Краткое изложение Нового Завета

Автор: Священник Иоанн Бухарев Все новинки

«Я выучила Иерусалим времен Ирода так, что могла мысленно ходить по нему»

«Я выучила Иерусалим времен Ирода так, что могла мысленно ходить по нему»

Издательство «Вольный странник» выпустило Библию в рассказах для детей, иллюстрации к которой нарисовала Алия Нуракишева, знакомая читателям портала Православие.Ru по своим замечательным акварельным иллюстрациям к сборнику избранных стихов иеромонаха Романа (Матюшина). Для новой Детской Библии художница подготовила более 80 уникальных иллюстраций, словно искрящихся солнечным светом Палестины. Мы побеседовали с Алией, во Святом Крещении Александрой, о её работе и тех открытиях, которые неизбежно сопровождают обращение к Священному Писанию и Священной истории


Чудесный улов рыбы. Художница: Алия Нуракишева / Православие.RuЧудесный улов рыбы. Художница: Алия Нуракишева / Православие.Ru

— Александра, расскажите немного о себе.

— Я родилась в многонациональной семье советских инженеров. Папа — казах, мама — русская. В семье не было оголтелого атеистического воспитания, но и к религии было равнодушие. Моя русская бабушка ходила в церковь. И я слышала о том, что есть люди, которые верят в Бога. Маленькой девочкой, в 7 или 8 лет, по телевизору я увидела Святейшего Патриарха Пимена. Я посмотрела на его лицо и спросила: «Мама, он верит в Бога?» Мама ответила: «Ну, не знаю, может быть». Мне его лицо показалось прекрасным!

Патриарх Пимен (Извеков). Художник: Алия Нуракишева / Православие.Ru
Патриарх Пимен (Извеков). Художник: Алия Нуракишева / Православие.Ru

После школы я поступила в Театральное художественно-техническое училище, получила профессию «художник по гриму». С 17 лет, со второго курса училища, я уже работала в театре «Современник», а потом — в московских театрах «Геликон-Опера», «Новая Опера», на телевидении. Именно в «Геликоне», в богемной среде, я впервые увидела настоящих христиан. Они разительно отличались от всех. Мне было очень интересно, как они живут, почему они такие, хотелось стать такой же, как они. Со многими христианами, которых я там встретила, мы общаемся до сих пор, и они играют в моей жизни большую роль, являясь по-настоящему близкими людьми.

— Как интересно! Обычно принято считать, что театральная среда мало сопутствует христианской жизни.

— В Евангелии есть притча о пшенице и плевелах. В некотором смысле я применяю ее к событиям своей жизни: не надо торопиться судить о том, полезными или вредными были те или иные события, обстоятельства, встречи.

Театральная жизнь вредна для души? Да... или скорее всего. Но, к счастью для моего душевного устройства, она была слишком уж бурной и яркой, чтобы в нее влиться. Мне было легко оставаться немножко в стороне. Этот период стал для меня плодотворным: в юности я объездила с театром весь мир, утвердилась в том, что хорошо мне только в России, а главное — в 21 год я крестилась, и это случилось благодаря моим друзьям, певцам «Геликон-оперы». После этого всё направление моей жизни изменилось. Я продолжала работать в театре, но высшее образование в области театра мне уже не хотелось получать.

Неопалимая купина. Художница: Алия Нуракишева / Православие.Ru
Неопалимая купина. Художница: Алия Нуракишева / Православие.Ru

— И вы поступили в Академию живописи, ваяния и зодчества под руководством Ильи Сергеевича Глазунова?

— Да. Илья Сергеевич был великим гражданином России, он очень любил свою Родину, хотел воспитать настоящих русских художников. Мы изучали историю России, а ее невозможно изучать в отрыве от Православия. И потихоньку мы все, кто учился на живописном факультете, воцерковлялись.

— Каким вам запомнился Глазунов?

— Илья Сергеевич управлял Академией «в ручном режиме», во все вникал, занимался студентами (быть может, даже больше, чем нам самим хотелось, — мы его боялись ужасно). На одном из просмотров Илья Сергеевич терзал нас вопросами: «Что из вас получится?! Кому вы нужны?! Для кого вы будете работать?!» Отчасти это было педагогическим риторическим приемом, отчасти — его искренней болью. В этот день я представляла свою работу «Портрет архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». И тогда я осознала, что хочу работать для Церкви, писать портреты людей святой жизни, пейзажи, картины, такие иллюстрации, где отражалось бы животворящее действие Духа Святого.

Пророк Илия у ручья. Художница: Алия Нуракишева / Православие.Ru
Пророк Илия у ручья. Художница: Алия Нуракишева / Православие.Ru

К счастью, горестные прогнозы нашего дорогого профессора не оправдались. Мои сокурскники и я, может, и не сделали звездной карьеры, но все нашли себя, причем в очень разных творческих сферах. Кто-то открыл свою школу. Одна моя сокурсница руководит государственным художественным колледжем в Москве. Другие расписывают огромные храмы по всей России — от Владивостока до Пскова. Третьи пишут иконы, портреты, исторические картины и т.д. И как-то мы все нужны. И есть для кого работать.

— Все работают в соответствии с выбранным профилем?

— Сейчас многие считают пережитком прошлого «широкое» старинное образование, а мне кажется, путь узкой специализации — это такая потеря для самого человека. Кто знает, как сложится жизнь, что станет на каком-то этапе творческим прорывом для художника: заказ на книжную графику или роспись в технике жидкого стекла? А благодаря тому «широкому» образованию художник получает в руки огромное количество инструментов, навыков — и какую же это дает свободу!

Илья Сергеевич Глазунов часто повторял: «Школа — это крылья художника». Он дал нам эти крылья — светлая ему память!

— Для художника-христианина обращение к Библии в творчестве имеет особенное значение. С каким чувством вы приступили к иллюстрациям?

— Я взялась за эту работу с огромной радостью, но и страхом. Мне кажется, есть вещи в жизни, которых у Бога даже просить нельзя (замужество, рождение ребенка, судьбоносные перемены в жизни) — только ждать Его решения, отдать на Его произволение, а уж когда будет призыв, сказать: «Вот я, Господи», и тогда действовать, отдавая все силы. Работа над Библией стала для меня такого уровня событием.

Мне кажется, что если художник сделает библейский цикл, то может сказать: «Не напрасно я выбрал эту профессию и учился 12 лет».

— Расскажите о своей работе. Что особенного в данном издании?

— В 1990-е годы, когда в России наступило возрождение Церкви, был голод по христианской литературе. В страну хлынул поток протестантских изданий, в том числе и американская Детская иллюстрированная Библия, в которой собраны иллюстрации разных американских художников 1950–70-х гг. На этой книжке выросло целое поколение христиан, которые сейчас являются основной частью прихожан наших храмов. Так прочно и ярко вошли в сознание эти протестантские иллюстрации, что сейчас с некоторым недоумением я вижу в алтарных росписях православных русских храмов точные копии этих спорных композиций. И даже на лестнице нового собора Сретенского монастыря (а там использованы лучшие силы художественной, архитектурной мысли в России), полностью повторена одна из картинок из этой детской книжки. Вошла, можно сказать, в плоть и кровь. С одной стороны, это издание сослужило хорошую службу тогда, когда ничего не было. С другой — назрела потребность в Библии, которая от начала до конца будет сделана в православной традиции, а в художественном отношении будет единой — все иллюстрации сделаны одним художником.

Когда я бралась за Библию, моему старшему сыну было полтора годика, и муж, отговаривая меня, сказал: на Библию уйдет 5 лет. Я спорила, говорила, что сделаю всё за 2 года. Владыка Тихон сказал: «Давай за год, 2 — это много». Но вышло так, как сказал муж, — 5 лет. За это время я родила второго сына, много работала и над другими проектами, но основные творческие силы отдавала Библии.

Пир Валтасара. Художница: Алия Нуракишева / Православие.RuПир Валтасара. Художница: Алия Нуракишева / Православие.Ru

— Пять лет работы над одним изданием! Родные должны были проявить незаурядное терпение...

— Я от всей души благодарю свою семью за поддержку. Мама помогала с детьми, муж — благоразумным советом, дети участвовали так: я спрашивала, показывая свою работу: что происходит на картинке? Если дети не могли понять и рассказать, я меняла композицию.

Но больше всех мне помогал мой дорогой папа Саят, он буквально жил этой работой все 5 лет. И скончался он внезапно, через день после того, как пришел тираж книги, мы обсудили по телефону ее внешний вид, он был очень рад. Я огорчалась некоторыми полиграфически неудачными деталями, и он меня утешал. Теперь я думаю: пусть книга не идеальна, но она вышла, и на обложке папина фамилия! Пусть это будет слабым отражением моей благодарности и любви к нему.

Мальчик Иосиф. Художница: Алия Нуракишева / Православие.Ru
Мальчик Иосиф. Художница: Алия Нуракишева / Православие.Ru

— С чего вы начали работу?

— Сначала нужно было выбрать художественный язык. Для воплощения этой задачи я вижу несколько путей.

Первый — мультяшный, анимационный, подчеркнуто детский, мне не хотелось так делать.

Второй путь, встречающийся часто в православных изданиях, — иллюстрации в иконописной манере. Это удобно в том смысле, что страхует художника от критики с «правой стороны»: ты делаешь так, как привыкли видеть православные христиане. Ничего плохого здесь нет, но мне хотелось, чтобы книжка была пространственная, чтобы сюжеты оживали перед глазами.

Казни египетские. Художник: Алия Нуракишева / Православие.RuКазни египетские. Художник: Алия Нуракишева / Православие.Ru

Поэтому я выбрала путь реалистической композиции. Это трудно, требует много времени на подготовку каждого сюжета, но очень интересно. Я выучила Иерусалим времен Ирода так, что могла мысленно ходить по нему, могла представить, как выглядит город и храм с любой точки, внутреннее устройство храма по деталям. Запомнила географию древнего Израиля и Иудеи достаточно, чтобы понять, будет ли видно с горы у крепости Махерон Мертвое море и тому подобное.

— Как вы выбирали сюжеты для иллюстрирования?..

— При выборе сюжетов мы отталкивались от того, что это книжка для детей. Поэтому от страшных и трудных для понимания фрагментов, как из Ветхого, так и из Нового Завета, решили отказаться.

Мальчик Иисус в храме. Художница: Алия Нуракишева / Православие.RuМальчик Иисус в храме. Художница: Алия Нуракишева / Православие.Ru

— Что вы понимаете под «пространственным» художественным языком?

— Приступая к работе, книжный график всегда имеет перед глазами страницу. Он представляет, где будет номер страницы, где будет большая буквица, где будет текст, как изображение будет взаимодействовать с белым полем страницы. Я, конечно, это тоже учитывала. Но чаще художники-графики используют декоративный, плоскостной язык, остаются в пределах страницы, оформляют ее плоскость, а мне хотелось эту страницу прорвать, чтобы читатель забыл о том, что держит в руках книгу из картона и бумаги, чтобы заинтересовался событиями и погрузился в них.

— Что дала вам работа над иллюстрированием Библии?

— Мне кажется, внутренняя жизнь человека, который любит Писание, расширяется, выходит в другое измерение, и это дает много сил для обычной повседневной жизни. На множество вопросов есть ответ, но и когда ответа нет — это тоже ответ. В очень трудную минуту жизни (тяжело болел сын), я работала над образом праведного Иова, который вопил возмущенно Богу: «Я звал Тебя, а Ты только смотрел на меня!» И я то же самое чувствовала. Я пожалела Иова и себя — и камень упал с души, стало возможным довериться Богу.

Иов Многострадальный. Художница: Алия Нуракишева / Православие.Ru
Иов Многострадальный. Художница: Алия Нуракишева / Православие.Ru

А еще личным открытием для меня стало, какое же разное понимание Писания у православных христиан и христиан всех других конфессий. Нам кажется, что мы близки, веруем во Святую Троицу и Христа Бога нашего, но как по-разному веруем! Я не специалист, просто делюсь своим впечатлением. Я много читала во время работы: толкования святых отцов на каждый сюжет, исторические разборы текстов Писания, слушала лекции современных знатоков Библии. И вот, по моему чувству, между православным восприятием Священного Писания и любым другим — пропасть.

— Можете привести пример такой пропасти?

— Например, в западной богословской мысли, сначала в протестантской среде, а потом и в католической, утвердился принцип библейского критицизма. Если схематично: это рациональное изучение Библии, критика литературной и исторической части текста, проверка повествований с научной точки зрения (могло ли Солнце стоять над Гаваоном, пока евреи побеждали своих врагов, могли ли обрушиться стены Иерихона от звукового резонанса и т.д.). На этом пути понимание Писания как откровения Святого Духа стирается — и по этому пути западное богословие идет более 400 лет! 400 лет образованнейшие люди пишут трактаты, пастыри говорят проповеди, поколения христиан сменяют друг друга. В православной традиции изучения Библии также используют методы библейского критицизма, но очень осторожно, и только с начала XIX века. При этом принцип Богодухновенности Священного Писания остается незыблемым.

Распни Его! Художник: Алия Нуракишева / Православие.RuРаспни Его! Художник: Алия Нуракишева / Православие.Ru

— Вы слушали современных православных экзегетов? Их много?

— По моим ощущениям, в современной российской библеистике просто цветение мысли: столько умнейших талантливых людей. Восхищаюсь ими.

— Какие сложности возникали при создании библейских иллюстраций?

— Библейские сюжеты сложны тем, что там много людей, постоянно приходится рисовать многофигурные композиции. Помню, я долго рисовала группы людей и очень устала. Сижу и думаю: вот сейчас нарисую Сотворение мира, день пятый. Там птички, рыбы — какое счастье! И ни одного человека — как легко! (Смеется)

Палестина. Художница: Алия Нуракишева / Православие.RuПалестина. Художница: Алия Нуракишева / Православие.Ru

Реалистическая живопись предполагает предельно близкое соприкосновение с великим событием. Как в театре: принцип четвертой стены — ее нет, на ее месте — зритель. Вот, я рисую Благовещение Пресвятой Богородицы, стараюсь повторить детали быта того времени. Я представляю себя зрителем того таинственного и страшного события. Были трепетные сомнения, но потом я поняла, что так и надо делать. Христос ходил среди людей. Любой человек мог подойти и стать слушателем Господа нашего Иисуса Христа. И через две тысячи лет мы — живые слушатели Слова Божия.

***

Нагорная проповедь. Художница: Алия Нуракишева / Православие.RuНагорная проповедь. Художница: Алия Нуракишева / Православие.Ru

Мысленно я возвращаюсь к событиям более чем десятилетней давности, когда мы, выпускницы Академии живописи, ваяния и зодчества, неожиданно встретились с Алией в Пюхтицком монастыре. Алия показала иконописную мастерскую, где проходила послушание. Рассматривая старые иконы, приготовленные для реставрации, на обороте одной из них мы увидели подпись иконописца. «Упокой, Господи раба твоего (называет имя)», — первое, что произнесла Алия. Меня поразила тогда эта ясность и определенность: прежде всего, помолиться о человеке, которого мы хотя и не знаем, но результат чьего труда держим в руках. Ведь и правда: у Бога все живы. И мы — живые слушатели Живого Слова Божия.

Беседовала Наталья Михалёва/Православие.ru