иным проблемам отечественной истории.
Конечно, есть у меня и другие книги, в том числе и рассчитанные на юного читателя (например, в серии «Русская гимназия»); есть книги и не только по нашей древней истории.

— Насколько Ваши герои, деятели начальных времен Руси, далеки от нас сегодняшних, а в чем похожи на нас? И какие главные уроки для сегодняшнего дня мы можем извлечь из их судеб?

— Домонгольская Русь — это время, когда были заложены основы нашей цивилизации, выбран вектор всего нашего развития.

Но скажу еще и о другом. Это — общий исток, начало истории и России, и Украины, и Белоруссии. И когда я пишу о той же княгине Ольге, или о Крестителе Руси Владимире, или о Ярославе Мудром, или, например, о преподобном Кукше, просветителе вятичей, то я понимаю банальную истину — все они принадлежат нашей, русской, истории в той же мере, что и истории украинской и белорусской. И русская история от этого ничего не теряет, но только выигрывает.

Когда я в 1997 году поместил на авантитуле к первому изданию книги «Владимир Святой» княжеский знак Владимира, тот знак, который он повелел отчеканить на своих монетах, многие спрашивали: почему на книге изображен герб Украины? Но в том-то и дело, что это не герб Украины! Это княжеский знак Крестителя Руси, человека, на тысячелетие определившего ход нашей истории! И он, этот знак, является сакральным, священным для всех нас, потомков Владимира, — независимо от того, в какой части нашего православного, восточнославянского мира мы живем.

Или преподобный Нестор! Несомненно, это символическая фигура для всего восточнославянского мира — и для России, и для Украины, и для Белоруссии! На Украине уже много десятилетий день его памяти, 9 ноября, празднуют как День украинской письменности и языка (хотя нельзя не признать, что название звучит странно для нашего уха). Мы же этот день особо не выделяем. Между тем память Нестора Летописца — можно сказать, «отца русской истории», — заслуживает того, чтобы и у нас быть выделенной не только в церковном, но и в светском календаре как День историка, или День русской истории.

Говорю об этом потому, что для меня как для человека, всю жизнь занимающегося историей древней, домонгольской Руси, особенно горько происходящее сегодня, когда Россия и Украина стали врагами. Сам факт войны между ними (как ни назови это) приводит в отчаяние. Ведь это родственные, братские народы! Братские именно в силу общей истории, общего корня. Остается только молиться о скорейшем мире и прекращении кровопролития!

Братоубийственные войны, вечные кровавые схватки между князьями (а ведь все они приходились родственниками друг другу!) — это тоже неотъемлемая часть нашей ранней истории. Но может ли рассказ о них, исследование историками их причин и последствий чему-нибудь научить нас сегодня? Боюсь, что нет. Как не смог прежний опыт никого научить и в стародавние времена. Вот простой пример. В 1169 и 1173 годах коалиции разных русских князей, собранные и отправленные в поход волей великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского, дважды ходили войной на Киев. В первый раз заняли и жестоко разграбили стольный город тогдашней Руси («отличились» тогда отнюдь не только суздальские отряды, как порой полагают, но и черниговские, и смоленские, и рязанские, и полоцкие, и прочие). Во второй — союзное войско потерпело поражение и позорно бежало — даже не от ударов противной рати, а от одного лишь слуха о ее приближении. Но судьба Киева вновь оказалась трагической: город вновь оказался разграблен и разорен — сначала недавним союзником Андрея Боголюбского черниговским князем Святославом Всеволодовичем (тем самым, в чьи уста автор «Слова о полку Игореве» вложит «злато слово со слезами смешено» о единстве Русской земли), а затем противником Боголюбского волынским князем Ярославом Изяславичем Луцким. И напрасно безымянный автор «Слова…» будет призывать русских князей к единству. Войны между ними продолжатся. А итогом, как известно, станет гибель русских княжеств под ударами монголов в конце 30-х — начале 40-х годов XIII века, конец истории сильной и независимой, «светло светлой и украсно украшенной» Русской земли, как выразится другой гениальный русский книжник, автор «Слова о погибели Русской земли…».

Да, слишком далек наш сегодняшний век от века прошлого, чтобы мы могли извлечь из случившегося какие-нибудь уроки. Но помнить о веке минувшем, об истоках наших все равно надо. «Чтобы не престала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла», — как записал в своем духовном завещании московский князь Симеон Гордый в середине XIV столетия.

— Политики и публицисты обсуждают сейчас преподавание истории в школе с первого класса. С Вашей точки зрения, может ли такое решение быть успешным?

— Я не учитель, поэтому любые мои рассуждения на сей счет — это рассуждения во многом дилетантские. Но некоторый опыт работы в школе у меня имеется. Я работал учителем истории пять лет, но, во-первых, в основном, в старших классах, а во-вторых, очень давно, еще в советское время, когда и дети были другими, и задачи перед школой ставились по-иному.
Нужно ли, возможно ли преподавание истории в школе с первого класса? На мой взгляд, эта идея по меньшей мере утопична. В первом классе ребенка надо научить читать, писать и, главное, понимать смысл прочитанного и написанного. В советской школе на это уходило три года — и результат, как правило, достигался. Сейчас — четыре года, и, судя по тому, какими дети приходят в среднюю школу, — достигается далеко не всегда. Конечно, на уроках чтения можно и нужно говорить о нашей истории, о событиях прошлого, о наших великих полководцах, государственных деятелях… Но отдельный курс?!

А вот классе в четвертом, то есть на рубеже начальной и средней школы, об истории уже можно говорить как об отдельном предмете. В советское время в четвертом классе был такой предмет — «Рассказы по истории СССР» («историей СССР» называлась тогда вообще вся история нашей страны — начиная с древнейших времен). И вели его, что очень важно, учителя-предметники, историки, а не учителя начальных классов. Вот и сегодня начинать преподавание истории в школе лучше не с истории Древнего мира, а с истории своей страны, своего родного края.

Мне эта тема, кстати, довольно близка. Еще в середине 1990-х годов у меня вышла книга «Сказания Русской Летописи» — пересказ разных русских летописей для детей. Она потом переиздавалась несколько раз в разных издательствах. Но вот беда: издавали ее целиком, в виде одной толстой книги в пяти частях. Но толстую книгу, да еще с немногими иллюстрациями, ребенок читать не станет. А первым изданием, в 1995 году, вышла отдельно первая из книг: пересказ «Повести временных лет», со множеством красочных картинок художника Александра Медовикова. Предполагалось, что и следующие четыре книжки выйдут так же отдельно и так же красочно оформленные. Увы, не получилось. А ведь подобные книги вполне могли бы стать подспорьем и для учителя, и для родителя, и для самого ребенка при знакомстве с родной историей. Может быть, пригодились бы они и в качестве дополнительных для курса «Рассказов по родной истории». Ибо русские летописи — несомненно, в ряду великих святынь нашего народа, и прикосновение к ним или хотя бы знакомство с ними важно для каждого.

Беседовал Илья Агафонов/Издательский совет

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ:

Великий князь Александр Невский / Сост. и авт. текста А. Ю. Карпов. М.: Русский Мир, 2002;
• Владимир Святой. М.: Молодая гвардия (ЖЗЛ), 2004;
• Карпов А. Ю. Сказания русской летописи для юных. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2005;
• Княгиня Ольга. М.: Молодая гвардия (ЖЗЛ), 2012;
• Ярослав Мудрый. М.: Молодая гвардия (ЖЗЛ), 2010;
• Батый. М.: Молодая гвардия (ЖЗЛ), 2011;
• Андрей Боголюбский. М.: Молодая гвардия (ЖЗЛ), 2014;
• Исследования по истории домонгольской Руси : сборник статей. М.: Квадрига, 2014;
• Великий князь Владимир Мономах. М.: Молодая гвардия (ЖЗЛ), 2015;
• Всеволод Большое Гнездо. М.: Молодая гвардия (ЖЗЛ), 2019;
• Юрий Всеволодович. М.: Молодая гвардия (ЖЗЛ), 2020.