«Я бы не стала читать ребенку только Библию»

«Я бы не стала читать ребенку только Библию»

Сегодня у нас в гостях Любовь Кантаржи — редактор православного издательства «Зерна». Журналист, по первой профессии — учитель начальных классов. Работала автором сценариев в программе «Шишкин Лес». Автор книг «Чудеса без конца. Удивительные истории о том, как Крылатик и Крапинка разгадывали тайны и загадки этого мира» и «Приключения Крылатика и Крапинки в Сказочном Лесу». Работая на радио, записывала для эфира много детских и взрослых аудикниг.


Вы — редактор православного издательства «Зерна»; как Вы себе определяете, что такое православная литература?

— Понятно, что есть литература, которую православные люди хотели бы читать, и есть другая литература, которая была бы им неполезна. Но делить литературу на православную и не православную я бы, наверно, не стала, потому что, когда мы начинаем говорить: «я — православный писатель, я пишу православную прозу или православные стихи», то, во-первых, мы сами себя загоняем в какую-то определенную нишу, а во-вторых, правильнее было говорить о том, что литература бывает либо хорошая, либо плохая. И хорошая литература всегда будет иметь некоторую православную направленность, потому что душа по природе христианка. Хороший писатель просто не может писать безнравственные тексты — в противном случае он уже не является хорошим писателем.

С другой стороны, порой говорят про какого-то автора: «Ах, какой писатель, он стал лауреатом определенных премий», а при этом я открываю книгу — не буду сейчас называть фамилий — и вижу там… непотребство! Ну это уже просто плохая литература. Несмотря на то, что, может быть, он тонко владеет языком, или у него интересные какие-то находки, — это уже не литература. Потому что, по моему убеждению, хорошая литература — это то, что человека делает лучше, вызывает какие-то положительные изменения в его душе. По крайней мере, она к этому призвана.

Расскажите, пожалуйста, о своих книгах для детей.

— У моей первой книги, «Чудеса без конца», своеобразный путь рождения: она создавалась довольно долго и не писалась изначально как книга. Я работала над сценариями к передаче «Шишкин лес»; на каком-то этапе мне предложили публиковать их в детском журнале «Ступени». Но при подготовке публикаций мы очень быстро поняли, что формат драматургии вряд ли будет интересен маленьким детям. Так возникла идея переделать сценарии в сказки; тогда же взамен лесных зверей появились новые герои: сказочные человечки Крылатик и Крапинка (поначалу это должны были быть просто божии коровки, но потом они неожиданно для нас самих очеловечились). Крылатик и Крапинка стали постоянными героями журнальной рубрики, которую я вела в течение пяти лет и из которой позднее сложилась книга. Когда я работала над ней, у меня была задача поговорить с детьми о чем-то важном, рассказать им об устройстве мира, о явлениях природы, музыке. Книга состоит из тридцати отдельных историй, объединенных общими героями.

Вторая книга — «Приключения Крылатика и Крапинки в сказочном лесу» —создавалась уже как единое повествование, она написана в жанре сказочной повести. Это жанр, который я сама в детстве очень любила; помню, приходила в детскую библиотеку и просила не сказку, не повесть, а сказочную повесть (однажды библиотекарь даже удивилась, хотя это вполне известный жанр: «Какая ещё сказочная повесть? Вот тебе сказки, а вот тебе повести!»)

Ну так вот, во второй книге я придумала для своих «крылатиков» большое сказочное приключение, в котором они попадают в сложные и очень необычные обстоятельства, где им приходится преодолевать множество преград, препятствий, проявить взаимовыручку, верность, самоотверженность. Здесь мне уже хотелось поговорить с детьми на более серьезные и важные темы, затронуть нравственные вопросы, проблемы внутреннего выбора.

Тем не менее, я не стала бы называть свои книжки православными, потому что это сразу ограничивает круг читателей. Мне бы хотелось, чтобы их приняли дети разных культур и мировоззрения; если же такое чтение хотя бы немного приблизит детей к православному пониманию мира и себя в этом мире, это было бы здорово.

ddd.png

Какую литературу Вы бы посоветовали родителям читать детям разных возрастов?

— Своим детям, когда они были маленькие, я в качестве колыбельных часто пела песенки на стихи Пушкина, просто сама придумывала на ходу мелодию и пела детям на ночь. Так что у нас всегда сначала Пушкин, потом незабвенный Корней Чуковский, Агния Барто, которая, как неожиданно выяснилось, — замечательный детский психолог, очень тонко чувствующий многие изгибы детской души. Это для самых маленьких. 

Дальше я, может быть, скажу такую вещь, которая не всем подойдёт, но своей младшей дочке я уже в 4 года читала «Хроники Нарнии», впервые для себя открывая эту книгу, причём с огромным интересом. Как ни странно, дочке все было понятно. А вообще, поскольку сама я в детстве читала очень много, мне хотелось и со своими детьми найти те книги, которые я когда-то любила в детстве. Одна из таких находок — «Папа, мама, восемь детей и грузовик» норвежской писательницы Анне-Катрине Вестли, прекрасная история о многодетной семье. Мы в нашей семье так любим эту книгу, что позднее я ее даже озвучивала на радио. Потом мы открыли для себя «Поллианну» Элинор Портер.

Ну, и конечно же, классика детской литературы: Николай Носов, Виктор Драгунский. У Николая Носова почему-то многие только «Незнайку» знают, ну ещё, может быть, рассказы. А как же его школьные повести? «Витя Малеев в школе и дома», «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына» — это такая литература, без которой детям просто нельзя расти.

Для девочек обязательная книга — «Динка» Валентины Осеевой и для более старших «Динка прощается с детством». В «Динке» многих смущает революционная тематика. Но знаете, когда я читала эту книгу дочке вслух, ей было, наверно, лет шесть. Так вот, когда мы с ней доходили до эпизодов, связанных с революционной борьбой, я просто рассказывала ей всё, как было, как понимала это сама: что вот люди в это верили, но они, к сожалению, не понимали многих, вещей и во многом были обмануты, поэтому пришлось нашей стране через это пройти. В общем, детям любого возраста можно объяснить очень многое, если ты сам понимаешь то, что хочешь объяснить. В «Динке» очень сильно показана психология ребёнка, взаимоотношений, там так хорошо рассказана история этой семьи — это просто замечательная книжка!

Очень мне нравится Аркадий Гайдар, несмотря на какие-то революционные моменты, потому что это писатель на все времена. Прекрасный детский писатель Евгений Шварц, его тоже надо обязательно читать всем, всегда. 

Детям постарше надо обязательно читать таких авторов, как Анатолий Алексин и Владислав Крапивин, их книги сейчас снова популярны и хорошо издаются. Ещё назову из советских авторов Юрия Сотника, Владимира Железникова, Юрия Яковлева.

Вот я думаю, что это и есть наша православная проза. Потому что все эти писатели так или иначе несли детям христианские идеи, настоящие православные идеи. Ну, а Евгений Шварц был православным человеком, воцерковлённым. И Леонид Пантелеев был воцерковлёным человеком, и у него тоже есть прекрасные детские рассказы и повести, вспомните, например, его рассказ «Честное слово», где мальчик стоял на часах — один из великих рассказов детской литературы.

Некоторые воцерковлённые родители считают, что читать детскую литературу детям не надо, а только Библию. Как Вы на это смотрите? 

— Хотелось бы посмотреть на этих родителей, на эти семьи и на этих детей лет через двадцать, что из них вырастет. Но я бы не стала так экспериментировать. На мой взгляд, без хорошей детской книжки ребёнок лишается очень многого. Мы как будто отрезаем кусок жизни у человека. Так нельзя. На одних житийных примерах ребёнка невозможно вырастить, потому что помимо церкви, помимо опыта святых есть ещё нынешняя жизнь, с которой ребенок сталкивается каждый день. И именно в детской литературе он может увидеть модели этих повседневных взаимоотношений, решения житейских проблем. Возможно, эти родители сами мало читали в детстве и просто не знакомы с хорошей детской литературой.

Однажды я столкнулась с такой ситуацией. Мы в кругу друзей обсуждали произведения Чехова и его вклад в мировую культуру, и в этот момент одна очень хорошая женщина, вдруг сказала: «Как вам это всё не надоело? Как вообще вы можете обсуждать эти школьные темы! Это так неинтересно, это в школе прошли и забыли!» Представляете, есть люди, для которых литература — это просто факт учёбы и ничего больше, «прошли и забыли». Конечно, таким людям сложнее жить, наверное, и сложнее воспитывать детей.

В другой раз один очень умный человек (интервью с которым, кстати, есть на вашем сайте «Правчтение») высказал мне такое мнение, что, мол, книга никогда никого не воспитала и воспитать не может, потому что книга — это книга, а жизнь — это жизнь. Нет, я не согласна с такой позицией. Я считаю, что книга может воспитать и воспитывает, и хорошая книга, вовремя прочитанная, может очень на многое повлиять. И вообще вот это писательское слово обладает огромной силой, «от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», это вот то самое слово, великое, которое может очень много.

Что такое для Вас чтение?

— Чтение — это процесс, который можно назвать чудом. Это действительно чудесный процесс, когда чёрные символы на белой бумаге рождают в голове человека образы, мысли, идеи, вызывают смех и слёзы. Это, к тому же, процесс творческий и очень полезный. Потому что как ни крути, а художественная литература все-таки моделирует какие-то определённые жизненные ситуации и даёт читателю ответы на сложные вопросы жизни. Вообще человек, который читает хорошую литературу, более адаптирован к жизни, ему проще ориентироваться в непростых жизненных ситуациях.

Другой вопрос — качество чтения, читать нужно то, что идёт на пользу нашей душе, а здесь нужен определённый опыт. Поэтому, то, что в школе до сих пор изучают русскую классику, — большое дело! Это прививка от многих болезней, я думаю.

Знаете, почему ещё необходимо читать классику? Великая литература оказывает сильнейшее воздействие на душу человека, готовя её к чему-то важному, возможно, даже к встрече с Богом. Это своего рода возделывание почвы, куда потом будут брошены семена веры, и есть шанс, что они взрастут и дадут добрый плод.

Кого Вы любите из русских классиков?

— Конечно, Достоевского, причем с самого детства. Когда-то, классе в седьмом, мне попалась в библиотеке книга, которая называлась «Достоевский детям». Там были собраны отрывки из его произведений, сюжетно связанные с детьми, либо адресованные детям. Мне так понравилась эта книга, что я тут же, прочитав её, а точнее, проглотив, побежала искать другие произведения Достоевского. Мне дали тогда «Униженных и оскорбленных», потом были «Белые ночи», «Бедные люди». Позднее, когда мы уже в девятом классе проходили «Преступление и наказание», мне этот роман не показался тяжёлым и неподъёмным, как многим моим одноклассникам.

Достоевский — это моя любовь на всю жизнь, и он — глубоко христианский писатель. Он рассказывал нам о наших бедах и проблемах не ради «чернухи», а для того, чтобы показать выход. Взять того же Раскольникова… Посмотрите, как в романе меняется, перерождается и буквально воскрешает душа человека, как на наших глазах происходит удивительное восхождение от бездны, страшного преступления к высотам покаяния и любви. Это дорого стоит. И понятие наказания в романе понимается не в смысле отбывания срока, а как жизненный урок (напомню, слово «наказание» однокоренное словам «наказ», «указ», «подсказка»).

Если говорить о русской классике, не могу не назвать имя Николая Алексеевича Лобастова, который посвятил анализу этого культурного феномена свой многотомный труд «Записки сельского учителя». Сейчас в этом цикле уже вышло пять томов, я надеюсь, что будет ещё и шестой. Николай Алексеевич — учитель русского языка и литературы из нижегородской глубинки — рассматривает всю нашу русскую классику с евангельских позиций. Это очень интересный труд, в чём-то парадоксальный, вызывающий споры, но очень аргументированный и взвешенный, на многих авторов и на многие произведения он заставляет взглянуть под совершенно неожиданным углом!

Не могу в разговоре о литературе не упомянуть ещё одно имя, ставшее для меня в последние годы настоящим открытием. Я имею ввиду иркутского писателя Александра Сергеевича Донских. Он совсем не раскручен, его имя не на слуху, но его перу принадлежат произведения, которые можно уже сегодня отнести к русской классике, несмотря на то, что он наш современник. У нас недавно вышел его потрясающий роман «Родовая земля», который очень высоко оценил В. Распутин; сейчас готовим к изданию новую его книгу с поэтичным и жизнеутверждающим названием «Солнце всегда взойдёт». Произведения Александра Донских отличает великолепный стиль, прекрасный язык; в них нет проходных мыслей, разговор, который ведёт с читателем автор, всегда о самом главном. Именно по такой литературе стосковался нынешний читатель, за ней будущее.


Беседовала Юлия Мялькина