Всё сущее

Всё сущее

Всё сущее
Фото: baikalpoetry.ru

О лучшей современной поэзии говорить почти невозможно: во-первых, она куда лучше говорит сама за себя, а во-вторых, определений к ней почти не подбирается. Она просто есть.

Ольга Аникина – одна из самых одарённых выпускниц Литературного института имени А.М. Горького последних лет, и степень её имплантационной целостности в современном контексте – одна из самых значительных.

Будто бы в лёгком и ни к чему не обязывающем разговоре поэтом проговариваются самые серьёзные положения: стирание человека как фигуры и исторической, и биологической.

Ольга – профессиональный врач, видящий страдание каждый день и потому каждый день заново подбирающий ключи к заржавелой скважине бытия-небытия. То, что не может быть осознано как порог ощущений, превращается ею в блистательный ряд картин, каждая из которых и лаконична, и заключает в себе спрессованные и жаждущие раскрытия миры.

Бессмысленно толковать их: читатель сам пресуществится толкованию, если попадёт в прихотливый ритм и ощутит, каким безбрежно живым и прочувствованным может быть сегодня русское слово

Сергей Арутюнов


***

Я знаю: день за днём меня стирают,

пространство очищая для других,

чтоб им хватило места для разбега.

Так ластик-мышь бежит по чертежу,

так шаркает подошва по асфальту,

скользит сандалик с хлястиком торчащим

по белым, розовым, зеленоватым,

по неумелым линиям кривым.

 

И вот он, след мелковый, известковый,

и вот он, скрип очищенной бумаги,

её уже разглаживает кто-то

и крохотных сдувает червячков.

Спасибо тем, кто вовремя исчез,

оставив истончённую поверхность

и след цветной на маленькой подошве,

прозрачный знак, заметный лишь тому,

 

кто будет следующим.


Балкон

Простецы-бальзамины, бегонии лист восковой,

граммофоны петуний, висящие вниз головой,

 

горделивые бархатцы, жёлтый, шафрановый сад

и вербенные, пенные тучи плывущие над.

 

Золотые ростки из бумажных стаканов

по ящикам расселены.

это признаки лета, как ёлки в квартирах -

примета зимы.

И цветку достаётся

немудрёное место в горшке подвесном,

он под солнцем и ветром растёт,

и не думает об остальном.

 

Как наступит октябрь и спустится с неба

                      зима, холодна и темна,

и покроются инеем тонким

                    зелёные пальцы вьюна,

и рука, что лелеяла, дёрнет из ящика стебель

и прядку корней -

невесёлая участь, и разве расцвёл бы простец-бальзамин,

если б думал о ней.

 

но по нитке, от самых перил

до резного ребра козырька

плющ ползёт, однолетка,

и дерзость его высока,

немезия немеркнущим глазом

глядит из балконной листвы

и зевают, безмолвные рты разевают

цветочные львы.

 

***

 

шумящий, смешанный, сосновый,

глядящий свысока

и сосны – каждая как слово

праязыка

 

прикованы к земле, и всё-таки парят.

слагают звукоряд.

не говорят.

хотелось бы, чтоб сосны говорили –

но это уж навряд.

 

и я меж них – как звук,

что был утрачен

или

из языка изъят.

 

 

***

Как воробей, попавший в бурю,
летит за собственною дурью – 
с кем не бывало, Боже мой,
когда светильник гаснет в штольне – 
тебе б домой, проспаться, что ли –
какое, к лешему, домой.

 

Висеть над мёрзлою водою,
стоять под чёрною ладонью
и не пытаться отвести – 
пока мне, грешному, пока мне – 
такая трещина по камню,
что время сквозь неё свистит,

 

и лупит дураку роже – 
да ладно, ерунда, должно же
хоть у кого-нибудь болеть
за всех, кто с каменными лбами
здесь, над гранитными гробами,
стоит которую столеть.

 

Не очень лёгкая работа.
Пусть я и буду этот кто-то, 
чтоб ветер голосом ломать,
из сил последних, воробьиных
лелеять чьих-то нелюбимых
и чьих-то мёртвых обнимать.

 

***

 

внутри физалиса, в оранжевом райке

в бумажном невесомом гробике

под крышей золотого абажура

останусь я, пускай в твоей руке

качается его архитектура.

 

поющие на призрачных хорах,

живущие в прошедших временах

глаза открыли, развернули ноты,                      

и там, где было тление и прах –

шафрановые развернулись своды

 

и луковки прозрачных куполов.

лучи, мечами стены пропоров

ложатся на пол, как листва сухая.

там комната, а может, мастерская.

там печь горит, из отсыревших дров

невидимое что-то выдыхая.

 

***

 

когда Ты складываешь меня из букв –
на Тебя уповаю.
когда Ты играешь меня на скрипке – 
на Тебя уповаю.
когда Ты чертишь меня Своим грифелем – 
на Тебя уповаю.
будут прекрасны
и слово, и музыка, и чертёж.

 

не знаю только: покажут ли мне,

то, что выйдет в итоге?

кто будет жить в этих светлых домах,
которые Ты начертил?
кто зарыдает над музыкой,
кто перечтёт написанное?
не я, 
кто-то другой.

 

вот и мается человек,

мучается,

всё не хватает ему чего-то,
чего-то этакого,
знать бы чего,
разве может ведать 
незавершённый набросок,
чего ему не хватает.

***

 

Он неимущ, и может быть, поэтому

ему дано повелевать предметами.

Ему ни в чём избыток не обещан,

но может он, как из опары блинной,

из воздуха испечь такие вещи,

что никогда не испечёшь из глины.

 

Он бессловесен, ему просто не о чем.

Вокруг него сияющие мелочи.

Снег на песке, бессонный мотылёк,

спина травинки, злой зрачок вороны –

как боги, абсолютны и огромны,

пока их в слово кто-то не облёк.

 

Он тот, кому не нужно правоты,

и взгляд его прозрачнее воды.

В нём отражённый бережно и нежно

качался пруд, камыш дрожал как свечи.

Я глаз его не видела, конечно.

Рябь золотая, вздох травы прибрежной.   

Псалом

 

Боже! где же наконец берег всего?

Н. Гоголь

 

По бульвару, по крыше и пО дому

Кто-то ходит, виляет хвостом.

Как они разгулялися, подлые,

Перед самым Великим Постом!

 

Не возьмёшь меня, чёрт, руки коротки!

Что ты прячешься там, под столом?

Человек запирается в комнатке,

У него есть кондак и псалом.

 

Поднялася несметная силища –

Сотрясается старая клеть

Нелегко Николаю Васильичу

В одиночку её одолеть.

 

Липнут мысли холодными прядями

От касания маленьких лап.

Не пиши, если Богом не дадено.

Не глаголь, коли духом ослаб.

 

И качается пол под коленями,

Как живое дрожит существо.

Где же, Господи, мне избавление,

Где же, Господи, берег всего?

 

Только темень в дому и на лестнице,

Только шороха сбивчивый ритм,

Только лист – он горит и белеется,

И белеется он, и горит.

 

***

Те берега, исполненные света,

где солнце словно лодочка с гребцом,

где после лета наступает лето

с неведомым, невидимым лицом,

 

где нам с тобой немножечко за тридцать,

и лишь вино стареет в погребах,

где живы бронзовик и бабочка-ночница,

и птицы на цветущих деревах.

 

Где птичье не тускнеет оперение,

не исчезают буквы на песке,

и дважды в год на улицах сирени

и для вражды нет слова в языке.

***

 

И всё-то никак не уймётся,

и в стёкла холодные бьётся,

и сыплется с крыльев пыльца или прах.

Последний неспящий посланец народца,

живущего в разных мирах.

 

Зимой тут морозы такие,

зачем же сюда вопреки им –

к чему этот странный каприз?

Как имя твоё? Николай, Евдокия,

Мария, Варвара, Борис.

 

Обрывки слагаются в лица.

Колотится сердце-ночница,

Шатаются хлипкие рёбра окна.

Пока мотыльковая музыка длится –

дом помнит свои имена.

***

Всё сущее
и солнце в листьях клёна,
сперва в зелёных,
в жёлтых, 
а потом
в невидимых,
и вот пустая крона
становится 
одним сухим листом.

Затишье, вдох – 
и круг ещё не начат,
и воздух 
в лёгких ветках надо мной
сияет оттого,
что жизнь прозрачна,
как дерево
перед большой зимой. 

***

 

Порхнула стая мелких птах

и скрылась у реки.

Гуляй, Адам, гуляй в садах

последние деньки.

 

Седлай скорей велосипед,

пивка плесни в сосуд,

а если скажут, пива нет

бери что продадут.

 

Что трепыхается в груди,

как рыбица в сети?

Но ты на раму, впереди,

подружку посади.

 

Ей всё, что будет - невдомёк.

Смотри, она вот-вот

завяжет волосы в пучок

и в озеро войдёт,

 

войдёт и воды возмутит,

качнётся донный ил.

И робко из кустов глядит

Архангел Михаил.

 

***

 

привыкнув и бояться и молиться

по контуру, по краю, по границе

я медленно иду, и ты идёшь,

вдыхаешь инородные частицы

и говоришь спасительную ложь.

 

всё будет хорошо, ты сам-то веришь,

что, как и прежде, зацветает вереск

на склонах. и неведомый рыбак

всё так же тянет сеть свою на берег,

и чайка в небе делает зигзаг.

 

развалины стоят, плющом увиты;

мы думали, так исчезают виды,

но ты живёшь, и я живу пока.

и древние расшатывает плиты

чуть слышное дыханье ветерка.

Фото на заставке - literratura.org