Это место издавна влекло к себе людей: тисо-самшитовая роща, величественные горы, искрящиеся водопады, пробковые дубы и, конечно, море – невозможно остаться равнодушным к такой природе. Недаром селились здесь и античные греки, и римляне, и византийцы, и генуэзцы, и турки. От генуэзцев остались руины старинной крепости с четырьмя башнями. Византийцы, обращавшие местных жителей в христианство, построили три церкви, позже разрушенные турками. Многое повидала древняя Хоста за две с половиной тысячи лет… Конец XIX и начало XX веков – время интенсивного освоения побережья Чёрного моря.
«Сенатор Н.С. Абаза… обратил внимание на счастливое местоположение этого уголка, на довольно широкую площадку у моря и глубокую в этом месте морскую излучину… Тут решено было создать город: провели улицы, дороги; наметились церковный, школьный, торговые участки; нарезали 175 городских участков, большая часть которых отведена была в 1901 – 1903 годах частным лицам с обязательством в трёхлетний срок расчистить, огородить и застроить полученную землю», –
так описано возникновение курортного посёлка в книге Ф.П. Доброхотова «Черноморское побережье Кавказа», изданной в 1916 году. Хоста, приписанная к приходскому селению Адлер, своего храма не имела, что создавало бесчисленные неудобства для местных жителей. В начале 20-го века, по инициативе жены министра юстиции правительства Николая II М.Ф. Щегловитовой, П.Булатова, Н. Голубенко и других, был образован комитет по устройству в городке церкви, школы и амбулатории. Одновременно с этим братия адлерского Свято-Троицкого монастыря во главе с иеромонахом Маркианом задумала открыть в Хосте подворье, освятив его во имя Николая Чудотворца и в память императора Николая I. Однако революционные события 1905-1906 годов, финансовые затруднения и неразбериха затянули осуществление этих намерений.
«Жители этого посёлка, благодаря бывшим здесь политическим смутам в 1905 и в 1906 годах, принуждены были даже оставить, бросивши на произвол судьбы, своё имущество и только теперь возвратились, сами нуждающиеся, посему и не могущие прийти на помощь постройки храма личными средствами…» – писал в ноябре 1907 г. архиепископ Карталинский, экзарх Грузии Никон, гофмейстеру двора П.П. Извольскому.
Наконец в 1909 году строительство было разрешено. В определении Святейшего синода говорилось:
«Благословить местную землевладелицу, супругу министра юстиции Марию Щегловитову, принимающую участие в сооружении помянутой церкви, производить сбор пожертвований на нужды новосооружаемого храма».
И более того, Синод передал на строительство 4 тысячи рублей от имени императора Николая II. Проект, созданный сочинским архитектором В.А. Ионом, был признан наиболее удачным – так в десятых годах 20 столетия в Хосте появился храм Преображения Господня. Революция 1917 года и приход к власти большевиков, активно боровшихся с религией сначала при помощи пропаганды, а потом законодательно и с использованием репрессивного аппарата, сыграли роковую роль в судьбе хостинского храма. Уже в 1929 году его община перестала существовать, а сама церковь была закрыта. Власти намеревались использовать здание как библиотеку-читальню и краеведческий музей. Однако службы в храме продолжались ещё 2 года, благодаря мужеству и твёрдости митрополита Нижегородского и Арзамасского Евдокима (в миру Василия Ивановича Мещерского), сосланного в Хосту обновленческим Синодом. В тяжёлые годы советского безверия церковь чудом сохранилась.
При храме действует приют для мам с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, сестричество во имя великомученицы Вавары, служба милосердия Сочи, народная пекарня, гуманитарный центр "море добра", добровольческое объединение "служба добрых дел", воскресные школы для взрослых и детей, православная свободная библиотека.