Заместитель главного редактора журнала «Родная Ладога» Валентина Ефимовская делится своим взглядом на современную литературу, рассказывает о круге чтения.
Материал подготовлен в рамках работы форума «Мiръ Слова» ко Дню православной книги
– Валентина Валентиновна, какие творческие проекты Вы сегодня реализуете?
– Будучи поэтом, литературным критиком, более 15 лет я издаю в своем родном Санкт-Петербурге литературно-художественный, культурно-просветительский журнал «Родная Ладога». Являясь со дня основания издания заместителем главного редактора, руководителем лит. отдела, считаю это свое дело не просто проектом, но жизненным поприщем. Публикуя на страницах нашего издания произведения многих современных авторов, понимая, что журнальная форма подразумевает объединение единомышленников, стараюсь создать творческое напряжение посредством различия возрастов, жанров, национальностей авторов при условии их верности Богу и Руси-России.
Считаю своим долгосрочным проектом создание совокупного образа современной русской литературы посредством написания литературно-критических статей, посвященных произведениям современных авторов, интересных мне своими духовно-нравственными исканиями. Мною издана большая книга статей, в проекте еще две.
– Что входит в круг Вашего чтения из православной литературы?
– Все, что я читаю, не считая, по требованию профессии, знакомства с изданиями противоборствующего лагеря, в большей или меньшей степени можно назвать духовной, православной литературой, традиция которой сегодня имеет достойное продолжение в творчестве современных авторов. Среди читаемых/прочитанных книг – книги митрополита Константина (Горянова) «Чаша Господня и чаша бесовская», «Апокалипсисы революций», книги профессора, доктора филолог. наук А.Н. Ужанкова «”Слово о полку Игореве” и его автор» и доктора культурологии, профессора Г.В. Скотниковой «Русская художественная культура XII века: “симфония концептов”». Читаю духовную философию, выборочно произведения Отцов Церкви, интересуюсь произведениями св. Максима Исповедника, читаю богословские статьи прот. Кирилла Копейкина, статьи доктора филос. наук В. Н. Катасонова, посвященные теме «христианство и наука» и др. Многое для понимания мира и православной веры черпаю из трудов митрополита Иоанна (Снычева), преп. Иустина (Поповича). И, конечно, всегда рядом со мной Библия и молитвослов.
– Как, на Ваш взгляд, раскрывается христианская тема в творчестве современных писателей, в Вашем творчестве?
– Кратко ответить на первую часть вопроса – сложно, отвечаю на него всеми своими литературно-критическими статьями, в которых рассматриваю произведения современных авторов – поэтов, прозаиков, художников именно как выразителей христианского мировоззрения. Таковых сегодня много. «Возвращение на круги своя» – объективная, жизненная необходимость.
О себе говорить не могу, отвечу словами доктора филос. наук А.Л. Казина, цитатой из его статьи о моей книге стихов «Золотой запас». «Верующий человек тем и отличается от неверующего, что стремление к Высшему живёт в его сердце вопреки личной ограниченности и слабости. Именно поэтому последний суд — о человеке с его падениями, и о власти с её жестокостями, и вообще о России с её неизбывными внутренними противоречиями — принадлежит только Самому Богу, видящему целое («Лишь целому ему бороть стихии…»). Именно к этому Целому устремлена душа поэзии Валентины Ефимовской. Завершается книга поэмой «Отче», где стихи Валентины Ефимовской уже непосредственно становятся символом веры и молитвой к Отцу Небесному. Я думаю, это уникальный случай в нашей поэзии».
– Кого из писателей-священнослужителей Вы можете отметить?
– Сегодня, как и всегда на Руси и в России, много выдающихся авторов в среде духовенства. Талантливо, интересно пишут иерархи Церкви. Патриотичны, символичны, поучительны статьи Патриарха Кирилла – свидетельство высокой просветительской деятельности Святейшего. Известна всероссийская популярность книг митрополита Тихона (Шевкунова). Творчество кандидата медицинских наук, кандидата богословия, профессора митрополита Константина (Горянова) представлено в шести толстых томах его произведений: богословие, история, публицистика. По публикациям в журнале «Родная Ладога» могу со знанием темы отметить творчество доктора исторических наук, профессора митрополита Климента (Капалина), кандидата социологических наук митрополита Дмитрия (Капалина), богословские статьи епископа Кирилла и иеромонаха Мефодия Зинковских. Пронзительные, высокодуховные стихи иеромонаха Романа – пример истинной любви к Господу и Его Церкви.
– Что из классики Вы перечитываете?
– Произведения Н.В. Гоголя, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова – постоянно. Также перечитываю И. Шмелева, В. Никифорова-Волгина, А.В. Суворова «Науку побеждать», боевые стихи Дениса Давыдова. Часто обращаюсь к книге А. Керсновского «Философия войны», сборнику статей М. Меньшикова «Вечное Воскресение». И многое-многое другое могу назвать в этом ряду.
– Как сегодня меняется культура чтения? Как поддерживать интерес к книге?
– Культура чтения во многом зависит от культуры человека, от его усидчивости, трудолюбия, т.к. читать книги не наискосок, до конца – трудное дело. С раннего детства я была приучена родителями читать сложные книги. К 12 -13 годам я практически закончила знакомство с лучшими произведениями русской и зарубежной классической литературы. Очевидно, сегодня массовый интерес к русской книге снижен. Это связано с клиповым мышлением, с повышением скорости жизни. Конечно, много значит реклама, популяризирующая коммерческую литературу.
Интерес к книге закладывается с детства, с домашнего чтения. Трудно говорить о современной школе, которая по законодательным нормам, обязана заниматься не просвещением (от слова - свет), не воспитанием (духовно-нравственным «питанием»), а научением (даже не скажу – образованием) по схеме, некоей игрой в крестики-нолики.
Но самое важное – отсутствие у современного человека опыта молитвы. Молитва – помощница и тому, кто создает литературные произведения, и тому, кто их читает.
Хочу высказать и свои оптимистичные размышления. Русская душа всегда стремилась связать Небо и Землю. Русской литературе, не чуждой обилию и разнообразию художественных тенденций и творческих методов, всегда была присуща истинная человечность, духовная целостность. Сегодня, когда, кажется, утрачена связь с духовной традицией прошлых веков, когда трудно систематизировать литературный поток, надежда на возрождение традиционных форм и смыслов всё же остается. Отец Павел Флоренский, математик, рассматривая смысл прерывности и расчленённости применительно к музыке, считал, что именно квантовость является условием целостности. «Непрерывно текущее однородное время не способно дать ритм. Последний предполагает пульсацию, сгущение и разряжение, замедление и ускорение, шаги и остановки...», — говорил он в работе «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях». Этот тезис применим и к литературе.
В наше время, когда Россия вновь совершает жертвенный подвиг, заметно оживление ритма в великой симфонии русской литературы, в которой, как известно, новое литературное поколение возникает не по заказу, а вследствие исторических событий, исторических потрясений. Бог послал нам такие времена, на которые должна высоким духовным словом откликнуться современная русская литература. И мы уже слышим ее голос, вырывающийся из-под спуда, куда она была определена в богоборческие и последовавшие за ними либеральные времена. Духовность литературы – важнейшее условие существования нашего великого государства.
Подготовила Татьяна Медведева/
Издательский совет